Цитаты со словом «поэтический»
Область
поиска
по произведению «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)искать по всей классике
Область
поиска
«Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)по всей классике
Это увлечение чувством мы не думаем смешивать с вдохновением: вдохновение есть особенно благоприятное настроение творческой фантазии; оно и увлечение чувством имеют общего только то, что в людях, одаренных
поэтическим талантом и вместе особенною впечатлительностью, вдохновение может переходить в увлечение чувством, когда предмет вдохновения располагает к чувству.
Но вместе с этим говорят нам, что «это, однако же, не отдельные лица, а общие типы»; после такой фразы было бы излишне доказывать, что самое определенное, наилучшим образом обрисованное лицо остается в
поэтическом произведении только общим, неопределенно очерченным абрисом, которому живая определенная индивидуальность придается только воображением (собственно говоря, воспоминаниями) читателя.
Образ в
поэтическом произведении точно так же относится к действительному живому образу, как слово относится к действительному предмету, им обозначаемому, — это не более как бледный и общий, неопределенный намек на действительность.
Многие в этой «общности»
поэтического образа видят превосходство его над лицами, представляющимися нам в действительной жизни.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется достоинство
поэтического образа.
Против этого можно сказать: правда, что первообразом для
поэтического лица очень часто служит действительное лицо; но поэт «возводит его к общему значению» — возводить обыкновенно незачем, потому что и оригинал уже имеет общее значение в своей индивидуальности; надобно только — и в этом состоит одно из качеств поэтического гения — уметь понимать сущность характера в действительном человеке, смотреть на него проницательными глазами; кроме того, надобно понимать или чувствовать, как стал бы действовать и говорить этот человек в тех обстоятельствах, среди которых он будет поставлен поэтом, — другая сторона поэтического гения; в-третьих, надобно уметь изобразить его, уметь передать его таким, каким понимает его поэт, — едва ли не самая характеристическая черта поэтического гения.
Мы нисколько не сомневаемся, однако, что бывает в
поэтических произведениях очень много лиц, которые не могут быть названы портретами, которые «созданы» поэтому.
Но общий очерк сюжета сам по себе еще не придает высокого
поэтического достоинства роману или повести — надобно уметь воспользоваться сюжетом; потому, оставляя без рассмотрения «самостоятельность» сюжета, обратим внимание на то, выше или ниже действительных событий «поэтичность» поэтических произведений со стороны сюжета, как он представляется в них вполне развитым.
Как пособия для получения окончательного вывода выставим несколько вопросов, из которых большая часть разрешаются сами собою: 1) Бывают ли в действительности
поэтические события:, совершаются ли в действительности драмы, романы, комедии, трагедии, водевили?
Есть очень много таких событий, в которых строго
поэтическое воззрение не находит никаких недостатков в художественном отношении.
3) Есть ли между этими законченными
поэтическими событиями такие, которые могли бы без всякого изменения быть переданы под заглавием: «драма», «трагедия», «роман» и т. п.?
4) Имеют ли действительные события «общую» сторону, которая, необходима в
поэтическом произведении?
После всего этого трудно не сказать, что в действительности есть много событий, которые надобно только знать, понять и уметь рассказать, чтоб они в чисто прозаическом рассказе историка, писателя мемуаров или собирателя анекдотов отличались от настоящих «
поэтических произведений» только меньшим объемом, меньшим развитием сцен, описаний и тому подобных подробностей.
И в этом находим мы существенное различие
поэтических произведений от точного прозаического пересказывания действительных происшествий.
Мы не менее других готовы смеяться над реторикою; но, признавая законными все потребности человеческого сердца, как скоро замечаем их всеобщность, мы признаем важность этих
поэтических распространений, потому что всегда и везде видим стремление к ним в поэзии: в жизни всегда есть эти подробности, не нужные для сущности дела, но необходимые для сто действительного развития; должны они быть и в поэзии.
Разница только в том, что в действительности подробности никогда не могут быть умышленным механическим растягиванием дела, а в
поэтических произведениях они на самом деле очень часто отзываются реторикою, механическим растягиванием рассказа.
Итак, вообще, по сюжету, по типичности и полноте обрисовки лиц
поэтические произведения далеко уступают действительности; но есть две стороны, которыми они могут стоять выше действительности: это украшения и сочетание лиц с теми событиями, в которых они участвуют.
В жизни часто не знаешь, кого винить, кого хвалить; в
поэтических произведениях обыкновенно положительным образом раздается честь и бесчестье.
Не говорим пока о том, что следствием подобного обыкновения бывает идеализация в хорошую и дурную сторону, или просто говоря, преувеличение; потому что мы не говорили еще о значении искусства, и рано еще решать, недостаток или достоинство эта идеализация; скажем только, что вследствие постоянного приспособления характера людей к значению событий является в поэзии монотонность, однообразны делаются лица и даже самые события; потому что от разности в характерах действующих лиц и самые происшествия, существенно сходные, приобретали бы различный оттенок, как это бывает в жизни, вечно разнообразной, вечно новой, между тем как в
поэтических произведениях очень часто приходится читать повторения.
Итак, надобно кстати и некстати наполнять
поэтические создания описаниями природы: чем больше их, тем больше прекрасного в нашем произведении.
В этом видят преимущество
поэтических картин перед действительностью; но то же самое делает и каждое отдельное слово со своим предметом: в слове (в понятии) также выпущены все случайные и оставлены одни существенные черты предмета; может быть, для неопытного соображения слово яснее самого предмета; но это уяснение есть только ослабление.
Предмет или событие в
поэтическом произведении может быть удобопонятнее, нежели в самой действительности; но мы признаем за ним только достоинство живого и ясного указания на действительность, а не самостоятельное значение, которое могло бы соперничествовать с полнотою действительной жизни.
Это ясно из цели
поэтического создания, от которого требуется верное воспроизведение известной стороны жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только, в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое чувствами и создавать нечто новое по форме.
Переводчик
поэтического произведения с одного языка на другой должен до некоторой степени переделывать переводимое произведение; как же не являться необходимости переделки при переводе события с языка жизни на скудный, бледный, мертвый язык поэзии?
Цитаты из русской классики со словом «поэтический»
В письмах к издателям мы видим одинаковые похвалы и истинно
поэтическим произведениям и сочинениям дидактическим.
— Да наши Марлинский [Марлинский — псевдоним Александра Александровича Бестужева (1797—1837) — русского писателя-декабриста.], Бенедиктов [Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807—1873) — русский поэт.] — это тоже поэты весьма громких и трескучих фраз и весьма малого
поэтического содержания.
В
поэтическом и дружеском напутствовании [В послании к И. А. Гончарову, напечатанной в полном собрании стихотворений Бенедиктова — примеч.
Она обладала несомненным
поэтическим даром, периодически у нее являлось
поэтическое вдохновение, и она писала интересные стихи.
Писал Аполлон и лирические стихотворения, выражавшие отчаяние юноши по случаю отсутствия в нем
поэтического таланта.
Синонимы к слову «поэтический»
Предложения со словом «поэтический»
- Именно этот мотив является сквозным в его первом поэтическом сборнике, вышедшем в 1881 году.
- Они, очевидно, исходят из убеждения, что поэзия непереводима, что всякая попытка передать на другом языке поэтическое произведение обречена на неудачу.
- Дар поэтического творчества состоит в ярком воображении, в проникновении в характеры людей, в тонком вкусе к словам и выражениям, но никак не в ловкости располагать содержание по главам и не в запасе рифм в голове.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «поэтический»
Что (кто) бывает «поэтическим»
Значение слова «поэтический»
ПОЭТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к поэзия (в 1 и 2 знач.). Поэтическое произведение. Поэтическое воспроизведение действительности. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПОЭТИЧЕСКИЙ
Афоризмы русских писателей со словом «поэтический»
- Искусство не допускает к себе… рассудочных идей, оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это — живая страсть…
- Мы увидим, что свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые приметы поэзии Лермонтова.
- Поэтическая, страстная любовь — это цвет нашей жизни, нашей молодости.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно