Цитаты со словосочетанием «действительная жизнь»
Область
поиска
по произведению «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)искать по всей классике
Область
поиска
«Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)по всей классике
Уважение к
действительной жизни, недоверчивость к априорическим, хотя бы и приятным для фантазии, гипотезам, вот характер направления, господствующего ныне в науке. Автору кажется, что необходимо привести к этому знаменателю и наши эстетические убеждения, если еще стоит говорить об эстетике.
Нам говорят: «чисто случайная погибель — нелепость в трагедии», — в трагедиях, писанных авторами, может быть; в
действительной жизни — нет.
Оно разыгрывается тогда, когда не заняты чувства; бедность
действительной жизни — источник жизни в фантазии.
Река, имеющая один фут глубины в некоторых местах, не потому считается мелкою, что есть реки гораздо глубже ее; она мелка без всяких сравнений, сама по себе, мелка потому, что неудобна для судоходства; канал, имеющий тридцать футов глубины, не мелок в
действительной жизни, потому что совершенно удобен для судоходства; никому не приходит и в голову называть его мелким, хотя всякому известно, что Па-де-Кале далеко превосходит его своею глубиною.
Отвлеченное математическое сравнение не есть взгляд
действительной жизни.
Потому, находя предмет X прекраснее А, мы в
действительной жизни нисколько не перестаем находить прекрасным предмет А. Положим, что «Отелло» выше «Макбета» или «Макбет» выше «Отелло», — несмотря на превосходство одной из этих трагедий над другой, они обе остаются прекрасными.
После этих указаний можно сказать, не боясь сильного противоречия, что и в области прекрасного
действительной жизни мы довольствуемся тем, когда находим очень хорошее, но не ищем совершенства математического, изъятого от всех мелких недостатков.
Все это само собой всегда соблюдается в
действительной жизни и с чрезвычайным трудом достигает этого искусство.
Окончательный вывод из этих суждений о скульптуре и живописи: мы видим, что произведения того и другого искусства по многим и существеннейшим элементам (по красоте очертаний, по абсолютному совершенству исполнения, по выразительности и т. д.) неизмеримо ниже природы и жизни; но, кроме одного маловажного преимущества живописи, о котором сейчас говорили, решительно не видим, в чем произведения скульптуры или живописи стояли бы выше природы и
действительной жизни.
Многие в этой «общности» поэтического образа видят превосходство его над лицами, представляющимися нам в
действительной жизни.
Итак: стремится, но не может никогда достичь того, что всегда встречается в типических лицах
действительной жизни, — ясно, что образы поэзии слабы, неполны, неопределенны в сравнении с соответствующими им образами действительности.
Отчего произошло мнение, будто бы типические характеры в поэзии выставляются гораздо чище и лучше, нежели представляются они в
действительной жизни, рассмотрим после; теперь обратим внимание на процесс, посредством которого «создаются» характеры в поэзии, — он обыкновенно представляется ручательством за большую в сравнении с живыми лицами типичность этих образов.
— Очень много; правда, что многие из действительных событий неправдоподобны, основаны на слишком редких, исключительных положениях или сцеплениях обстоятельств и потому в настоящем своем виде имеют вид сказки или натянутой выдумки (из этого можно видеть, что
действительная жизнь часто бывает слишком драматична для драмы, слишком поэтична для поэзии); но очень много есть событий, в которых, при всей их замечательности, нет ничего эксцентрического, невероятного, все сцепление происшествий, весь ход и развязка того, что в поэзии называется интригою, просты, естественны.
Действительно, его краткость кажется недостаткам, когда вспомним о том, до какой степени укоренилось мнение, будто бы красота произведений искусства выше красоты действительных предметов, событий и людей; но когда посмотришь на шаткость этого мнения, когда вспомнишь, как люди, его выставляющие, противоречат сами себе на каждом шагу, то покажется, что было бы довольно, изложив мнение о превосходстве искусства над действительностью, ограничиться прибавлением слов: это несправедливо, всякий чувствует, что красота
действительной жизни выше красоты созданий «творческой» фантазии.
То и другое требование — следствие ограниченности человека; природа и
действительная жизнь выше этой ограниченности; произведения искусства, подчиняясь ей, становясь этим ниже действительности и даже очень часто подвергаясь опасности впадать в пошлость или в слабость, приближаются к обыкновенным потребностям человека и через это выигрывают в его глазах.
Красота и величие
действительной жизни редко являются нам патентованными, а про что не трубит молва, то немногие в состоянии заметить и оценить; явления действительности — золотой слиток без клейма: очень многие откажутся уже по этому одному взять его, очень многие не отличат от куска меди; произведение искусства — банковый билет, в котором очень мало внутренней ценности, но за условную ценность которого ручается все общество, которым поэтому дорожит всякий и относительно которого немногие даже сознают ясно, что вся его ценность заимствована только от того, что он представитель золотого куска.
Первое и общее значение всех произведений искусства, сказали мы, — воспроизведение интересных для человека явлений
действительной жизни.
Под
действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения человека к предметам и существам объективного мира, но и внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Предмет или событие в поэтическом произведении может быть удобопонятнее, нежели в самой действительности; но мы признаем за ним только достоинство живого и ясного указания на действительность, а не самостоятельное значение, которое могло бы соперничествовать с полнотою
действительной жизни.
Само собою разумеется, что в этом отношении произведения искусства не находят себе ничего соответствующего в действительности, — но только по форме; что касается до содержания, до самых вопросов, предлагающихся или разрешаемых искусством, они все найдутся в
действительной жизни, только без преднамеренности, без arrièr-pensêe.
Предположим, что в произведении искусства развивается мысль: «временное уклонение от прямого пути не погубит сильной натуры», или: «одна крайность вызывает другую»; или изображается распадение человека с самим собою; или, если угодно, борьба страстей с высшими стремлениями (мы указываем различные основные идеи, которые видели в «Фаусте»), — разве не представляются в
действительной жизни случаи, в которых развивается то же самое положение?
Все, что высказывается наукою и искусством, найдется в жизни, и найдется в полнейшем, совершеннейшем виде, со всеми живыми подробностями, в которых обыкновенно и лежит истинный смысл дела, которые часто не понимаются наукой и искусством, еще чаще не могут быть ими обняты; в
действительной жизни все верно, нет недосмотров, нет односторонней узкости взгляда, которою страждет всякое человеческое произведение, — как поучение, как наука, жизнь полнее, правдивее, даже художественнее всех творений ученых и поэтов.
Но необходимость комбинировать и видоизменять проистекает не из того, чтобы
действительная жизнь не представляла (и в гораздо лучшем виде) тех явлений, которые хочет изобразить поэт или художник, а из того, что картина действительной жизни принадлежит не той сфере бытия, как действительная жизнь; различие рождается оттого, что поэт не располагает теми средствами, какими располагает действительная жизнь.
Еще больше различия в средствах
действительной жизни и поэта.
— Да, если показывать, что искусство ниже
действительной жизни по художественному совершенству своих произведений, значит унижать искусство; но восставать против панегириков не значит еще быть хулителем.
6) Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В
действительной жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
Неточные совпадения
Такой вопрос рождается тем естественнее, что под «идеею» [у Гегеля] понимается «общее понятие так, как оно определяется всеми подробностями своего
действительного существования», и потому между понятием идеи и понятием
жизни (или, точнее, понятием жизненной силы) есть прямая связь.
Так, например, из определения «прекрасное есть
жизнь» становится понятно, почему в области прекрасного нет отвлеченных мыслей, а есть только индивидуальные существа —
жизнь мы видим только в
действительных, живых существах, а отвлеченные, общие мысли не входят в область
жизни.
«
Действительный предмет не может быть прекрасен уже потому, что он живой предмет, в котором совершается
действительный процесс
жизни со всею своею грубостью, со всеми своими антиэстетическими подробностями».
Произведения поэзии живее, нежели произведения живописи, архитектуры и ваяния; но и они пресыщают нас довольно скоро: конечно, не найдется человека, который был бы в состоянии перечитать роман пять раз сряду; между тем
жизнь, живые лица и
действительные события увлекательны своим разнообразием.
С одной стороны, приличия, с другой — обыкновенное стремление человека к самостоятельности, к «творчеству, а не списыванию копий» заставляют поэта видоизменять характеры, им списываемые с людей, которые встречались ему в
жизни, представлять их до некоторой степени неточными; кроме того, списанному с
действительного человека лицу обыкновенно приходится в романе действовать совершенно не в той обстановке, какой оно было окружено на самом деле, и от этого внешнее сходство теряется.
