Неточные совпадения
Рыцарское обращение с женщиной возводится почти в культ
и в
то же время не считается предосудительным уступить за деньги приятелю свою жену; или вот еще лучше: с
одной стороны, отсутствие сословных предрассудков — здесь
и с ссыльным держат себя, как с ровней, а с другой — не грех подстрелить в лесу китайца-бродягу, как собаку, или даже поохотиться тайком на горбачиков.
Доктор пригласил меня переехать к нему,
и в
тот же день вечером я поселился на главной улице поста, в
одном из домов, ближайших к присутственным местам.
Надо или признать общие камеры уже отжившими
и заменить их жилищами иного типа, что уже отчасти
и делается, так как многие каторжные живут не в тюрьме, а в избах, или
же мириться с нечистотой как с неизбежным, необходимым злом,
и измерения испорченного воздуха кубическими саженями предоставить
тем, кто в гигиене видит
одну только пустую формальность.
По контракту, заключенному в 1875 г. на 24 года, общество пользуется участком на западном берегу Сахалина на две версты вдоль берега
и на
одну версту в глубь острова; ему предоставляются бесплатно свободные удобные места для склада угля в Приморской области я прилегающих к ней островах; нужный для построек
и работ строительный материал общество получает также бесплатно; ввоз всех предметов, необходимых для технических
и хозяйственных работ
и устройства рудников, предоставляется беспошлинно; за каждый пуд угля, покупаемый морским ведомством, общество получает от 15 до 30 коп.; ежедневно в распоряжение общества командируется для работ не менее 400 каторжных; если
же на работы будет выслано меньше этого числа,
то за каждого недостающего рабочего казна платит обществу штрафу
один рубль в день; нужное обществу число людей может быть отпускаемо
и на ночь.
Желающих обстоятельно познакомиться с гиляками я отсылаю к специалистам-этнографам, например к Л.
И. Шренку. [К его превосходному сочинению «Инородцы Амурского края» приложены этнографическая карта
и две таблицы с рисунками г. Дмитриева-Оренбургского; на
одной из таблиц изображены гиляки.] Я
же ограничусь лишь
теми частностями, которые характерны для местных естественных условий
и которые могут дать прямо или косвенно указания, практически полезные для новичков-колонистов.
На четвертой версте от поста находится Соловьевка, основанная в 1882 году. Из всех сахалинских селений она занимает наиболее выгодное положение: она при море,
и, кроме
того, недалеко от нее находится устье рыбной речки Сусуи. Население держит коров
и торгует молоком. Занимается также хлебопашеством. Жителей 74: 37 м.
и 37 ж. Хозяев 26. Все они имеют пахотную
и покосную землю, в среднем по
одной десятине на душу. Земля хороша только около моря, по скатам берега, дальше
же она плоха, из-под ели
и пихты.
Есть еще
одно селение на берегу Анивы, далеко в стороне, верст за 25 или, если плыть к нему морем, в 14 милях от поста. Оно называется Лютога, находится в пяти верстах от устья реки
того же имени
и основано в 1886 г. Сообщение с постом крайне неудобное: пешком по берегу или
же на катере, а для поселенцев — на сеноплавке. Жителей 53: 37 м.
и 16 ж. Хозяев 33.
При мне
один чиновник со свитой поехал за 15–20 верст осматривать новое место
и вернулся домой в
тот же день, успевши в два-три часа подробно осмотреть место
и одобрить его; он говорил, что прогулка вышла очень милая.
Есть
же еще мужчины, ночующие в тюрьмах,
и холостые солдаты, для которых «необходимым предметом для удовлетворения естественных потребностей», как выразился когда-то
один из здешних начальников, служат всё
те же ссыльные или прикосновенные к ссылке женщины.
В Дуэ я видел сумасшедшую, страдающую эпилепсией каторжную, которая живет в избе своего сожителя, тоже каторжного; он ходит за ней, как усердная сиделка,
и когда я заметил ему, что, вероятно, ему тяжело жить в
одной комнате с этою женщиной,
то он ответил мне весело: «Ничево-о, ваше высокоблагородие, по человечности!» В Ново-Михайловке у
одного поселенца сожительница давно уже лишилась ног
и день
и ночь лежит среди комнаты на лохмотьях,
и он ходит за ней,
и когда я стал уверять его, что для него
же было бы удобнее, если бы она лежала, в больнице,
то и он тоже заговорил о человечности.
Заработков нет, милостыню просить негде,
и ей с детьми приходится кормиться
тою же арестантскою порцией, которую получает из тюрьмы ее муж-каторжник
и которой едва хватает на
одного взрослого.
Мне однажды пришлось записывать двух женщин свободного состояния, прибывших добровольно за мужьями
и живших на
одной квартире;
одна из них, бездетная, пока я был в избе, всё время роптала на судьбу, смеялась над собой, обзывала себя дурой
и окаянной за
то, что пошла на Сахалин, судорожно сжимала кулаки,
и всё это в присутствии мужа, который находился тут
же и виновато смотрел на меня, а другая, как здесь часто говорят, детная, имеющая несколько душ детей, молчала,
и я подумал, что положение первой, бездетной, должно быть ужасно.
К
тому же этот труд пригоден для громадного большинства ссыльных, так как наша каторга — учреждение по преимуществу мужицкое,
и из каторжных
и поселенцев только
одна десятая часть не принадлежит к земледельческому классу.
Одни находили Сахалин плодороднейшим островом
и называли его так в своих отчетах
и корреспонденциях
и даже, как говорят, посылали восторженные телеграммы о
том, что ссыльные наконец в состоянии сами прокормить себя
и уже не нуждаются в затратах со стороны государства, другие
же относились к сахалинскому земледелию скептически
и решительно заявляли, что сельскохозяйственная культура на острове немыслима.
Местные
же агрономы были малосведущи в своей специальности
и ничего не делали, или
же отчеты их отличались заведомою тенденциозностью, или
же, попадая в колонию прямо со школьной скамьи, они на первых порах ограничивались
одною лишь теоретическою
и формальною стороной дела
и для своих отчетов пользовались всё
теми же сведениями, которые собирали для канцелярий нижние чины.
Они зорко следили за модой
и направлением мыслей,
и если местная администрация не верила в сельское хозяйство,
то они тоже не верили; если
же в канцеляриях делалось модным противоположное направление,
то и они тоже начинали уверять, что на Сахалине, слава богу, жить можно, урожаи хорошие,
и только
одна беда — народ нынче избаловался
и т. п.,
и при этом, чтобы угодить начальству, они прибегали к грубой лжи
и всякого рода уловкам.
Один каторжный слесарь делает берданки
и уже четыре продал на материк, другой — делает оригинальные цепочки из стали, третий — лепит из гипса; но все эти берданки, цепочки
и очень дорогие шкатулки так
же мало рисуют экономическое положение колонии, как
и то, что
один поселенец на юге собирает по берегу китовую кость, а другой — добывает трепангу.
Каторжным, как мужчинам, так
и женщинам, выдается по армяку
и полушубку ежегодно, между
тем солдат, который работает на Сахалине не меньше каторжного, получает мундир на три, а шинель на два года; из обуви арестант изнашивает в год четыре пары чирков
и две пары бродней, солдат
же —
одну пару голенищ
и 2 1/2 подошв.
Каторжные чернорабочие обыкновенно в церковь не ходят, так как каждым праздничным днем пользуются для
того, чтобы отдохнуть, починиться, сходить по ягоды; к
тому же церкви здешние тесны,
и как-то само собою установилось, что ходить в церковь могут только одетые в вольное платье,
то есть
одна так называемая чистая публика.
Поселенцев под судом
и следствием было 69,
то есть 1 на 55, крестьян
же подсудимых только 4,
один на 115.
Один смотритель тюрьмы всегда аккуратно давал по 30, когда
же ему пришлось однажды исполнять должность начальника округа,
то свою обычную порцию он сразу повысил до 100, точно эти сто розог были необходимым признаком его новой власти;
и он не изменял этому признаку до самого приезда начальника округа, а потом опять, так
же добросовестно
и сразу, съехал на 30.
Подозревая, что это сахалинские каторжники,
те самые беглые, которые недавно сделали нападение на Крильонский маяк, старший офицер пустился на хитрости: он выстроил их в шеренгу
и скомандовал по-русски: «Налево кругом марш!»
Один из иностранцев не выдержал своей роли
и тотчас
же исполнил команду,
и таким образом узнали, к какой нации принадлежали эти хитроумные Одиссеи.