Цитаты из русской классики со словом «мытарь»
Христос защищает
мытарей и грешников и обличает самоправедность фарисеев, ревнителей закона.
Христос жил среди грешников, среди
мытарей и блудниц, с ними ел и пил.
Движение к совершенству
мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте по этому учению большее благо, чем неподвижная праведность фарисея. Заблудшая овца дороже 99-ти незаблудших. Блудный сын, потерянная и опять найденная монета дороже любимее богом тех, которые не пропадали.
Моралисты и фарисеи его порицали, но простецы и «
мытари» любили «предоброго Евфима» и, как писал мне преосвященный Филарет, «провожали его с большим плачем».
Всем завладали окаянные
мытари, завладали и церковью Божьей…
Он жил среди людей, среди
мытарей и грешников, посещал пиры.
— Егор Егорыч, значит, справедливо предсказывал, что у нас не Христос выгонит из храма
мытарей, а
мытари выгонят рыбарей, что масонство на долгие годы должно умереть, и воссияет во всем своем величии откупщицкая и кабацкая сила.
— Долго терпел князь наш нестерпимое, но теперь обнажил меч свой по слову Господню: «Аще согрешит к тебе брат твой, обличи его наедине, аще не послушает, — поими с собой два или три свидетеля, аще же тех не послушает, повеждь церкви, аще же церкви не радеть станет, будет тебе яко язычник и
мытарь».
— Я
мытарь, а не фарисей, который делает все напоказ, — съязвила Иванова.
— Долго терпел князь наш нестерпимое, но теперь обнажил меч свой по слову Господню: «Аще согрешит к тебе брат твой, обличи его наедине, аще не послушает, пойми с собой два или три свидетеля, аще же тех не послушает, повеждь церкви, аще же церкви не радеть станет, будет тебе яко язычник и
мытарь».
—
Мытаря судить приехали?… вон, фарисеи… вон!
Но часто мы видим в истории, что или государственные интересы вовсе не сходятся с интересами народных масс, или между государством и народом являются посредники — вроде каких-нибудь сатрапов,
мытарей и т. п., — не имеющие, конечно, силы унизить величие своего государства, но имеющие возможность разрушить благоденствие народа.
И он впрямь воплощал великий и благородный дух евангелистского
мытаря, который при своем малом росте взлез на дерево, чтобы увидать того, которому ангел пустыни считал себя недостойным развязать ремня у сандалий.
— О, горе сим
мытарям и фарисеям! — вздохнув, произнес Овцебык. — Болты болтают, а сами ничего не знают.
В глухую ночь, когда «Москвитянин» тонул и «Маяк» не светил ему больше из Петербурга, Белинский, вскормивши своей кровью «Отечественные записки», поставил на ноги их побочного сына и дал им обоим такой толчок, что они могли несколько лет продолжать свой путь с одними корректорами и батырщиками, литературными
мытарями и книжными грешниками.
Начали меня судить, начали меня
мытарить, — и ямы-то ему мало, и в острог-то его!
Каких ужасов нагляделся и чего только он не вынес, пока его судили,
мытарили по тюрьмам и потом три года тащили через Сибирь; на пути его дочь, девушка, которая пошла добровольно за отцом и матерью на каторгу, умерла от изнурения, а судно, которое везло его и старуху в Корсаковск, около Мауки потерпело аварию.
Вот я, знаете, как Закхей
Мытарь, цап-царап, да и взлез на этакую маленькую искусственную скалу, взлез и стою под пальмой.
— Везите меня, нечего тут. Дело
мытаря надо сегодня бросить.
— А он тоже был и у
мытаря?
Мытарей и грешников Евангелие поставило выше фарисеев, нечистых выше чистых, не исполнивших закон выше исполнивших закон, последних выше первых, погибающих выше спасенных, «злых» выше «добрых».
Фарисейство, т. е. этика закона, беспощадно осуждается в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, как нуждаются
мытари и грешники, потому что если бы последняя религиозная и нравственная правда была на стороне фарисеев, то искупление было бы не нужно.
Никогда никакая этика не становилась на сторону
мытарей и блудниц, грешных и неправедных.
«
Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».
Мытари и блудницы впереди идут в Царство Божье.
И потому движение к совершенству
мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте — составляет высшую степень жизни, чем неподвижная праведность фарисея.
Мытари и грешники впереди идут в царство небесное.
Те же в христианском мире правители и правительства, те же войска, те же суды, те же
мытари, то же духовенство, те же богачи землевладельцы, фабриканты и капиталисты, как и прежде, но совсем другое уже отношение к ним людей и самих людей к своему положению.
Губернаторы, исправники, становые, сборщики податей,
мытари часто, жалея народ, стараются найти предлоги для несобирания с народа податей.
Только Евангелие понимает это и указывает новые пути, непонятные для закона, — любовь к врагам, неосуждение ближних и грешников,
мытари и грешники впереди идут в Царство Небесное, человек выше субботы и пр.
Это, конечно, не достоинство, если смотреть на дело только со стороны требований жизни гражданственной, но зато это порука в пользу любви русского человека к тишине и созерцательному настроению, которое он ограждает своею уступчивостью по изречению: «будь ты мне как
мытарь», то есть как чужой, как человек, с которым я ничем не связан, кроме закона человеколюбия.
Те приехали в заседание и единогласно объявили, что полезнее бы всего было раздать деньги на руки самим голодающим; однако члены комитета, поняв заднюю мысль, руководившую сих
мытарей, в глаза им объявили, что при подобном способе большая часть денег бедняками будет употреблена не на покупку хлеба, а на водку откупщицкую.
— Писание, братец, начал толковать на свой салтык, и, скажу тебе, уж не на честный, а на дурацкий. Про
мытаря начал, да про Лазаря убогого, да вот как кому в иглу пролезть можно, а кому нельзя, и свел все на меня.
И если теперь уже есть правители, не решающиеся ничего предпринимать сами своей властью и старающиеся быть как можно более похожими не на монархов, а на самых простых смертных, и высказывающие готовность отказаться от своих прерогатив и стать первыми гражданами своей республики; и если есть уже такие военные, которые понимают всё зло и грех войны и не желают стрелять ни в людей чужого, ни своего народа; и такие судьи и прокуроры, которые не хотят обвинять и приговаривать преступников; и такие духовные, которые отказываются от своей лжи; и такие
мытари, которые стараются как можно меньше исполнять то, что они призваны делать; и такие богатые люди, которые отказываются от своих богатств, — то неизбежно сделается то же самое и с другими правительствами, другими военными, другими судейскими, духовными,
мытарями и богачами.
Синонимы к слову «мытарь»
Предложения со словом «мытарь»
- Это молитва мытаря, который покаялся в своих грехах и получил прощение.
- Страх перед непомерными поборами королевских мытарей, постоянные неурожаи, бесчинства дворян и разбойничьих банд гнали людей прочь с насиженных мест.
- Для истинных подвигов христианского благочестия надо с внешними добрыми делами фарисея соединять внутреннее смирение мытаря – дела первого со смиренномудрием второго.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мытарь»
Значение слова «мытарь»
МЫ́ТАРЬ, -я, м. 1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МЫТАРЬ
Дополнительно