Неточные совпадения
Совершенно другой смысл имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное есть единство идеи и
образа, полное слияние идеи с
образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением
искусства: прекрасно будет произведение
искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Здесь же считаю не излишним заметить, что в определении красоты как единства идеи и
образа, — в этом определении, имеющем в виду не прекрасное живой природы, а прекрасные произведения
искусств, уже скрывается зародыш или результат того направления, по которому эстетика обыкновенно отдает предпочтение прекрасному в
искусстве перед прекрасным в живой действительности.
Но как
искусство олицетворяет все в отдельных
образах, то обыкновенно борьба двух требований нравственного закона представляется в
искусстве борьбою двух лиц.
Все другие
искусства, подобно живой действительности, действуют прямо на чувства, поэзия действует на фантазию; фантазия у одних людей гораздо впечатлительнее и живее, нежели у других, но вообще должно сказать, что у здорового человека ее
образы бледны, слабы в сравнении с воззрениями чувств; потому надобно сказать, что по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других
искусств.
Из многих случаев этого угождения господствующему
образу мыслей укажем на один: многие требуют, чтобы в сатирических произведениях были лица, «на которых могло бы с любовью отдохнуть сердце читателя», — требование очень естественное; но действительность очень часто не удовлетворяет ему, представляя множество событий, в которых нет «и одного отрадного лица;
искусство почти всегда угождает ему; и не знаем, найдется ли, например, в русской литературе, кроме Гоголя, писатель, который бы «в подчинялся этому требованию; и у самого Гоголя за недостаток «отрадных» лиц вознаграждают «высоколирические» отступления.
Уж и по самой своей незаконченности, неопределенности, именно по тому самому, что обыкновенно оно только «общее место», а не живой индивидуальный
образ или событие, произведение
искусства особенно способно вызывать наши воспоминания.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не
искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и
образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному
искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное
искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и формы.
Итак, невозможно согласиться с обыкновенным объяснением значения
искусства; но в этом объяснении есть намеки, которые могут быть названы справедливыми, если будут истолкованы надлежащим
образом.
Критика эта, с одной стороны, покажет различие опровергаемых ею понятий от нашего воззрения, с другой стороны, обнаружит, чего недостает в нашем первом определении
искусства, как деятельности воспроизводящей, и таким
образом послужит переходом к точнейшему развитию понятий об
искусстве.
Но эта формальная красота или единство идеи и
образа, содержания и формы-не специальная особенность, которая отличала бы
искусство от других отраслей человеческой деятельности.
«Произведение
искусства стремится к гармонии идеи с
образом» ни более, «и менее, как произведение сапожного мастерства, ювелирного ремесла, каллиграфии, инженерного
искусства, нравственной решимости.
Итак, 1) прекрасное как единство идеи и
образа вовсе не характеристическая особенность
искусства в том смысле, какой придается этому слову эстетикою; 2) «единство идеи и
образа» определяет одну формальную сторону
искусства, нисколько не относясь к его содержанию; оно говорит о том, как должно быть исполнено, а не о том, что исполняется.
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «
образ», — оно говорит о том, что
искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а живым индивидуальным фактом; говоря: «
искусство есть воспроизведение природы в жизни», мы говорим то же самое: в природе и жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно; воспроизведение должно по мере возможности сохранять сущность воспроизводимого; потому создание
искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в индивидуальных
образах.
Красота формы, состоящая в единстве идеи и
образа, общая принадлежность «е только
искусства (в эстетическом смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершенно отлична от идеи прекрасного, как объекта
искусства, как предмета нашей радостной любви в действительном мире.
Но если все
искусства могут указывать новые интересные предметы, то поэзия всегда по необходимости указывает резким и ясным
образом на существенные черты предмета.
15) Совершенство формы (единство идеи и формы) не составляет характеристической черты
искусства в эстетическом смысле слова (изящных
искусств); прекрасное как единство идеи и
образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления
искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
Неточные совпадения
Левин доказывал, что ошибка Вагнера и всех его последователей в том, что музыка хочет переходить в область чужого
искусства, что так же ошибается поэзия, когда описывает черты лиц, что должна делать живопись, и, как пример такой ошибки, он привел скульптора, который вздумал высекать из мрамора тени поэтических
образов, восстающие вокруг фигуры поэта на пьедестале.
Сам он тоже не посещал никого; таким
образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена — игрушки — менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений. Товары и съестные припасы он закупал в городе — Меннерс не мог бы похвастаться даже коробком спичек, купленным у него Лонгреном. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное
искусство ращения девочки.
Молодые художники отказывались от традиционного академизма, требовавшего подражания классическим образцам, главным
образом итальянского
искусства, и выступали за создание русского самобытного
искусства, проникнутого передовыми, демократическими идеями.
Люди только ловят ее признаки, силятся творить в
искусстве ее
образы, и все стремятся, одни сознательно, другие слепо и грубо, к красоте, к красоте… к красоте!
Нет ни одного
искусства, которое было бы роднее мистицизму, как зодчество; отвлеченное, геометрическое, немо-музыкальное, бесстрастное, оно живет символикой,
образом, намеком.