Мы не менее других готовы смеяться над реторикою; но, признавая законными все потребности человеческого сердца, как скоро замечаем их всеобщность, мы признаем важность этих поэтических распространений, потому что всегда и везде видим стремление к ним в поэзии: в
жизни всегда есть эти подробности, не нужные для сущности дела, но необходимые для сто
действительного развития; должны они быть и в поэзии.
Произведение искусства мелочнее того, что мы видим в
жизни и в природе, и вместе с тем эффектнее, — как же не утвердиться мнению, что оно прекраснее
действительной природы и
жизни, в которых так мало искусственности, которым чуждо стремление заинтересовать?
История не думает соперничествовать с
действительною историческою
жизнью, сознается, что ее картины бледны, неполны, более или менее неверны или по крайней мере односторонни.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «действительная жизнь»
В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для
действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий, просветители, озабоченные культурным развитием низших слоев народа, литераторы, запутавшиеся в противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с
действительной жизнью.
По выходе из училища
действительная жизнь мало увлекала его в свой поток и своей веселой стороной, и суровой деятельностью.
— Теперь уж не сон! Реализм, господа, реализм
действительной жизни! Я волк, а вы охотники, ну и травите волка.
В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в
действительной жизни, чем в истории или в мысли рефлексий и отражений.
Неточные совпадения
А может быть, сон, вечная тишина вялой
жизни и отсутствие движения и всяких
действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления.
Она все колола его легкими сарказмами за праздно убитые годы, изрекала суровый приговор, казнила его апатию глубже,
действительнее, нежели Штольц; потом, по мере сближения с ним, от сарказмов над вялым и дряблым существованием Обломова она перешла к деспотическому проявлению воли, отважно напомнила ему цель
жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала наружу его ум, то запутывая его в тонкий, жизненный, знакомый ей вопрос, то сама шла к нему с вопросом о чем-нибудь неясном, не доступном ей.
Повыситься из статских в
действительные статские, а под конец, за долговременную и полезную службу и «неусыпные труды», как по службе, так и в картах, — в тайные советники, и бросить якорь в порте, в какой-нибудь нетленной комиссии или в комитете, с сохранением окладов, — а там, волнуйся себе человеческий океан, меняйся век, лети в пучину судьба народов, царств, — все пролетит мимо его, пока апоплексический или другой удар не остановит течение его
жизни.
«Пресыщение знает только пустая фантазия, а не сердце, не живой
действительный человек, а испорченный мечтатель, ушедший из
жизни в мечту».
Припомните: разве история не была многократно свидетельницей мрачных и жестоких эпох, когда общество, гонимое паникой, перестает верить в освежающую силу знания и ищет спасения в невежестве? Когда мысль человеческая осуждается на бездействие, а
действительное знание заменяется массою бесполезностей, которые отдают
жизнь в жертву неосмысленности; когда идеалы меркнут, а на верования и убеждения налагается безусловный запрет?.. Где ручательство, что подобные эпохи не могут повториться и впредь?
Ассоциации к слову «действительный»
Ассоциации к слову «жизнь»
Синонимы к словосочетанию «действительная жизнь»
Предложения со словосочетанием «действительная жизнь»
- Одним провозглашением свободы нельзя ещё разрешить в действительной жизни общества все противоречия различных верований.
- Психический облик личности во всём многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности.
- Но считать за аксиому, что сказка не связана с условиями действительной жизни, и вводить это в определение неправильно.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «действительный»
Сочетаемость слова «жизнь»
Значение слова «действительный»
ДЕЙСТВИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Существующий или существовавший на самом деле; реальный. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ
Значение слова «жизнь»
ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЖИЗНЬ
Афоризмы русских писателей со словом «действительный»
- Нечего бояться истины, и лучше смотреть ей прямо в глаза, нежели зажмуриваться самим и ложные, фантастические цвета принимать за действительные. Только робкие и слабые умы страшатся сомнения и исследования. Кто верует в разум и истину, тот не испугается никакого отрицания.
- Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.
- Пушкин не любил щеголять эпитетами, не бросался ни в сентименталь-ность, ни в таинственность, ни в надутость, ни в пустословие; он жив и стремителен в рассказе, употребляет слова в надлежащем их смысле, наблюдает умную соразмерность в разделении мыслей: все это действительно составляло неотъемлемые качества пушкинской поэзии, качества великие.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно