Цитаты со словом «семейное»
Одиннадцатая относилась к
семейному состоянию: женат, вдов, холост?
Слова «женат, вдов, холост» на Сахалине еще не определяют
семейного положения; здесь очень часто женатые бывают обречены на одинокую безбрачную жизнь, так как супруги их живут на родине и не дают им развода, а холостые и вдовые живут семейно и имеют по полдюжине детей; поэтому ведущих холостую жизнь не формально, а на самом деле, хотя бы они значились женатыми, я считал не лишним отмечать словом «одинок».
Не говоря уже о писарях, чертежниках и хороших мастерах, которым по роду их занятий жить в тюрьме не приходится, на Сахалине немало
семейных каторжников, мужей и отцов, которых непрактично было бы держать в тюрьмах отдельно от их семей: это вносило бы немалую путаницу в жизнь колонии.
Но, говоря о
семейных каторжных, нельзя мириться с другим беспорядком — с нерасчетливостью администрации, с какою она разрешает десяткам семейств селиться там, где нет ни усадебной, ни пахотной земли, ни сенокосов, в то время как в селениях других округов, поставленных в этом отношении в более благоприятные условия, хозяйничают только бобыли, и хозяйства не задаются вовсе благодаря недостатку женщин.
Сравнительно большое количество
семейных объясняется не какими-либо особенностями хозяйств, располагающими к семейной, домовитой жизни, а случайностями: легкомыслием местной администрации, сажающей семейных на участки в Александровске, а не в более подходящем для этого месте, и тою сравнительною легкостью, с какою здешний поселенец, благодаря своей близости к начальству и тюрьме, получает женщину.
Началось со сторожевых пикетов, иногда из 4–5 человек, с течением же времени, когда одних этих пикетов оказалось недостаточно, решено было (в 1882 г.) заселить самые большие мысы между Дуэ и Погоби благонадежными, преимущественно
семейными поселенцами.
Если судить только по одному Дуэ, то сельскохозяйственная колония на Сахалине обременена излишком женщин и
семейных каторжных.
За недостатком места в избах, 27 семейств живут в старых, давно уже обреченных на снос постройках, в высшей степени грязных и безобразных, которые называются «казармами для
семейных».
Для любителей я записал некоторые его выражения: транспорт скушан! напе! наперипе! угол! по рублю очко маз! в цвет и в масть, артиллерия!] рядом с ним на нарах его любовница-каторжная — вялое, сонное и жалкое на вид существо; далее каторжный, жена свободного состояния и трое детей; каторжный не
семейный; каторжный, жена свободного состояния и двое детей; поселенец; каторжный, чистенький старичок с бритым лицом.
Оно не похоже на Александровский пост; то городок, маленький Вавилон, имеющий уже в себе игорные дома и даже
семейные бани, содержимые жидом, это же настоящая серая русская деревня без каких-либо претензий на культурность.
У гиляков, как говорят и пишут, не уважается также и
семейное старшинство.
Несчастные женщины свободного состояния, которых северные чиновники томят в Дуэ «в казармах для
семейных», пригодились бы здесь как нельзя кстати; во Владимировке одного рогатого скота больше 100 голов, 40 лошадей, хорошие покосы, но нет хозяек и, значит, нет настоящих хозяйств.
Но если при определении состава населения колонии по полам и по
семейному положению следует брать в расчет и этот разряд людей, то не иначе, как с оговоркой.
С колонизационной точки зрения эти женщины имеют одно важное преимущество: они поступают в колонию в сравнительно молодом возрасте; это в большинстве женщины с темпераментом, осужденные за преступления романического и
семейного характера: «за мужа пришла», «за свекровь пришла»…
Это всё больше убийцы, жертвы любви и
семейного деспотизма.
Женщин запирают на ночь в камере, заранее для того приготовленной, и потом всю ночь в тюрьме и в посту идут разговоры о новой партии, о прелестях
семейной жизни, о невозможности вести хозяйство без бабы и т. п.
Бродяги тоже устраиваются на
семейную ногу, и один из них, бродяга Иван, 35 лет, в Дербинском, даже заявил мне с улыбкой, что у него две сожительницы: «Одна здесь, другая по билету в Николаевске».
Поселенец Тымовского округа Бышевец при мне содержался в карцере в Дуэ — его обвиняли в покушении на убийство; жена его и дети жили поблизости в казармах для
семейных, а дом и хозяйство были брошены.
Пусть читатель вспомнит про дуйские казармы для
семейных.
Сравнительно с однородными русскими цифрами [В Череповецком уезде 37,3, в Тамбовском около 39 %.] она мала, для ссыльной же колонии, где
семейная жизнь находится в таких неблагоприятных условиях, она высока.
На Сахалине 860 законных семей и 782 свободных, и эти цифры достаточно определяют
семейное положение ссыльных, живущих в колонии.
Вообще говоря, благами
семейной жизни пользуется почти половина всего взрослого населения.
Как бы то ни было, развитие
семейного начала среди ссыльных считается чрезвычайно слабым, и как на главную причину, почему колония до сих пор не удалась, указывают именно на большое число бессемейных.
[Хотя ниоткуда не видно, чтобы упрочение колонии в первое время зависело главным образом от развития в ней
семейного начала; мы знаем, что благосостояние Виргинии было упрочено раньше, чем туда стали привозить женщин.]
Теперь на очереди вопрос, почему в колонии получили такое широкое развитие незаконные или свободные сожительства и почему при взгляде на цифры, относящиеся к
семейному положению ссыльных, получается такое впечатление, как будто ссыльные упорно уклоняются от законного брака?
У многих ссыльных совсем нет статейных списков; попадаются такие списки, в которых совсем не показано
семейное положение ссыльного или же показано неясно или неверно; между тем, кроме статейного списка, у ссыльного нет никаких других документов, на которые он мог бы ссылаться в случае надобности.
Шаховской в своем «Деле об устройстве о. Сахалина» писал, между прочим: «Немалыми затруднениями к беспрепятственному заключению браков представляют<ся> статейные списки, в которых часто не проставляется вероисповедание и
семейное положение, а главное, неизвестно, произошел ли развод с оставшимся в России супругом; узнать об этом, а тем более исходатайствовать развод через консисторию с о. Сахалина дело почти невозможное».
Поселенец Игнатьев в Ново-Михайловке жаловался мне, что его не венчают с сожительницей потому, что за давностью лет не могут определить его
семейного положения; сожительница его умоляла меня похлопотать и при этом говорила: «Грех так жить, мы уже немолодые».
Средний возраст брачущихся здесь совершенно праздная цифра: заключать по ней о преобладании поздних или ранних браков и делать отсюда какие-либо выводы невозможно, так как
семейная жизнь у большинства ссыльных начинается задолго до совершения церковного обряда, и венчаются обыкновенно пары; уже имеющие детей.
По каким документам определяется
семейное положение и возраст их при вступлении в брак, я не знаю.
Общество уже настолько разнообразно и интеллигентно, что в Александровске, например, в 1888 г. могли в любительском спектакле поставить «Женитьбу»; когда здесь же, в Александровске, в большие праздники, по взаимному соглашению, чиновники и офицеры заменяют визиты денежными взносами в пользу бедных
семейных каторжных или детей, то на подписном листе обыкновенно число подписей доходит до 40.
Особенно сильно наврано в отделах, касающихся
семейного положения ссыльных, детей, состава ссыльных по роду преступлений.
У девушки этой есть мать, но
семейная обстановка на Сахалине далеко не всегда спасает девушек от гибели.
Есть даже «
семейные бани», содержимые жидом, и уже называют людей, которые промышляют сводничеством.
Обыкновенно наказывают плетями или розгами всех бегунов без разбора, но уж одно то, что часто побеги от начала до конца поражают своею несообразностью, бессмыслицей, что часто благоразумные, скромные и
семейные люди убегают без одёжи, без хлеба, без цели, без плана, с уверенностью, что их непременно поймают, с риском потерять здоровье, доверие начальства, свою относительную свободу и иногда даже жалованье, с риском замерзнуть или быть застреленным, — уже одна эта несообразность должна бы подсказывать сахалинским врачам, от которых зависит наказать или не наказать, что во многих случаях они имеют дело не с преступлением, а с болезнью.
Обязанности по отношению к жене и детям удерживают от побега, но случается, что убегают и
семейные.
Цитаты из русской классики со словом «семейное»
Ассоциации к слову «семейное»
Синонимы к слову «семейное»
Предложения со словом «семейный»
- Моя молодость, мои лучшие годы, мои возможности – всё это потонуло где-то на дне семейной жизни, вместе с несбывшимися надеждами.
- Без сомнения, присутствующие наблюдали счастливую семейную пару.
- Его отказ продолжить семейное дело стал для старика страшным разочарованием.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «семейный»
Что (кто) бывает «семейным»
Значение слова «семейный»
СЕМЕ́ЙНЫЙ, -ая, -ое. 1. Имеющий семью (в 1 знач.), не одинокий. Семейные люди. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СЕМЕЙНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «семейный»
- Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке.
- Многие семейные пары, почти не расставаясь тридцать или сорок лет, не знают, что представляет собой <любовь>…
- Англичане честны, у них есть нравы, семейная жизнь, союз родства и дружбы… Их слово, приязнь, знакомство надежны: действие, может быть, их общего духа торговли, которая приучает людей уважать и хранить доверенность со всеми ее оттенками. Но строгая честность не мешает им быть тонкими эгоистами. Таковы они в своей торговле, политике и частных отношениях между собой. Все придумано, все разочтено, и последнее следствие есть… личная выгода.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно