Цитаты из русской классики со словом «гуманистический»
Преодоление католического обожествления папы и
гуманистического обожествления человека на Западе, раскрытие творческой религиозной активности, потенциально заложенной в восточном православии, должно повести к подлинному θέωσις’у в исторической жизни человечества.
Позитивизм в теории и социализм на практике — последние плоды гуманизма, изобличающие ложь
гуманистической антропологии.
Марксистская мораль не есть ни христианская мораль, ни мораль
гуманистическая в старом смысле.
Но христианство имеет и свои положительные мотивы для социального прогресса, отчасти совпадающие и с
гуманистическими, ему присуща динамика, движение, оно ставит свои властные требования общественной совести.
Эта новая антропология отлична от антропологии святоотеческой и схоластической, как и от антропологии
гуманистической, поскольку она обоснована натуралистически.
Тема Раскольникова означает уже кризис гуманизма, конец
гуманистической морали, гибель человека от самоутверждения человека.
Щапов, увлеченный естественными науками в соответствии со своей эпохой, особенно подчеркивал, что нашему народному мышлению свойственно реальное, а не
гуманистическое направление [См. цитированную книгу Щапова.].
Такую любовь к «дальнему» мы встречаем в революционной
гуманистической морали.
Русские писатели, наиболее интересные и чуткие, не хотели примириться с тем, что Россия пойдет банальным западным путем, буржуазным, рационалистическим, либеральным,
гуманистическим.
До понимания парадоксальной истины о богочеловечестве никогда не поднималась
гуманистическая философия.
Но
гуманистическое отношение к человеку отличается от христианского тем, что оно имеет тенденцию делаться все более отвлеченным, все более отделяющимся от «ближнего» и обращенным к «дальнему», не к конкретному человеку, а к человеку вообще.
Его «Опыты» — образец нравственно-наставительной
гуманистической литературы XVI в.] и упоминала о нем иногда рядом с Гюго.
В Советской России наряду с допущением средств, противоречащих христианской и
гуманистической морали, утверждается морализм, желание принудительно насадить добродетель.
Борьба против буржуазного общества и буржуазного духа, с которым социализм и коммунизм недостаточно борются, совсем не отрицает заслуг буржуазного и
гуманистического периода истории, утверждения свободы мысли и науки, уничтожения пыток и жестоких наказаний, признания большей человечности.
Антропологизм Л. Фейербаха и позитивизм О. Конта — философские вершины
гуманистического сознания.
Нераскрытость антропологической истины в христианстве привела к возникновению антропологии
гуманистической, созданной по произвольному почину самого человека и в формальной реакции против религиозного сознания Средних веков.
Также хитрость врага, желающего ослабить борьбу, всякое обращение к общечеловеческой универсальной морали, христианской или
гуманистической.
Гуманистический социализм — потребителен и распределителен и потому принижает культуру объективных ценностей.
Не, гуманизмом создано это мощное тело общественности, занявшей столь исключительное место в
гуманистической религии человекобожия, но им придана проблеме общественности специфическая религиозная острота, и нельзя отрицать, что она требует для себя религиозного разрешения.
Тут
гуманистическая антропология приходит к кризису, обожествленный человек истребляется во имя чего-то призрачно сверхчеловеческого, во имя идеи социализма и пролетариата.
Любопытно, что классическое образование в той форме, в какой его насаждал министр народного просвещения гр. Д. Толстой, носило явно реакционный характер, в то время как на Западе оно носило прогрессивный характер и поддерживало
гуманистическую традицию.
Это
гуманистическое миросозерцание обращено к душевному миру человека, а не к миру духовному, не к последней духовной глубине.
Происходит разрыв с христианской и
гуманистической моралью.
Он окончательно разочаровывается в своей теократической утопии, не верит более в
гуманистический прогресс, не верит в свое основное — в богочеловечество, или, вернее, идея богочеловечества для него страшно суживается.
Поэтому весь
гуманистический, освободительный процесс двойствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии человеческого самообоготворения.
Начинается
гуманистическая эпоха новой истории, в которой изживаются творческие силы человека.
Ибо бунт против церкви — протестантизм, имеющий непосредственное продолжение в
гуманистической революции, в Зап.
Положение человека у Шекспира определяется
гуманистическим миросозерцанием.
