Цитаты из русской классики со словом «мессианский»
Религиозные корни мессианизма — в
мессианском сознании еврейского народа, в его сознании себя избранным народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.
Этот «ортодоксальный» марксизм, который в действительности был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а его
мессианскую, мифотворческую религиозную сторону, допускающую экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей.
Поэтому в христианстве остается
мессианское упование, эсхатологическое ожидание, и оно сильнее в русском христианстве, чем в христианстве западном.
И
мессианское сознание внутри христианского мира есть всегда реюдаизация христианства, возвращение к древнееврейскому отождествлению религиозно-вселенского с национальным.
Но был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского
мессианского духа.
Евангелие есть книга
мессианская, если хотите, революционно-мессианская, а не аскетическая.
Языческое мифологическое сознание знает золотой век, рай в прошлом, но не знает
мессианского ожидания рая в будущем.
Ожидание
мессианского исхода, страшного суда над злом и торжества царства Божьего в мире проходит через всю мировую историю.
И вместе с тем христианство всенародно-универсально, оно есть спасение всего мира, всех и вся до последней былинки, оно всех призывает на
мессианский пир.
Еврейский же хилиазм, который ждет блаженства на земле без жертвы, без Голгофы, глубоко противоположен христианской
мессианской идее.
Мессианизм русский, если выделить в нем стихию чисто
мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода — антихриста.
В основу славянской идеи, как и вообще в основу русской
мессианской идеи, можно положить лишь русский духовный универсализм, русскую Всечеловечность, русское искание Града Божьего, а не русскую национальную ограниченность и самодовольство, не русский провинциализм.
Богоизбранный народ — мессия среди народов, единственный народ с
мессианским призванием и предназначением.
Внутри самого
мессианского сознания происходит смешение мессианизма христианского с мессианизмом еврейским.
И в русском коммунизме, в который перешла русская
мессианская идея в безрелигиозной и антирелигиозной форме, произошло то же извращение русского искания царства правды волей к могуществу.
Мессианская идея марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отожествилась с русской
мессианской идеей.
Это всемирное по своим притязаниям
мессианское сознание евреев было оправдано тем, что Мессия явился в недрах этого народа, хотя и был отвергнут им.
В христианском человечестве
мессианское сознание может быть обращено лишь вперед, лишь к Христу Грядущему, ибо по существу это сознание — пророческое.
Возрождение внутри христианства есть возрождение духа пророческого и
мессианского.
Мессианская идея внесена в мир древнееврейским народом, избранным народом Божьим, среди которого должен был явиться Мессия.
Социальная революция заключает в себе
мессианский и хилиастический элемент, она безусловно устремлена к царству Божьему на земле, хотя и без веры в Бога.
Мессианское сознание имеет свои корни в религиозном сознании еврейского народа, в переживании Израилем своей богоизбранности и единственности.
В русском мессианизме, столь свойственном русскому народу, чистая
мессианская идея Царства Божьего, царства правды, была затуманена идеей империалистической, волей к могуществу.
Крайнее утверждение национализма у нас нередко соединяется с отрицанием русского мессианизма, с абсолютным непониманием
мессианской идеи и отвращением от нее…
Ему приписываются
мессианские свойства, на него переносятся свойства избранного народа Божьего, он новый Израиль.
Но не осознанный, хилиастический и
мессианский элемент социализма как раз порождает фанатизм, и с ним связан воинствующий, антирелигиозный его характер.
Идеей этой, поистине
мессианской идеей, одинаково одержим Бакунин и Н.Ф. Федоров, русский социалист и Достоевский, русский сектант и Вл. Соловьев.
В этом изумительном диалоге Достоевский сам изобличает ложь религиозного народничества, религиозного народопоклонства, изобличает опасность народнического
мессианского сознания.
Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о
мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества.
Интересно сопоставить русские
мессианские и эсхатологические идеи с идеями величайшего философа польского мессианизма Чешковского, который до сих пор недостаточно еще оценен.
Не научное сознание в марксизме является источником революционного динамизма, а его
мессианское ожидание.
В таком
мессианском сознании изначально отсутствует национальная исключительность, национальный партикуляризм.
Это пророческое
мессианское сознание не исчезает в христианском мире, но претворяется и преображается.
Социализм есть социальная утопия, и он опирается на
мессианский миф.
Это мы и видим в марксизме, в котором силен
мессианский элемент.
Но в образе Шатова обнаруживается и двойственность
мессианского сознания, — двойственность, которая была уже у еврейского народа.
При таком философском миросозерцании трудно было оправдать
мессианскую веру в русский народ, трудно было обосновать философию истории и этику Герцена.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа», а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты и империалисты. «Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да и не может быть иным
мессианское сознание.
Между тем в христианстве есть
мессианское ожидание второго явления Христа в силе и славе, есть
мессианское искание царства Божьего, как на небе, так и на земле, возможное ожидание новой эпохи Духа Святого.
И Москва — Третий Рим, и Москва — Третий Интернационал связаны с русской
мессианской идеей, но представляют ее искажение.
Но избранным народом Божьим,
мессианским народом был для него пролетариат.
Марксистский исторический оптимизм есть секуляризованная форма
мессианской веры.
Профетизм его не имеет обязательной связи с его теократической схемой и даже опрокидывает ее, Вл. Соловьев верил в возможность новизны в христианстве, он был проникнут
мессианской идеей, обращенной к будущему, и в этом он нам наиболее близок.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной; мистика пророческая и
мессианская — это мистика сверхисторическая и эсхатологическая, предела конца.
И русское и польское
мессианское сознание связывает себя с христианством, и одинаково полно оно апокалиптических предчувствий и ожиданий.
Этот энтузиазм вызывается
мессианской идеей пролетариата, освобождения человечества.
Они получили от Гегеля веру в то, что в историческом процессе есть смысл и что историческая необходимость ведет к
мессианскому царству.
Они не понимают, что присоединяясь к Третьему Интернационалу, они присоединяются к русскому народу и осуществляют его
мессианское призвание.
Мессианское сознание в христианском мире антиномично, как и все в христианстве.
Это есть секуляризация древнееврейского
мессианского сознания.
Синонимы к слову «мессианский»
Предложения со словом «мессианский»
- Взяв на себя мессианскую роль, сторонники религиозного сионизма волей-неволей вступили в конфликт с ведущими раввинами.
- Тем не менее секта продолжала своё подпольное существование, доказывая, что мессианские настроения не были случайным всплеском, а затрагивали какие-то фундаментальные основы еврейской культуры.
- Совокупность базовых тезисов марксизма, его претензия на обладание знанием законов истории вместе с преобразовательной нацеленностью историко-философской доктрины придают учению мессианский характер.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мессианский»
Что (кто) бывает «мессианским»
Значение слова «мессианский»
Дополнительно