Цитаты из русской классики со словом «постижение»
Это переживание качественно иное, нежели в философии, ибо оно существует не в виде теоретических
постижений, но в своей конкретности, как жизненное восприятие, опыт, и выражением этого опыта являются догматы.
Эротическая, брачная окраска философских
постижений и прозрений радикально отличает философию от науки.
Безмерное наше умствование, порабощающее разум. Ученость, отвергающая возможность
постижения доселе постижимого.
Его поразила сначала мысль о том, что
постижение божественных истин не дано человеку, но дано совокупности людей, соединенных любовью, — Церкви.
Человек бытийствен, в нем бытие, и он в бытии, но и бытие человечно, и потому только в нем я могу раскрыть смысл, соизмеримый со мной, с моим
постижением.
Нет,
постижение сверхъестественного и духовного метафизическим методом, по-моему, не приносит никакого утешения и только сбивает.
То было прежде всего призвание философа, но особого рода философа, философа-моралиста, философа, занятого
постижением смысла жизни и постоянно вмешивающегося в жизненную борьбу для изменения жизни согласно с этим смыслом.
Шаблоны западнической мысли так же не пригодны для
постижения смысла мировых событий, как и шаблоны старославянской мысли.
Для
постижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви.
3) Как бы ни увеличивалась трудность
постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, т. е. к отсутствию причины. Как бы ни была непостижима для нас причина выражения воли в каком бы то ни было нашем или чужом поступке, первое требование ума есть предположение и отыскание причины, без которой немыслимо никакое явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить поступок, независимый от всякой причины, но то, что я хочу совершить поступок, не имеющий причины, есть причина моего поступка.
Разве невежественный прохвост может возвыситься до
постижения столь сложных и трудных явлений?
У Достоевского есть также эта другая сторона в отношении к злу — имманентное
постижение зла.
Постижение законов этого движения есть цель истории.
Внутреннее волнение, которое ощущали обе эти женщины, отняло у них охоту к слову, но зато они в это время обе без речей понимали, в ком эта сила, обессиливающая все низшие комбинации в человеке, для которого любовь не одно лишь обладанье, а неодолимая тяга к
постижению высшего счастия в соревновании существу, нас превышающему в своей силе правды, добра и самоотвержения.
Он расцветает вполне бескорыстно, расцветает потому только, что мошна есть единственный идеал, до
постижения которого он успел возвыситься в продолжение многотрудной своей жизни, посвященной продаже и купле.
— Какой же, по-вашему, настоящий верный путь для
постижения успеха в жизни? — раз прямо спросила она его.
Будучи эксплуатируемо с осторожностью, но неукоснительно, оно незаметно развивается в чувство государственности, сие же последнее, соделывая управляемых способными к быстрому
постижению административных мероприятий, в значительной степени упрощает механизм оных и чрез то, в ближайшем будущем, обещает существенные сокращения штатов, причем, однако ж, чиновники усердные и вполне благонадежные не токмо ничего не потеряют, но даже приобретут…
Как молния — бурную тьму ночи,
постижение «тайны земной» только в редкие мгновения пронизывает душу Достоевского. Сверкнув, тайна исчезает, мрак кругом еще чернее, ни отсвета нигде, и только горит в душе бесконечная тоска по исчезнувшему свету.
Зачем мне было подстрекать самого себя на
постижение каких-то усложнений, когда стоило только протянуть руку, чтоб без всякого
постижения получить желаемое?
Однако эта противоречивость становится совершенно естественной, если понять кантовское учение в его надлежащем смысле — не как философему, но как миф или религиозное
постижение, ибо в противоречивом с точки зрения спекулятивной философии определении трансцендентно-имманентного, Ding an sich, именно и выражается самое существо религиозного переживания.
Мистическое самоуглубление, как и расширение научного или оккультного познания, само в себе также не содержит ключа к религиозному
постижению мира, — и оно нуждается в религиозных аксиомах откровения, лишь чрез них живым светом загораются его богатства.
Логическое созерцание становится у него оком для
постижения ноуменального мира (отсюда понятна вражда Гегеля к кантовскому учению о вещи в себе и ее непознаваемости, вообще резкий и патетический имманентизм его учения).
Эту мировую душу постигала и отчетливо выразила свое
постижение древняя философия в лице Платона и Плотина, это же учение вошло в качестве необходимого элемента и в христианскую философию [В творениях отцов церкви учение о мировой душе обычно сливается с учением о человеке и церкви, с христологией, антропологией и экклезиологней.
Если философии доступна только истинность, а не сама Истина, открывающаяся человеку в символах религии, то и путь ее есть постоянное постигание, без окончательного
постижения, — «ewige Aufgabe».
«Разум» философии не только не составляет высшего достижения в области софийного
постижения мира, он есть вообще преходящая ступень.
Мир (или миры) для него представляет собой реальную эволюцию самого божества; божество включено здесь в механизм мира и доступно раскрытию и
постижению методическим, закономерным путем, хотя для него требуются иные методы, нежели для изучения, напр., мира микроскопического.
III Bd (1858), 123.], представляет собой одновременно мистика, ясновидца природы, и метафизика, облекающего свои мистические
постижения в своеобразную спекулятивно-мистическую систему, именно систему, ибо «дух системы» необычайно силен в Беме, несмотря на внешнюю беспомощность его изложения.
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное
постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия.
Для
постижения Существа неисследимого ничего не остается, следовательно, кроме собственной Его благодати и откровения Его чрез посредство пребывающего в Его недрах Логоса» [Климент Александрийский.
Здесь величайшая духовная трудность нашего времени: с одной стороны, явно пришла пора для восприятия природы более духовного, нежели оно свойственно было новому времени с его «естествознанием», потребность «оккультного»
постижения в широком смысле слова становится все глубже и шире, но вместе с тем и религиозная опасность этого пути, приводящего к измене Христу и к лжехристианству, к погружению в язычество и природную магию, чрезвычайно велика.
Постижение софийности мира дает возможность, до известной степени, постигать и Софию, а в ней и через нее лучи умного света Божественного, которым сама она просветлена.
Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом
постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
И так как всякая субъектность, всякое кто conpai ается с объектностью, или что, и разделение бытия на субъект и объект, кто и что, прорезает его до самой глубины, то, очевидно, при
постижении трансцендентности Божества следует отрицать не только всякое что или кто, но и самое отношение, связь между ними, вытекающую из раздвоения на кто и что.
Уже при
постижении догматов веры логика изменяет — так учение о троичности, о боговошющении своими антиномиями разрывает сети разума и потому так неприемлемо для последовательного рационализма, который либо вовсе отвергает их, как абсурд, либо старается ассимилировать их ценою извращения и рационалистического приспособления (отсюда возникают разные ереси как разновидности рационализма).
Свобода философии заключается в ее особом нуги, искании,
постижении.
Мы познаем Бога, лишь поскольку Он открывается нам, но само существо Божие остается за пределами человеческого
постижения.
— Эта абсолютнейшая действительность, которая тожественна с абсолютнейшей способностью, может быть на языке разума понимаема только путем отрицаний, т. е. она недоступна
постижению, ни как она может быть всем, ни как она есть.
Но и не притязая на
постижение тайны, возможно, однако, констатировать ее наличность: нас необходимо приводит к этому логика жизни и мысли, как к единственному истолкованию загадки нашего собственного существа.
К счастью, дело обстоит наоборот: религия не утверждается на рассудочном
постижении, она стоит в самой себе, и, напротив, для нее указанная антиномия как раз создает постоянный и незаменимый импульс, она есть нерв религии, придает ей глубину и движение и, хотя и неразрешимая, она постоянно разрешаема в религиозной жизни, вновь и вновь переживаясь как источник религиозных озарений в пламени веры.
Плотин учит «умному деланию» (по выражению аскетов), показуя путь мистического
постижения того, что столь бледными и схематическими чертами изображает философствующий разум.
Он пребывает выше не только человеческого, но и ангельского и всякого премирного
постижения, — неизглаголан (αφραστον), неизреченен (άυεκφώνητον), превыше всякого означения словами; имеет одно только имя, служащее к познанию Его собственной природы, именно что Он один выше всякого имени» [Опровержение Евномия, II (Несмелов, 153), р. п., V, 271.].
Научные понятия — экономически самое полезное и логически самое верное проникновение в мир необходимости, а метафизическая интуиция есть уже проникновение в мир иной, лежащий за пределами всего данного, и
постижение данного мира лишь как частного и болезненного состояния иного мира.
Но вместе с тем ясно, что, хотя изощренность научного внимания позволяет лучше изучить текст священных книг, а это, конечно, не остается безрезультатным и для религиозного их
постижения, однако же никакой научный анализ не раскроет в Евангелии того вечного религиозного содержания, которое дается верующему сердцу.
Она является обобщающим
постижением, как бы итогом всего мною пройденного, столь ломаного и сложного — слишком сложного! — духовного пути, я в ней благодарно его озираю.
Тогда он представится в надлежащем свете, именно как особое проявление религиозной жизни, хотя сухое и рассудочное, как напряженная мысль о религии, связанная с ее изучением, а ведь и мысль, и научное
постижение есть тоже жизнь, совершается не вне человеческого духа.
В человеке и только в человеке есть конкретное и творческое
постижение космических состояний, ибо есть родство в нем со всем космосом, как высшей иерархической его ступени.
Религиозное мифотворчество надо отличать от сродных с ним областей
постижения.
Таинство представляет собой столь же необходимый и даже, можно сказать, гносеологически неустранимый атрибут религии, как и молитва; поэтому, помимо их религиозного
постижения, следует понять и этот их гносеологический смысл.
Хотя оно имеет глубочайшее космическое значение, проникая во все глубины мира, однако столь односторонний и исключительный космизм закрывает путь к его
постижению.
Вообще путь оккультного и даже мистического
постижении мира отнюдь не есть необходимо путь религиозный, хотя и может соединяться с ним.
Ассоциации к слову «постижение»
Синонимы к слову «постижение»
Предложения со словом «постижение»
- Для духовного состояния характерно расширение сознания, активное включение в процесс постижения истины подсознания, установление коммуникативной связи сознания и подсознания.
- Мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира, оно нуждается в понимании природы, в её осмыслении с помощью понятий.
- Все постигаемые здесь науки есть лишь вспомогательные инструменты на пути постижения науки наук – встречи с вечностью.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «постижение»
Каким бывает «постижение»
Значение слова «постижение»
Афоризмы русских писателей со словом «постижение»
- Счастье — не подарок природы, не свойство ума, не ощущение вкуса, а это миг постижения, минута открытия, момент озарения на длинной дороге последовательного приближения к цели.
- В мире важен беззначный язык, потому что у прозревших слов есть постижение огня над ним. Но для этого нужен тот самый дар, при котором Гете, не обладая швабским наречием, понимал Гебеля без словаря.
- Новая религия, как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно