Цитаты из русской классики со словом «эллины»
— До войны — контрабандисты, а теперь — шпионы. Наша мягкотелость — вовсе еще не Христова любовь к людям, — тревожно, поспешно и как-то масляно говорил лысоватый. — Ведь когда было сказано «несть ни
эллина, ни иудея», так этим говорилось: все должны быть христианами…
Эллины истощили свои силы и должны были уступить место римлянам, имевшим совсем другую миссию в мире.
Революция оказалась несостоятельной, грубый монархизм, с одной стороны, цинически хвастался своей властию, лукавый монархизм — с другой, целомудренно прикрывался листом хартии; едва только, и то изредка, слышались песни освобождающихся
эллинов, какая-нибудь энергическая речь Каннинга или Ройе-Коллара.
Их реализм был беден, сознание сужено и сосредоточено на едином, главном для них, они были «иудеи», а не «
эллины».
Всем говорило евангелие; исчезли племена и состояния, фарисей и саддукей отвергнуты,
эллин и иудей приняты; всех манило оно в лоно божье, всех в объятия братства — первый Адам стал душою живущей, последний Адам есть дух животворящий.
То же самое было и у древних
эллинов: сначала поклонение Урану (небо), потом Кроносу (время, которое показывается ходом солнца) и, наконец, Зевсу (грому).
В духе все равны, и это равенство жизненно опознается в христианстве: «нет ни
эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11; ср. Гал. 3:28).
Мало того, это настроение — для нас такое непонятное и противоестественное — для тогдашнего
эллина было не случайным, а, по-видимому, наиболее естественным.
Наш вольный кружок уже через каких-нибудь полгода потерял прежнюю буршикозную физиономию. Нас,"диких", принесших с собою другие умственные запросы и другие нравы, прозвали
эллинами в противоположность старым, пелазгам. Полного слияния, конечно, не могло произойти, но жили в ладу с преобладанием эллинской культуры.
Тайна же креста, распятие самого Бога, была для иудеев соблазном, для
эллинов безумием.
На смену ему явился один богатый жид
Эллин — он мне отлично отделал квартиру, жила я с год роскошно, потом опротивело так, что я его бросила, забрала только свои бриллианты и удрала с ребенком в Киев, ничего ему не сказавши.
Когда Нил разольется и оросит нивы Египта, тогда исчезнет унылость народа: тогда все пристани в устьях заблещут яркими флагами чужих кораблей; войдут большие египетские суда с отрадными изображениями ибисовых голов, и понесутся далеко песни звонкоголосых певцов с Дельты; для наших красавиц привезут роскошные ткани из Мальты, из Сардинии камни, с Кипра мед и вино, от
эллинов масло, мастику и изделия из бронзы, и пестрые паруса из веселого Тира, и ливанские кедры, без которых нет материала для строек в безлесном Египте; а от нас купят дорогою ценой хлеб и тонкий папирус, и кружева из Саиса, и мемфисские колесницы, которых нет прочнее и легче на свете…
Перед лицом христианского Бога, единого Бога нет ни
эллина, ни иудея.
Всем досужим людям Старого Города и в мысль не западало, что Глаша не сжилась ни с чем и ни с кем не слюбилась, что она, как Галатея, лишь ждет одного одухотворящего прикосновения, и все дело теперь только в том, кто принесет прекрасному мрамору эту душу:
эллин, жид или самарянин?
—
Эллины… Ах, эллины никогда не фальсифицировали природу, они всегда умели найти точку, с которой природа является красивой без всякой фальсификации. Посмотри, например: у Венеры Милосской, у Венеры Книдской нижняя часть туловища, начиная с чресел, закутана, и ноги скрыты…
Для христианства уже нет различия между
эллином и иудеем.
Для христианина нет ни
эллина, ни иудея.
И мы перестаем чувствовать эту свою плотяность, забываем о ней, когда искусство показывает нам нашу подлинную телесность, нас же самих в достойном образе бытия: божественные изваяния
эллинов, запечатлевшие некую правду человеческого тела, дают это высшее знание о нашей телесности.
Вся философия, так же как и искусство
эллинов, есть умное видение этих идей или же искание этого видения, она воспламенена подлинной любовью к Софии — недаром сама она наименовала себя φιλο-σοφία [Букв.: «любомудрие», «любовь к мудрости» (греч.).].
Напротив, этой принципиальной брезгливости к полу и телу не знала художественная прозорливость
эллинов, которые с эдемской, а вместе детской наивностью не боялись обнаженности.
Абсолютное НЕ отрицательного богословия поэтому не содержит никакой отрицательной утвержденное, которая всегда есть соотносительность: это и не ου, и не μη (два оттенка греческого отрицания, одной наличностью своею уже предполагающие целую философию и тем свидетельствующие о философском гении
эллинов).
Та «гармония» древнего
эллина, на которую мы смотрим с такою завистью, вовсе не была простою цельностью и уравновешенностью духа.
Прежнему
эллину — мы это уже видели — подобные вопросы были глубоко чужды. Жизнь и божество он умел оправдать из силы собственного духа.
Познакомимся же с обоими помимо Ницше, исследуем, каково было отношение к жизни у
эллина аполлоновского и у эллина дионисовского, что такое представляли из себя боги Аполлон и Дионис. По времени своего царствования над душами эллинов Аполлон предшествовал Дионису. Рассмотрим сначала и мы аполлоновский тип отношения к жизни, как он выражается в поэмах Гомера и лирике Архилоха, с одной стороны, в самом образе Аполлона — с другой.
Но ведь в лавр была превращена нимфа, спасавшаяся от грубого насилия бога. В камень превратилась дочь Тантала Ниоба от безмерной скорби по убитым богами детям. Для верующего
эллина это были не красивые легенды, украшавшие природу, это был самый подлинный ужас.
Но к удивлению этому все больше примешивался ужас: сознание все сильнее говорило гомеровскому
эллину, что дионисовское понимание жизни вовсе не так уже чуждо и ему самому.
Удивительно глубоко, смело и оригинально Ницше рисует тот сложный душевный процесс, который, по его мнению, переживался
эллином при созерцании трагедии.
Мы всесторонне зависим от выше нас стоящих сил. Это ощущение крепко сидит в гомеровском
эллине. Каждый из героев знает: что бы он ни делал, как бы ни старался — случится то, что заранее определено судьбою...
Мы видели — с горем своим, с тяжкими ударами судьбы тогдашний
эллин умел справляться силою собственного духа, не для этого ему нужны были боги.
Эту-то бодрую стойкость противопоставлял гомеровский
эллин судьбе. И в этой стойкости — источник того своеобразного настроения, с которым он смотрел в лицо неизбежности.
Эллин аполлоновский — мы это уже видели — знал другое средство от страданий: могучую стойкость собственного духа.
В жизненно-сильной душе аполлоновского
эллина это сознание вызывает какую-то своеобразную примиренность и торжественную решительность.
Эллин гомеровский, умевший оправдывать мир силою собственного духа, не приставал к божеству с упреками за зло мира и с требованиями оправдаться в нем.
Что значили теперь
эллины и персы, свобода Эллады и гибель персидского могущества!
Нам трудно это представить себе: в жизни древнего
эллина не было радости, которая, говоря нашим языком, носила бы светский характер.
Когда ворвался в Грецию Дионис, уравновешенный с виду аполлоновский
эллин смотрел на него с великим удивлением.
Отношение
эллина к эсхиловым «Персам» станет для нас еще более характерным, если мы сопоставим его с одним эпизодом, о котором рассказывает Геродот.
Сами
эллины никогда, однако, не смотрели на Аполлона как на бога «светлой кажимости» и «обманчивой иллюзии», в образе его нет ни единой черты, которая бы говорила о заранее предрешенной иллюзорности воплощаемого им жизнеотношения.
Глубокая пропасть ложится теперь между телом человеческим и душою. Для Эмпедокла тело — только «мясная одежда» души. Божественная душа слишком благородна для этого мира видимости; лишь выйдя из него, она будет вести жизнь полную и истинную. Для Пифагора душа сброшена на землю с божественной высоты и в наказание заключена в темницу тела. Возникает учение о переселении душ, для древнего
эллина чуждое и дико-непонятное. Земная жизнь воспринимается как «луг бедствий».
Но ведь Дионис — именно бог страдающий и растерзанный. Именно в «Рождении трагедии» мир представлялся Ницше сном и цветным дымом. «Истинно-сущее и Первоединое, — писал он, — как вечно-страждущее и исполненное противоречий, нуждается для своего постоянного освобождения в восторженных видениях, в радостной иллюзии». Слушая подобные речи «дионисического» Заратустры, мы готовы спросить так же, как древний
эллин по поводу трагедии...
Конечно, кто же не знает, что древние
эллины любили жизнь и ее радости?
Только выражением переполнявшей душу
эллина жизни и были его прекрасные боги.
Однако, понятно само собою, немногого может достигнуть человек «судьбе вопреки». Рок не одолеть, и непрерывно сыплет он на человека свои тяжкие удары. Как же относится к ним гомеровский
эллин? Так, как относится всякий, в ком жива и крепка сила жизни...
В любви к женщине и в мирном покое домашнего очага, в красоте мужского и женского тела, в состязаниях в силе и ловкости, в веселом пире и танце — везде
эллин чувствовал присутствие и благословение божества.
То своеобразное наслаждение скорбью, которое давала
эллину его трагедия, обусловливалось как раз оторванностью этой скорби от жизни.
Именно с севера, из Фракии, — по крайней мере, по мнению многих исследователей, — вступил в Элладу этот новый, дотоле неведомый
эллинам бог. Но царствовал он не в одной Фракии. И к югу, и к востоку от Эллады, среди богов мрачных и грозных, жил этот же таинственный, вечно страдающий бог. У вавилонян имя ему было Таммуз, у лидийцев — Аттис, у финикиян — Адонис.
Смысл загадочный этой надписи был непонятен уже самим
эллинам. Плутарх посвятил целое исследование вопросу о том, что могла бы обозначать надпись (De Elapud Delphos). Много гадали об этом и позднейшие ученые, предлагая каждый свое объяснение.
Мне раньше нравилось это стихотворение. Теперь я почувствовал, как чудовищно неверно, как фальшиво передает оно жизнеощущение древнего
эллина. Вовсе он не обвивал истины священ ным покровом поэзии, не населял «пустой» земли прекрасными образами. Земля для него была полна жизни и красоты, жизнь была прекрасна и божественна, — не покров жизни, а жизнь сама. И не потому она была прекрасна и божественна, что
Мир — этот, здешний мир — был для
эллина прекрасен и божествен, боги составляли неотрывную его часть. Столь же неотрывную часть этого чира составлял и человек. Только в нем, в здешнем мире, была для него истинная жизнь. По смерти человек, как таковой, исчезает, он становится «подобен тени или сну» (Одисс. XI. 207). Нет и намека на жизнь в уныло-туманном царстве Аида...
Но не мог же тогдашний
эллин относиться к этому так просто и объективно.
Неточные совпадения
Попытаемся представить себе, что мог испытывать зритель-эллин, глядя на эту трагедию, слушая эти вопли и стенания.
Синонимы к слову «эллины»
Предложения со словом «эллин»
- Вся жизнь древних эллинов представлялась постоянным состязанием.
- Был даже установлен закон, по которому за изучение языка эллинов полагалась… смертная казнь.
- Даже не порывая с иудаизмом, они начинали перенимать эллинские обычаи, даже в семье говорили по-гречески, называли детей греческими именами и постепенно становились эллинами полностью или хотя бы частично.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эллин»
Значение слова «эллины»
Э́ЛЛИНЫ, -ов, мн. (ед. э́ллин, -а, м.; э́ллинка, -и, мн. э́ллинки, -нок, -нкам, ж.). 1. Самоназвание греков. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭЛЛИНЫ
Дополнительно