Цитаты из русской классики со словом «дуализм»
Нус связан с Платоном, с
дуализмом, с идеализмом, пневма — со стоицизмом, с монизмом, гилозоистическим материализмом.
И то и другое направление порождается стремлением рационализировать сверхрациональное: и монизм, и
дуализм одинаково суть порождения рационализма (хотя бы даже и мистического), при котором Бог мыслится по схемам и категориям вещного бытия.
Так изначально определились внутренние двигатели философии: примат свободы над бытием, духа над природой, субъекта над объектом, личности над универсально-общим, творчества над эволюцией,
дуализма над монизмом, любви над законом.
Плохо понимают характер моего
дуализма, ошибочно приписывая ему онтологический характер, особенно плохо понимают центральное для меня значение учения об объективации и эсхатологические мотивы моей философии.
Возможно ли сознательно преодолеть персидский
дуализм, манихейское допущение двух богов, двух равносильных начал, и пантеистический монизм, отвергающий абсолютное различие между добром и злом, видящий в зле лишь несовершенство частей, лишь недостаточное добро?
В сознании нет выхода из вечной антиномичности трансцендентного и имманентного,
дуализма и монизма.
Допущение существования двух природ — божественной и человеческой, которые могут быть соединены, но не тождественны и не слиянны, есть истина, непонятная объективирующему разуму, сверхразумная, ибо разум сам по себе склонен или к монизму, или к
дуализму.
Не признает свободы и манихейский и гностический
дуализм, полагая источник зла в злом боге или материи.
Это почти манихейский
дуализм, который при этом обыкновенно пользуется монистической доктриной.
Она отрешилась в ней не только от грубого
дуализма религии, но и от ухищренного
дуализма философии; она освободилась не только от небесных привидений, но и от земных; она перешагнула через сентиментальную апотеозу человечества, через фатализм прогресса, у ней нет тех неизменяемых литий о братстве, демократии и прогрессе, которые так жалко утомляют среди раздора и насилия.
Я утверждаю
дуализм мира феноменального, который есть мир объективации и необходимости, и мира нуменального, который есть мир подлинной жизни и свободы.
Вот начало того
дуализма, который находим мы в основании всех естественных религий: Вишну и Шива, Ормузд и Ариман, Белбог, и Чернобог, и проч., и проч., служат олицетворением первоначальных понятий человека о силах природы…
На всех царила метафизика, сложившаяся под влиянием немецкого идеалистического
дуализма.
Непременно хотят
дуализма, хотят делить мир на мыслимое и являемое, уверяя, что только чистые идеи имеют настоящую действительность, а все являемое, т. е. видимое, составляет только отражение этих высших идей.
— Да так, всем… Туман какой-то кругом, неопределенность… безызвестность… писать не о чем. От одной мысли можно десять раз повеситься: кругом друг друга едят, грабят, топят, друг другу в морды плюют, а писать не о чем! Жизнь кипит, трещит, шипит, а писать не о чем!
Дуализм проклятый какой-то…
В Канте заложены основы единственной верной метафизики:
дуализм порядка свободы и порядка природы, волюнтаризм, индетерминизм (умопостигаемый характер), персонализм, учение об антиномиях, признание скрытой за миром явлений иной, более глубокой реальности.
Подлинная мистика находится по ту сторону противоположения между трансцендентным
дуализмом и имманентным монизмом.
Это даже не есть и религия, ибо религия предполагает напряженный
дуализм имманентного и трансцендентного, соответствует ущербленному, богоищущему и как бы богооставленному бытию.
Иррациональная тайна свободы, не сотворенной и не детерминированной Богом, совсем не означает, что существует какое-то другое бытие наряду с бытием Бога, совсем не означает онтологического
дуализма.
Эта антиномия
дуализма и монизма у меня до конца сознательна, и я принимаю ее как непреодолимую в сознании и неизбежную в религиозной жизни.
В самом деле, против мнимого платоновского
дуализма, разъединяющего и противопоставляющего идеи и явления, Аристотель утверждает их неразрывность: идея есть движущее начало, цель, причина, энтелехия, она имманентна вещи и, однако, есть для нее prius, онтологически ей предшествует, т. е. ей в известном смысле трансцендентна.
Основной
дуализм не есть ни
дуализм естественного и сверхъестественного, ни
дуализм материального и психического, ни
дуализм природы и цивилизации, а
дуализм природы и свободы, природы и духа, природы и личности, объектности и субъектности.
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход
дуализма (трансцендентная бездна между человеком и Богом) в монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
И задача нового религиозного движения не есть обновление христианства язычеством, а скорее освобождение христианства от языческого быта, преодоление
дуализма и творческое утверждение нового религиозного бытия, в которое войдет и все преображенное язычество и все исполнившееся христианство.
Меня обвинят в противоречивом совмещении крайнего религиозного
дуализма с крайним религиозным монизмом.
Современная философия имеет тенденцию к отрицанию
дуализма двух миров, мира нуменального и мира феноменального, который восходит к Платону.
Начало, т. е. Божественная София, в премирном своем существовании, пребывает трансцендентна миру с его неизбежным
дуализмом неба и земли, идей и материи, но в то же время небо и земля создаются именно в Начале, обосновываются в своем бытии в сверхбытийной Софии.
Зиммель хочет показать, что Микеланджело преодолел
дуализм языческой имманентности и христианской трансцендентности.
И интересно, что этот уклон к пантеистическому монизму можно открыть у тех, которые более всего враждуют против пантеизма и утверждают крайние формы трансцендентного
дуализма.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление,
дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Мне чужд его непреодолимый
дуализм духовного и теллургического начала, при котором теллургическое начало, определяющее политику, не подчинено никаким моральным началам, мне чужда его скорее индусская, чем христианская, духовность.
В связи с этим недопустим также и
дуализм между наглядным представлением и понятием: и наглядные представления и понятия не отображают действительности, но зато они содержат ее в себе; они одинаково заключают в себе бытие».
Разум имеет непреодолимую склонность к монизму или к
дуализму, причем монизм переходит в
дуализм, а
дуализм переходит в монизм.
Духовность принимает или характер крайнего монизма, или характер крайнего
дуализма.
Но это не есть
дуализм Бога и человека, Творца и творения, это есть
дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации, духа и природы, личного и общего.
Кантовский
дуализм остается более вечной истиной, чем этот монизм, порожденный усилиями гениальной мысли, но все же мысли себя объективирующей и гипостазирующей.
Но это и значит, что аскеза, утверждающая
дуализм духа и материи, есть не христианская аскеза.
Мне особенно близок
дуализм Канта, кантовское различение царства свободы и царства природы, кантовское учение о свободе умопостигаемого характера и кантовские волюнтаризм, взгляд на мир явлений, как отличный от того подлинного мира, который он неудачно назвал миром вещей в себе.
Через героический
дуализм, через противопоставление божественного и «мирского» входит человек в монизм божественной жизни.
Мистический гнозис всегда давал антиномические решения проблемы зла, всегда в нем
дуализм таинственно сочетался с монизмом.
Что человек несет в себе образ Бога и через это делается человеком, — это есть символ, понятия об этом нельзя выработать, богочеловечность есть противоречие для мысли, которая склоняется к монизму или
дуализму.
Бог и зло ни в каком смысле не сравнимы и не сопоставимы; их нельзя признать ни равносильными началами (
дуализм), ни зло подчиненным Богу (пантеизм); к их отношениям неприменима ни ответственность, ни конкуренция.
В сознании кн. Е. Трубецкого крайний
дуализм сочетается с крайним монизмом.
Православные, католики, протестанты, чувствующие себя ортодоксальными, очень нападали на мою идею несотворенной свободы, видели в ней нехристианский
дуализм, гностицизм, ограничение всемогущества Божества.
Отсюда начинается возможность определений Бога как имманентно-трансцендентного, выступившего из своей трансцендентности и абсолютности своей в имманентность и некий
дуализм.
Три решения я бы формулировал так: 1) верховенство знания и отрицание веры, 2) верховенство веры и отрицание знания, 3)
дуализм знания и веры.
Судьба мира и человека трагична вследствие этого коренного
дуализма истины и полезности, субъективного, личного духа и духа «объективного», общего,
дуализма существования и объективации.
Все богословско-метафизические учения, которые противополагаются моему «
дуализму», в сущности, суть формы рационализма, уничтожающего тайну, и неверно описывают духовный опыт, не хотят знать трагизма, противоречия, иррациональности.
Дуализм Духа и Кесаря, противоположный всякому монизму, не должен означать отворачивания от мира и происходящих в нем процессов.
Картезианский
дуализм духа и тела совершенно ошибочен и оставлен современной философией и психологией.
Синонимы к слову «дуализм»
Предложения со словом «дуализм»
- Несмотря на противоречие здравому смыслу, корпускулярно-волновой дуализм признали реальным.
- Очевидно, что подобная форма рассуждений выходит далеко за пределы простой критики картезианского дуализма как такового.
- Это коллективное, бессознательное ощущение, нашедшее отражение не только в русском, но во многих европейских языках, и сопутствующий ему дуализм является фундаментальной чертой западной цивилизации.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «дуализм»
Значение слова «дуализм»
ДУАЛИ́ЗМ, -а, м. 1. Философское учение, считающее первопричиной бытия два самостоятельных, отрицающих друг друга и борющихся друг с другом начала: материальное и идеальное; противоп. монизм. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДУАЛИЗМ
Дополнительно