Цитаты из русской классики со словом «Данте»
— Вот он вас проведет в присутствие! — сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, [Древнеримский поэт Вергилий (70–19 гг. до н. э.) в поэме
Данте Алигьери (1265–1321) «Божественная комедия» через Ад и Чистилище провожает автора до Рая.] и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом [Зерцало — трехгранная пирамида с указами Петра I, стоявшая на столе во всех присутственных местах.] и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель.
— Какая-то дорога в ад. Это должен был видеть
Данте. Ты замечаешь, что мы, поднимаясь, как будто опускаемся?
В новых литературах, там, где не было древних форм, признавал только одну высокую поэзию, а тривиального, вседневного не любил; любил
Данте, Мильтона, усиливался прочесть Клопштока — и не мог. Шекспиру удивлялся, но не любил его; любил Гете, но не романтика Гете, а классика, наслаждался римскими элегиями и путешествиями по Италии больше, нежели Фаустом, Вильгельма Мейстера не признавал, но знал почти наизусть Прометея и Тасса.
Космос в античном греческом смысле слова, космос Аристотеля, Фомы Аквината,
Данте — более не существует.
Читал он о
Данте, о народности в искусстве, о православии в науке, и проч.; публики было много, но она осталась холодна.
Но у меня не было того, что называют культом вечной женственности и о чем любили говорить в начале XX века, ссылаясь на культ Прекрасной Дамы, на
Данте, на Гёте.
Была ли некультурна эпоха
Данте и Фомы Аквинского?
То-то и дело, что для поручика Дица вслед за любовью идет брезгливость и пресыщение, а для
Данте вся любовь — прелесть, очарование, весна!
Ну я понимаю: талант, гений, вдохновение свыше… это Шекспир, Гете, Байрон, Гомер, Пушкин, Сервантес,
Данте, небожители, витавшие в облаках, питавшиеся амброзиею и нектаром, говорившие с богами, и так далее и тому подобное…
— Я думаю, что и поглядеться даже не стоит, — отозвался насмешливо Сергей Степаныч. — Кстати, по поводу выкупаться, — присовокупил он, исключительно обращаясь к князю, — молодой Шевырев, который теперь в Италии, мне пишет и выразился так об
Данте: «Данта читать, что в море купаться!..» Это недурно!..
Имена
Данте, Гете, Байрона часто присоединяются к его имени, но трудно сказать, чтоб в каждом из них так полно обозначалась целая новая фаза общечеловеческого развития, как в Шекспире.
Как понятно мне то, что
Данте рассказывает об одном миниатюристе XIII века, который, начав рисовать изображения в священной рукописи, чувствовал, что его опытная рука постоянно дрожит от страха, как бы не испортить миниатюрные фигуры.
— Santa Maria! [Святая Мария! (итал.)] Что вы говорите? Знаете ли, что наш
Данте в своей «Divina comedia» [«Божественной комедии» (итал.)], описывая разнородные мучения ада, в числе самых ужаснейших полагает именно то, о котором вы говорите. И в этой земле живут люди!
Горек чужой хлеб, говорит
Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?
«Анна Денман не погубит таланта», — отвечала жена и повезла Флаксмана в Рим, во Флоренцию; она одушевляла его; терпела с ним всякую нужду; она сама сделалась художником и вдохновила мужа создать великую статую великого
Данте — Данте, которого тоже вела женщина, его бессмертная Беатриче.
Чтобы из села Палицына кратчайшим путем достигнуть этой уединенной пещеры, должно бы было переплыть реку и версты две идти болотистой долиной, усеянной кочками, ветловыми кустами и покрытой высоким камышом; только некоторые из окрестных жителей умели по разным приметам пробираться чрез это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника, и высокий тростник скрывает ямы и тину; болото оканчивается холмом, через который прежде вела тропинка и, спустясь с него, поворачивала по косогору в густой и мрачный лес; на опушке столетние липы как стражи, казалось, простирали огромные ветви, чтоб заслонить дорогу, казалось, на узорах их сморщенной коры был написан адскими буквами этот известный стих
Данте: Lasciate ogni speranza voi ch'entrate!
В произведениях поэзии скоро стареет язык, и мы по этой причине не можем наслаждаться Шекспиром,
Данте, Вольфрамом так свободно, как наслаждались их современники.
Когда
Данте вступил в светлую область, в которой нет ни плача, ни воздыхания, когда он увидел бесплотных жителей рая, ему стало стыдно тени, бросаемой его телом.
Вы знаете, что также Вольтера и
Данте читали не поселяне, а дворяне и часть среднего сословия.
— Ну, а
Данте? а Гомер? — подстрекнул Бейгуш.
Отвечает ли внутренней природе любви это разделение жены и «донны», или же это есть лишь человеческая слабость
Данте?
Можно ли сказать, что греческая трагедия, диалоги Платона,
Данте, Сервантес, Шекспир, Гёте, Лев Толстой и Достоевский, Микеланджело, Рембрандт, Бетховен принадлежат к чисто классическому типу?
И для нас понятна антипатия Н. Федорова к
Данте, которого он считал гением мести.
Тогда же зародилось во мне желание изучать английский язык — Эсхил, Софокл, Эврипид, Шекспир,
Данте, Ариосто, Боккачио, Сервантес, испанские драматурги, немецкие классики и романтики — специально «Фауст» — и вплоть до лириков и драматургов 30-х и 40-х годов, с особым интересом к Гейне, — вот что вносил с собою Уваров в наши продолжительные беседы у него в кабинете.
Ведь должно признать, что истина может открываться через искусство
Данте и Достоевского или через гностическую мистику Якова Бёме в гораздо большей степени, чем через Когена или Гуссерля.
Данте был гениальным выразителем мироощущения средневекового человека.
— Они совсем не загадочные, мой друг, — ответил доктор, — когда я узнал из истории литературы, что гений Шекспира был оценен его соотечественниками лишь два века спустя после его смерти, когда я читал о страданиях и лишениях великих людей: Гомера,
Данте, Торквато-Тассо, Велисария, Овидия, умершего в изгнании, Мильтиада, окончившего свои дни в темнице, и всех других, которых я не перечисляю — я сам тоже подумал, что слава — это дым, и был готов относиться к ней с таким же, как ты, презрением…
Рассыпь сейчас перед ней Цицерон все самые пышные цветы из своего неувядаемого венка, блистай перед ней Гейне всеми перлами язвительной насмешки и мистически-страстной нежности, плачь и хмурься перед нею
Данте, соберись тут наконец все великие умы и сердца и положи к ногам ее дары свои, она, эта красивая девушка, не обернула бы к ним головы и жадным ухом ловила бы каждое слово длинноволосого молодца.
— Как не себя? Неужто этот богач ездит к ней читать с нею Петрарку или
Данте?
Автор скучно рассказывал о любви Овидия и Коринны, Петрарки и Лауры,
Данте и Беатриче, Бокаччио, Фиаметты; книга была наполнена прозаическими переводами элегий и сонетов.
Данте, Л. Толстой, Шекспир или Гёте одинаково национальны и универсальны.
Но не могу полюбить специально
Данте.
Ведь если только
Данте сохранял верность сердца к Беатриче, как он свидетельствует своей поэзией, то жена была для него лишь наложницей, а стало быть, и сам он, имея наложницу, постольку изменял заветам любви своей, — и ее образ был бы, конечно, целостнее и чище без этой измены.
Это злое дело «добрых» совершалось главным образом в западной христианской мысли, начиная с Бл. Августина, и оно нашло свое увенчание у Фомы Аквината и у
Данте.
Это чувство мести вошло и в концепцию ада у
Данте.
У таких людей, как Бл. Августин, как
Данте, мы видим пафос разделения, уготовляющего ад.
Оправдание ада на почве идеи справедливости, которое мы находим у св. Фомы Аквината и
Данте, наиболее возмущающее и наименее углубленное.
Возрождение XV века, кватроченто, не осуществило идеалов Франциска и
Данте, не продолжало религиозного искусства Джотто — в нем раскрылось противоборство христианских и языческих стихий в человеке.
Иохим из Флориды, св. Франциск Ассизский, Ж. Варажин с его «Золотой легендой», Джотто,
Данте — вот высшая точка мистического напряжения западного мира.
Истоки Возрождения, Франциск и
Данте, не были еще забыты в XV веке.
У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды,
Данте и Беатриче, Ромео и Джульеты.
В
Данте и Бёме есть другая и неменьшая общеобязательность, чем в Когене.
В великом старом искусстве, например, у
Данте, мистическая роза была лишь символом последней реальности сущего.
Очень поучительно сопоставить отношение к человеку у
Данте, Шекспира и Достоевского.
Джотто и вся ранняя религиозная живопись Италии, Арнольдо и др. шли за Франциском и
Данте.
В нем человек занимает существенно иное положение, чем у
Данте и Шекспира.
Ему предшествовала святость Франциска Ассизского и гениальность
Данте.
У
Данте человек — органическая часть объективного миропорядка, божественного космоса.
Его учение о Софии глубже и конечнее того культа вечной женственности, которому мы учимся у
Данте, у Гёте, у Вл. Соловьева.
Даже символизм
Данте был послушен миру средневековому.
Ассоциации к слову «Данте»
Предложения со словом «данте»
- Например, Данте приучил одну из своих любимиц держать в лапе горящую свечу, когда он по вечерам читал книги.
- Прежде чем получить возможность лицезреть великолепие небесных сфер, Данте вынужден был пройти через ужасы ада и лишь после этого сумел понять, что мешает нам войти в жемчужные врата.
- Например, Данте говорил: «Человеческое благородство, поскольку это касается множества его плодов, превосходит благородство ангела».
- (все предложения)
Дополнительно