Откровение о человеке будет преодолением человека как высшей
гуманистической ценности, будет откровением божественного человека.
Полемизируя с правым христианским лагерем, Вл. Соловьев любил говорить, что
гуманистический процесс истории не только есть христианский процесс, хотя бы то и не было сознано, но что неверующие гуманисты лучше осуществляют христианство, чем верующие христиане, которые ничего не сделали для улучшения человеческого общества.
Но любовь
гуманистическая и любовь христианская очень различны.
Частнообщественное,
гуманистическое миросозерцание расслабляет человека, отнимает у него ту глубину, в которой он всегда связан со всем «историческим», сверхличным, всемирным, делает его отвлеченно-пустым человеком.
Но этот же самый божественный человек, согласно учению
гуманистического позитивизма, произошел из низкого состояния, вышел из недр неорганической материи; этот человек смертен, этот человек не обладает даже реальным единством личности и есть лишь игра природных и социальных сил.
Так
гуманистический опыт новой истории входит в Богочеловечество, и результатом этого является эволюция христианства.
Если святоотеческое сознание обладает христологией и лишено соответствующей антропологии, то сознание
гуманистическое не имеет христологии, соответствующей антропологии.
Гуманистическая же культура принадлежит середине исторического процесса.
Внехристианский и противохристианский
гуманистический период истории входит в этот богочеловеческий процесс.
После опубликования Nachinsca Маркса, особенно статьи «Nationala konomie und Philosophie», более выяснились
гуманистические, и по сущности идеалистические, истоки Маркса.
Этот переход Достоевский видел на примере атеиста-революционера Нечаева, который совершенно разрывает с
гуманистической моралью, с гуманитаризмом и требует жестокости.
Преобладающее и побеждающее
гуманистическое сознание освобождало и утверждало природного человека, утерявшего свою микрокосмичность и свою царственность.
Это не есть
гуманистическая идея в европейском смысле слова.
Для
гуманистического мировоззрения, победно утвердившегося в «новое время», война эта поистине явилась духовной катастрофой, неожиданной и опустошительной.
Ницше почуял, как никто еще и никогда на протяжении всей истории, творческое призвание человека, которого не сознавала ни антропология святоотеческая, ни антропология
гуманистическая.
Он потерял
гуманистическую веру в человека, но остался верен христианской вере в человека, углубил, укрепил и обогатил эту веру.
Так называемая
гуманистическая любовь, сложная по своему составу, заключает в себе ложную отвлеченную любовь к человечеству, которая есть идея, а не существо, т. е. любовь к «дальнему».
И различие тут нужно видеть прежде всего в том, что христианская любовь конкретна и лична,
гуманистическая же любовь отвлеченна и безлична, что для христианской любви дороже всего человек, для
гуманистической же любви дороже всего «идея», хотя бы то была «идея» человечества и человеческого блага.
Но, с другой стороны, он обличает пути
гуманистического самоутверждения и раскрывает его предельные результаты, которые именует человекобожеством.
Последние пределы
гуманистического своеволия и самоутверждения — гибель человека в сверхчеловеке.
Реализм действительной жизни, как любил говорить Достоевский, действительность человеческой природы более трагичны, заключают в себе большие противоречия, чем это представляется
гуманистическому сознанию.
Истоки его были
гуманистические, он боролся за освобождение человека.
Синонимы к слову «гуманистический»
Предложения со словом «гуманистический»
- Основным принципом гуманистической психологии является уважение личности и её потенциалов, которые лучше всего развиваются в условиях свободы и духовной самореализации.
- Уже исходя из этих соображений видно, насколько велика роль данного подхода и для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений.
- Ещё большие трудности касаются реализации гуманистических идеалов в системе социальных отношений.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гуманистический»
Что (кто) бывает «гуманистическим»
Значение слова «гуманистический»
Афоризмы русских писателей со словом «гуманистический»
- Если подлинно гуманистическое оправдание не ляжет в основу грядущей социальной архитектуры, она раздавит человека…
- Общечеловеческая ценность малочисленных народов будет все время возрастать, потому что каждый из них несет в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий — язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психический склад, наследственные гены; мир становится неполным, обедненным, его гуманистическая сущность ущербленной, совесть запятнанной, если исчезает последний из могикан или пруссов!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно