Цитаты из русской классики со словом «аскеза»

Но квиетизм можно найти и в буддийской нирване, и в стоической апатии, и в неоплатонической мистике Единого и эманации, и в сирийской аскезе, отрицавшей человека как грех, и у Экхарта с его монистической мистикой тождества, для которой самое существование человека есть падение, и даже у К. Барта с его перенесением реализации христианства исключительно в эсхатологическую перспективу.
Такова этическая установка вовне, в жизни социальной, этическая же установка в глубину, в отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над человеческой душой, аскезы в отношении к материальной собственности, преодоления греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Будучи монахом и архимандритом, он пережил духовный кризис, усомнился в своем монашеском призвании и в традиционных формах аскезы, ушел из монашества, но остался горячо верующим православным.
Но я, в сущности, всегда думал, что монашеская аскеза, особенно сирийского типа, есть искажение учения Христа, есть монофизитство, она находится в противоречии с откровением о Богочеловечности.
Наука приносит к алтарю тот дар, который она имеет: она не умеет верить, не умеет молиться, ей чужда любовь сердца, но и она ведает amor Dei intellectualis, и ей присуща добродетель, соответствующая этой любви, — интеллектуальная честность, вместе с неусыпным труженичеством, аскезой труда и научного долга.
Творческий опыт так же религиозен, как и молитва, как и аскеза.
Аскеза совсем не есть покорность и послушание, она есть непокорность и непослушание личности, исполнение своего призвания, ответ на призыв Бога.
Но уже в 60-х гг. материализм получил эту теологическую окраску, он стал морально обязательным догматом и за ним была скрыта своеобразная нигилистическая аскеза.
В ней аскеза будет лишь методом и средством очищения.
Мазохические и садические инстинкты проникли в христианскую духовность, они отразились в монашеской аскезе, в янсенизме, в некоторых сектах, в некоторых формах пуританизма, в отрицании необходимости для человека облегчения, отдыха, полета, смеха.
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход дуализма (трансцендентная бездна между человеком и Богом) в монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
Из трех обетов — бедности, послушания и целомудрия — главным в монашеской аскезе оказалось послушание.
В Библии, в юдаизме не было аскезы в том смысле, в каком он был в индусском религиозном типе, в орфизме, в неопифагорействе, в неоплатонизме.
Монашеская аскеза не только подменила евангельскую заповедь любви послушанием, но и извратила самое послушание.
И духовная борьба, духовное возрастание и просветление должны преобладать над условной законнической аскезой, над внешними делами.
Просветляет ли сама по себе аскеза и даже длительная подвижническая аскеза человеческую природу, расширяет ли человеческое сознание?
Аскеза, как жизневраждебное и мировраждебное понимание христианства, как постоянное сознание греховности человека и его бессилия, есть срыв и соблазн в духовном пути, измена Духу, в ней есть что-то садическое и мазохическое.
Происходило аскетическое освящение самых дурных, несправедливых и рабьих форм жизни мира на том основании, что человеческая природа греховна и что для нее необходимы стеснения и страдания, насильственная аскеза.
Монашеская аскеза пошла по пути наибольшего сопротивления, героической борьбы против природы с ее греховными страстями.
Эта революционность есть в Библии, в Евангелии, — ее нет в неоплатонизме, в сирийской аскезе, в храмовом благочестии.
Собственность требует аскезы и самоограничения и без этого превращается в зло.
Положительная аскеза есть борьба против греха и греховного рабства путем творческого духа, творческой любви.
Чисто отрицательная аскеза, сосредоточенная на греховных и злых вожделениях и влечениях, не способствует просветлению души, она концентрирует мрак в душе.
Духовная аскеза есть концентрация, медитация и созерцание.
Но аскеза сирийского, пустыннического типа изначально учит о бесстрастии.
В творчестве есть аскеза, но иного качества, чем аскеза, направленная на личное совершенство и на личное спасение.
Но в христианскую аскезу проникли неоплатонические, стоические и манихейские элементы.
В Евангелии раскрывается свобода духа и духовной жизни, аскеза же остается подчиненной детерминации.
Христианская аскеза, которая сама требует очищения от инородных элементов, освобождает тело от власти низших стихий, подчиняя его духовному началу, т. е. спиритуализирует.
Мы увидим это в формах аскезы, которые, символизируют, а не реализуют духовную жизнь.
Современный человек нуждается в аскезе, в сосредоточенности, в отрешенности, в ограничении роста потребностей, обрекающих человека на дурную бесконечность алкания.
В истории аскезы огромную роль играло верование в то, что человек умилостивляет Бога и умиряет Его гнев сознательным и методическим причинением себе страданий.
Но непонимание свободы неизбежно ведет к тому, что аскеза не есть просветление низшего и преображение его в высшее.
Но это и значит, что аскеза, утверждающая дуализм духа и материи, есть не христианская аскеза.
В отношении к вдохновению аскеза может играть двойную роль, она может сосредоточивать и направлять духовные силы человека и этим благоприятствовать творческому вдохновению, но она может также пресекать всякое вдохновение, признавать его греховным и убивать творческие силы человека.
Чисто отрицательной аскезой, усилием воли, направленным к борьбе с половой страстью, не заменяющим ее ничем положительным, нельзя победить половой страсти и никакой греховной страсти в силу закона, который современная психология называет la loi de l’éffort converti.
Через аскезу человек стремится к совершенству, через мораль же исполняет минимум.
Переворот или обращение сопровождались у меня нравственным улучшением, очищением, даже некоторой аскезой.
В неоплатонической аскезе, в гностицизме с резким противоположением пневматиков психикам и физикам нет ни любви, ни сострадания, это холодная аскеза.
Этим устанавливается противоположность между принципом аскезы и принципом любви, сострадательности и милосердия.
Аскеза, аскетическая чистота означает угашение душевного человеческого элемента, человек опустошается от всего человеческого.
Это духовное освобождение не достигается одной отрицательной аскезой, оно предполагает творческое направление половой энергии.
Аскеза же в миру, нисхождение любви и милосердия может быть реальным изменением мира, его подлинным просветлением.
Отрицательная аскеза хочет подавить и уничтожить греховные страсти, не направляя их на положительное творчество, не пробуждая любви к положительным творческим ценностям.
Или брак, который тоже представляет собой особый вид аскезы в поле, или духовно монашествующее девство, прямой путь половой аскезы: таковы две предустановленные нормы, указующие путь чистой и достойной половой жизни.
Принцип аскезы должен быть определен не по воздержанию, ограничению потребностей, отказу от благ мира, не по жертве собой во имя Бога и ближних, а по отношению к миру и человеку, к множественному, противополагаемому Единому.
Дух Евангелия более всего противоположен утилитаризму и законничеству в аскезе.
Все, что писал Феофан Затворник не об аскезе и внутренней жизни, а о практической морали и об отношении к общественной жизни, ужасно своей непросветленностью, своим мракобесием и рабством.
Есть три формы аскезы: аскеза страха и заслуги, аскеза освобождения от власти мира и аскеза любви, бескорыстной любви к Богу.
Тут сказалась глубинная православная основа русской души: уход из мира, во зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества.
 

Ассоциации к слову «аскеза»

Все ассоциации к слову АСКЕЗА

Предложения со словом «аскеза»

Значение слова «аскеза»

  • Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающее в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Аскетические практики встречаются в различных религиях, национальных традициях и культурах. (Википедия)

    Все значения слова АСКЕЗА

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «аскеза»

Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающее в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Аскетические практики встречаются в различных религиях, национальных традициях и культурах.

Все значения слова «аскеза»

Предложения со словом «аскеза»

  • Огромная, девятиярусная тэнсю подпирала небо, и от всей этой мощной цитадели, лишённой каких бы то ни было украшений, веяло суровой аскезой.

  • Для этого нужно лишь открыть своё сердце и сделать это можно, предавшись аскезе и упражняя свой дух.

  • Вот и получается, что христианская аскеза сильно проигрывает весьма эффектным техникам развития сверхъестественных способностей.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «аскеза»

Ассоциации к слову «аскеза»

Какой бывает «аскеза»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я