Цитаты из русской классики со словом «диавол»
Аще по искушению
диавола и впал в пучину греховную, но до конца дней в правоверии нимало не погрешил, потому и сподобится он грехов отпущения…
И не будет с тобою кромешников твоих заградить уста вопиющих, и услышит их судия, и будешь ты ввергнут в пламень вечный, уготованный
диаволу и аггелом его!
Это — соблазн первого
диавола искушения: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3), т. е. яви себя экономическим мессией, «сыном человеческим», силою «регуляции природы» оживляющим и воскресающим.
— Безбожники никониане, любовь нашу к древнему благообразию заметя и
диаволом научаемы преехидно фальшам разным, — ныне и святые образа подделывают ловко, ой, ловко! С виду-то образ будто и впрямь строгановских али устюжских писем, а то — суздальских, ну, а вглядись оком внутренним — фальша!
— Не дьявольское, но — скотское! Добро и зло — в человеке суть: хочете добра — и есть добро, зла хочете — и будет зло от вас и вам! Бог не понуждает вас на добро и на зло, самовластны вы созданы волею его и свободно творите как злое, так и доброе.
Диавол же ваш — нужда и темнота! Доброе суть воистину человеческое, ибо оно — божие, злое же ваше — не дьявольское, но скотское!
Подавленная погруженность в собственную греховность рождает двойные мысли — вечные опасения смешения Бога с
диаволом, Христа с антихристом.
Вам ведомо, что некий
Еретик злой, расстрига, чернокнижник
И явный вор, Отрепьев Гришка, Бога
Не убоясь,
диаволу в угоду,
Дерзнул себя царевичем покойным,
Димитрием Иванычем назвать…
Мы помогли Богу окончательно одолеть
диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он — змий ехидный.
Поверила она, что плоть создана
диаволом и потому всячески надо умерщвлять ее, поверила, что Священное Писание есть ряд иносказаний и притчей, хоть и имеющих таинственный и спасительный смысл.
Диавол, демон, сатана, люцифер, Мефистофель — это только отвлеченные понятия… да.
— Когда изгоняемый из рая Адам оглянулся на древо познания, он увидал, что бог уже погубил древо: оно засохло. «И се
диавол приступи Адамови и рече: чадо отринутое, не имаши путя инаго, яко на муку земную. И повлек Адама во ад земный и показа ему вся прелесть и вся скверну, их же сотвориша семя Адамово». На эту тему мадьяр Имре Мадач весьма значительную вещь написал. Так вот как надо понимать, Лидочка, а вы…
Бог для него и есть
диавол, источник власти человека над человеком, порабощение и насилие.
Начало зла и образ
диавола не есть самобытная сила, конкурирующая с Богом, а — карикатура бытия, дух небытия.
Но Господь мой поборол
диавола в моем сердце.
Павлин(напористо). Религия есть оружие против соблазнов и козней
диавола…
А как, по толкованию первого артикула Воинского устава: «наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцу, ежели оный своим чародейством вред кому учинил или действительно с
диаволом обязательство имеет»; но поелику он чародейством своим никому большого вреда не учинил, кроме заговора ружей, присаживания шишки на носу и прочего и прочего, и от обязательства с сатаною отрекся по увещанию священника, то приговаривался он к прогнанию шпицрутеном и церковному публичному покаянию.
Диавол (шайтан) почитается наравне с богом.
В истории человеческого богосознания нередко
диавола принимали за Бога.
И вот иерей Софроний пишет, как Мамай попущением божиим, от научения
диавола, идет казнити улус свой, Русскую землю; как великий князь Димитрий прежде всего обращается за советом к митрополиту Киприану; как тот советует «утолить Мамая четверицею (т. е. дать ему вчетверо больше того, что прежде давалось), дабы не разрушил христовой веры»; как Димитрий получает благословение двух воинов-монахов от св.
Адам «начертан» богом пятого марта в шестом часу дня; без души он пролетал тридцать лет, без Евы жил тридцать дней, а в раю всего был от шестого часу до девятого; сатана зародился на море Тивериадском, в девятом валу, а на небе он был не более получаса; болезни в человеке оттого, что
диавол «истыкал тело Адама» в то время, когда господь уходил на небо за душой, и т. д., и т. д.
Стало быть, самые законы планеты ложь и
диаволов водевиль.
— Ты не читай книг, — сказал однажды хозяин. — Книга — блуд, блудодейственного ума чадо. Она всего касается, смущает, тревожит. Раньше были хорошие исторические книги, спокойных людей повести о прошлом, а теперь всякая книга хочет раздеть человека, который должен жить скрытно и плотью и духом, дабы защитить себя от
диавола любопытства, лишающего веры… Книга не вредна человеку только в старости.
— Чудный человек твой хозяин, — сказал Аристотель своему спутнику, — боится
диавола, как дитя, напуганное сказками своей няньки, ненавидит иноверцев и считает их хуже всякого нечистого животного, из неприятеля на поле битвы готов сделать чучелу и между тем чести, благородства необыкновенного! Своими руками убьет воина, который оберет пленника, и готов сына убить, если б он посягнул на дело, по его понятиям, низкое.
— Батюшка-братец, — сказала старушка слезливым голосом, — не погуби ты своего родимого дитяти, не дай ты Наташиньки в когти черному
диаволу.
— Смотрел я однажды у пруда на лягушек, — говорил он, — и был смущен
диаволом. И начал себя бездельным обычаем спрашивать, точно ли один человек обладает душою, и нет ли таковой у гадов земных! И, взяв лягушку, исследовал. И по исследовании нашел: точно; душа есть и у лягушки, токмо малая видом и не бессмертная.
Вы падчерица разорившегося и сумасшедшего человека, зараженного страстью к этому
диаволу — Blanche; потом, тут — этот француз, с своим таинственным влиянием на вас и, — вот теперь вы мне так серьезно задаете… такой вопрос.
«Она увидела, — думал Кузьма Васильевич, — она сказала старой чертовке и тем двум
диаволам, она залучила меня, написав ко мне письмо… меня и обработали.
Бельтов встал и всею фигурою своей выразил вопрос, так что слов не нужно было. Вопрос был, естественно, тот: за коим
диаволом?
Элеонора Карповна в первой молодости отличалась, вероятно, тем, что французы, неизвестно почему, называют «красотою
диавола», то есть свежестью; но когда я с ней познакомился, она невольно напоминала взору добрый кусок говядины, только что выложенный мясником на опрятный мраморный стол.
— Так он под ноготь
диаволу не попадет!
Не помогло старице… Телом удручилась, душой не очистилась… Столь страшно бывает демонское стреляние, столь велика злоба
диавола на облекшихся в куколь незлобия и в одежду иноческого бесстрастия!.. Искушение!.. Ох, это искушение!.. Придет оно — кто в силах отвратить его?.. Царит, владеет людьми искушение!.. Кто против него?..
— И в раи Господне росло древо смерти, и ходил змей, в него же вселися
диавол.
В вечной природе порождена или сотворена тварная природа — ангелов,
диаволов и людей (3 principia).
Диавол лжет, что творит, он крадет у Бога и карикатурит.
«К чему, — заговорили они, — сии нощные плещевания, чего ради крещеный народ бесится, в бубны и сопели тешит
диавола, сквернит Господни праздники струнным гудением, бесовскими песнями, долоней плесканием, Иродиадиным плясанием?..
—
Диавола!.. Вот чье дело сотворила ты, окаянная! — грозно сказала ей Манефа. — Кто отец сóблазнов?.. Кто сóблазны чинит на пагубу душам христианским?.. Кто?.. Говори — кто?..
Своим восстанием ангельский верховный князь Люцифер возбудил в себе адский огонь и сделался, вместе с своими полчищами,
диаволом, а испорченная им божественная материя («салнитер») послужила основой создания нашего мира (так что косвенно и Люцифер соучаствовал в нем), во главе с новым ангелом, долженствовавшим заместить Люцифера, — Адамом, а после падения Адам был замещен Христом.
«Все сие от
диавола, — учительно говорит Манефа, — сими кобями приводит он к себе людей, дабы души их в вечной гибели мучились с ним».
Творчество
диавола созидает лишь небытие: оно крадет у Бога для создания карикатуры бытия, ложного его подобия.
Нет: ибо если бы Бог знал это прежде времени сотворения ангелов, то это была бы вечная предустановленная воля, а не вражда против Бога; но тогда Бог сотворил бы его
диаволом первоначально.
Диавол не есть сила соотносительная с Богом, противоположная Ему, обладающая своим бытием, сравнимым с бытием в Боге; его сфера — небытие, ложь и обман.
Слышал я потом слова насмешников и хулителей, слова гордые: как это мог Господь отдать любимого из святых своих на потеху
диаволу, отнять от него детей, поразить его самого болезнью и язвами так, что черепком счищал с себя гной своих ран, и для чего: чтобы только похвалиться пред сатаной: «Вот что, дескать, может вытерпеть святой мой ради меня!» Но в том и великое, что тут тайна, — что мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе.
И похвалился Бог
диаволу, указав на великого святого раба своего.
Человечество, и за ним и весь мир порабощены злом, попили во власть необходимости, находятся в плену у
диавола.
— Блуждает разум человечь в дебрях вымыслов своих, подобно лютому волку блуждает он,
диаволу подчиненный, истязуя душеньку человечью, божий дар!
Диавол не силен творить, и не творческое все, что от него.
Зло есть то нарушение иерархической соподчиненности, после которого первый в небесной, ангельской иерархии становится сатаной,
диаволом.
И вот восходит к Богу
диавол вместе с сынами Божьими и говорит Господу, что прошел по всей земле и под землею.
Диавол лишен творческой, динамической силы, потому что и ангел не обладает ею и не призван к ней.
— Заголовочек сочинения соблазнительный какой, смотрите-ко: «Иакова» — не просто — Якова, а Иакова, вот как-с! «Иакова Тобольского размышление о духе, о плоти и
Диаволе» —
Диаволе, а не Дьяволе! Любопытно, должно быть-с!
Синонимы к слову «диавол»
Предложения со словом «диавол»
- Видите этот осьмисоставный и многоцветный нетленный венец или, лучше, эти венцы, которые сплетаются для вас, братие, если победите диавола!
- – То есть, геронда, осуждая других, человек даёт диаволу право его терзать?
- Итак, такой человек созидает на песке, из гнилого материала, поэтому и падает от искушений диавола.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «диавол»
Афоризмы русских писателей со словом «диавол»
Дополнительно