Цитаты из русской классики со словом «опричнина»
Эта часть России в Москве, эта шеститысячная дружина Иоаннова, этот новый двор, как отдельная собственность царя, находясь под его непосредственным ведением, были названы «
Опричниною», а все остальное, то есть все государство — «Земщиною», управление которой он поручал земским боярам.
— Какая
опричнина? Что за опричники? — спросил князь.
«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Безразлично было, к чему именно готовиться и для буйной боярской
опричнины, которая и сама любила барский разгул, да и не приучена была ни к каким рассуждениям.
Оставим обывателей и обывательниц дальней княжеской вотчины, как знающих, так и догадывающихся о предстоящем радостном для семейства князя Василия событии, жить в сладких мечтах и грезах о лучшем будущем и перенесемся снова в ту, ныне почти легендарную Александровскую слободу, откуда не менее кажущийся легендарным царь-монах, деля свое время между молитвами и казнями, правил русской землей, отделившись от нее непроницаемой стеной ненавистной ей
опричнины.
— Да что это за
опричнина, боярин? Встречал я опричников, только в толк не возьму!
— Многое, князь, многое стало на Москве не так, как было, с тех пор как учинил государь на Руси
опричнину!
При учреждении
опричнины, в которую были отобраны улицы Чертолье (Пречистенка), Арбатская с Сивцевым оврагом, Сенчинское (Остоженка) и половина Никитской с разными слободами до всполья Дорогомиловского, царь велел построить для себя новый дворец на Неглинной, на нынешней Воздвиженке, и обнести его высокой стеной.
— Выдать им, — продолжал Иоанн, — по доброму кафтану да по гривне на человека. Я их в
опричнину впишу. Хотите, висельники, мне в опричниках служить?
И те города и улицы и свою особную стражу называю, говорит,
опричниной, а все достальное — то земщина.
— Не для того поставил я на Руси
опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных.
Эх, боярин! видно, ты издалека едешь, что не знаешь
опричнины!
А этих голоштанников в
опричнину не впишу; мои молодцы, пожалуй, обидятся.
— Государь, вели оттащить этого дьявола! Хомяк у нас лучший человек во всей
опричнине!
— В ратный-то строй пригодны, — ответил Никита Романович, — только уж, государь, не вели их в
опричнину вписывать!
— Ребята! — сказал князь, — а если поколотим поганых да увидит царь, что мы не хуже опричников, отпустит он нам вины наши, скажет: не нужна мне боле
опричнина; есть у меня и без нее добрые слуги!
Одно только счастливое событие произошло в течение этих лет: Иоанн постиг всю бесполезность разделения земли на две половины, из которых меньшая терзала большую, и по внушению Годунова уничтожил ненавистную
опричнину. Он возвратился на жительство в Москву, а страшный дворец в Александровой слободе запустел навсегда.
— Царь милостив ко всем, — сказал он с притворным смирением, — и меня жалует не по заслугам. Не мне судить о делах государских, не мне царю указывать. А
опричнину понять нетрудно: вся земля государева, все мы под его высокою рукою; что возьмет государь на свой обиход, то и его, а что нам оставит, то наше; кому велит быть около себя, те к нему близко, а кому не велит, те далеко. Вот и вся
опричнина.
Годунов, посланный вперед приготовить государю торжественный прием, исполнив свое поручение, сидел у себя в брусяной избе, облокотясь на дубовый стол, подперши рукою голову. Он размышлял о случившемся в эти последние дни, о казни, от которой удалось ему уклониться, о загадочном нраве грозного царя и о способах сохранить его милость, не участвуя в делах
опричнины, как вошедший слуга доложил, что у крыльца дожидается князь Никита Романович Серебряный.
Оружничим тебе, конечно, уже не бывать, но если попросишься в
опричнину, тебя впишут.
Кочуя с своею
опричниною по далеким селам и поселкам, Никита Плодомасов осенью в 1748 году заехал случайно в село Закромы. Это удаленное от Плодомасовки село Закромы было даже не село, а просто деревушка дворов в двадцать. Она отстояла от имения Плодомасова с лишком на двести верст, и по причине этой отдаленности до сих пор скрывалась и от плодомасовского внимания и от его нападений; а принадлежали Закромы отставному петровскому потешному Андрею Байцурову.
В описываемое нами время
опричнина уже существовала пятнадцать лет.
Серебряному пришлось сидеть недалеко от царского стола, вместе с земскими боярами, то есть с такими, которые не принадлежали к
опричнине, но, по высокому сану своему, удостоились на этот раз обедать с государем. Некоторых из них Серебряный знал до отъезда своего в Литву. Он мог видеть с своего места и самого царя, и всех бывших за его столом. Грустно сделалось Никите Романовичу, когда он сравнил Иоанна, оставленного им пять лет тому назад, с Иоанном, сидящим ныне в кругу новых любимцев.
Ты в смрадном сердце своем, аки аспид, задумал погубить меня, царя твоего, и чернокнижием хотел извести меня, и затем, должно быть, ты в
опричнину просился?
— Да, — прибавил он, усмехаясь, — Максим не ел и не пил за обедом. Ему не по сердцу наше житье. Он гнушается батюшкиной
опричниной!
А если полюбит он тебя, так, пожалуй, и сам от
опричнины отвратится.
Вишь ты, боярин, с тех пор как настала на Руси
опричнина, так наш брат всего боится; житья нету бедному человеку!
— Погоди, князь, не отчаивайся. Вспомни, что я тебе тогда говорил? Оставим опричников; не будем перечить царю; они сами перегубят друг друга! Вот уж троих главных не стало: ни обоих Басмановых, ни Вяземского. Дай срок, князь, и вся
опричнина до смерти перегрызется!
— Я дело другое, князь. Я знаю, что делаю. Я царю не перечу; он меня сам не захочет вписать; так уж я поставил себя. А ты, когда поступил бы на место Вяземского да сделался бы оружничим царским, то был бы в приближении у Ивана Васильевича, ты бы этим всей земле послужил. Мы бы с тобой стали идти заодно и
опричнину, пожалуй, подсекли бы!
Отдал им всю землю, все домы и все добро, что отрезал на свой обиход; а старых вотчинников, тысяч примерно с двенадцать, выгнал из
опричнины, словно животину.
— Да ты шутишь, Борис Федорыч, али вправду говоришь? Как же мне за это благодарить царя? Да ты сам разве вписан в
опричнину?
— За то, государь, что сам он напал на безвинных людей среди деревни. Не знал я тогда, что он слуга твой, и не слыхивал до того про
опричнину. Ехал я от Литвы к Москве обратным путем, когда Хомяк с товарищи нагрянули на деревню и стали людей резать!
— Никита, — прибавил он благоволительно и оставляя свою руку на плече князя, — у тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства; таких-то слуг мне и надо. Впишись в
опричнину; я дам тебе место выбылого Вяземского! Тебе я верю, ты меня не продашь.
— И вы дали себя перевязать и пересечь, как бабы! Что за оторопь на вас напала? Руки у вас отсохли аль душа ушла в пяты? Право, смеху достойно! И что это за боярин средь бело дня напал на опричников? Быть того не может. Пожалуй, и хотели б они извести
опричнину, да жжется! И меня, пожалуй, съели б, да зуб неймет! Слушай, коли хочешь, чтоб я взял тебе веру, назови того боярина, не то повинися во лжи своей. А не назовешь и не повинишься, несдобровать тебе, детинушка!
— Гром божий на них и на всю
опричнину! — сказал Серебряный. — Пусть только царь даст мне говорить, я при них открыто скажу все, что думаю и что знаю, но шептать не стану ему ни про кого, а кольми паче с твоих слов, Федор Алексеич!
— Неси крест свой, Никита Романыч! — повторила Елена. — Иди, куда посылает тебя царь. Ты отказался вступить в
опричнину, и совесть твоя чиста. Иди же на врагов земли Русской; а я не перестану молиться за нас обоих до последнего моего часа!
— Не знаю, — отвечал простодушно Серебряный, — может быть, и видели; я не хоронился, прямо к твоему терему подъехал. Мне ведомо, что ты не тянешь к
опричнине!
— Так тебе не люба
опричнина? — спросил он Михеича с видом добродушия.
Что есть
опричнина? — продолжал Иоанн, озираясь кругом и возвышая голос, дабы весь народ мог услышать его.
Кругом его кровь так и хлещет, а он себе и чист и бел как младенец, даже и в
опричнину не вписан.
— Вестимо, от бога. Да ведь он сам же спрашивал вас? Зачем вы не сказали ему, что не хотите
опричнины?
Я за тебя вчера испугался, да и подосадовал-таки на тебя, когда ты напрямик отвечал царю, что не хочешь вписаться в
опричнину.
Куда годны его смирные людишки для того, чтобы сражаться с буйною
опричниной Плодомасова, которая будет стоять за барскую наложницу — за нее, за его маленькую дочку, что станет наложницей Плодомасова прежде, чем отец ее успеет проехать половину пути, отделяющего его деревушку от развратного гнезда похитителя?
— Ведомо, — отвечал Серебряный и нахмурился. — Я шел сюда и думал, что
опричнине конец, а у вас дела хуже прежнего. Да простит бог государю! А тебе грех, Борис Федорыч, что ты только молчишь да глядишь на все это!
Не колеблясь ни минуты, князь поклонился царю и осушил чашу до капли. Все на него смотрели с любопытством, он сам ожидал неминуемой смерти и удивился, что не чувствует действий отравы. Вместо дрожи и холода благотворная теплота пробежала по его жилам и разогнала на лице его невольную бледность. Напиток, присланный царем, был старый и чистый бастр. Серебряному стало ясно, что царь или отпустил вину его, или не знает еще об обиде
опричнины.
— Кабы не был он царь, — сказал мрачно Серебряный, — я знал бы, что мне делать; а теперь ничего в толк не возьму; на него идти бог не велит, а с ним мыслить мне невмочь; хоть он меня на клочья разорви, с
опричниной хлеба-соли не поведу!
А разве вот что скажу: пока ты с своею
опричниной в машкерах пляшешь, к заутрени звонишь да кровью упиваешься, наступит на тебя с заката Жигимонт, напрут с полуночи немцы да чудь, а с полудня и с восхода подымется хан.
— Спасибо тебе, Борис Федорыч, спасибо. Мне даже совестно, что ты уже столько сделал для меня, а я ничем тебе отплатить не могу. Кабы пришлось за тебя в пытку идти или в бою живот положить, я бы не задумался. А в
опричнину меня не зови, и около царя быть мне также не можно. Для этого надо или совсем от совести отказаться, или твое уменье иметь. А я бы только даром душой кривил. Каждому, Борис Федорыч, господь свое указал: у сокола свой лет, у лебедя свой; лишь бы в каждом правда была.
— Оттого, что ты не хочешь приневолить себя, князь. Вот кабы ты решился перемочь свою прямоту да хотя бы для виду вступил в
опричнину, чего мы бы с тобой не сделали! А то, посмотри на меня; я один бьюсь, как щука об лед; всякого должен опасаться, всякое слово обдумывать; иногда просто голова кругом идет! А было бы нас двое около царя, и силы бы удвоились. Таких людей, как ты, немного, князь. Скажу тебе прямо: я с нашей первой встречи рассчитывал на тебя!
— Так почему ж им в
опричнине не быть? — спросил Иоанн, пронзая глазами Серебряного.
Ассоциации к слову «опричнина»
Синонимы к слову «опричнина»
Предложения со словом «опричнина»
- Время опричнины было временем жестокой расправы над прочно державшимися за удельную систему бывшими правящими и всесильными.
- Но этим правом на протяжении первых лет опричнины монарх пользуется нечасто.
- Но первая группа причин, подвигнувших царя на учреждение опричнины, ещё никоим образом не объясняет радикализм опричной системы, её экстравагантность и жёсткость.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «опричнина»
Значение слова «опричнина»
ОПРИ́ЧНИНА, -ы, ж. Ист. 1. В удельной Руси 13—15 вв.: часть удела, выделенная в особое владение (напр., часть, выделенная вдове князя в пожизненное владение). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОПРИЧНИНА
Дополнительно