Переадресация: онтологические → онтологический
Цитаты из русской классики со словом «онтологический»
Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а
онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Выход из философского кризиса и есть выход из субъективности и отвлеченной духовности протестантизма в соборность и церковность, возврат к реализму и
онтологическому объективизму.
Допущение свободы, из которой зло, хотя и не путем причинности, из которой и творчество всякой новизны в мире, хотя тоже не путем причинности, есть не какая-то
онтологическая и метафизическая доктрина, а интуитивное описание тайны, раскрывающейся в существовании.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный
онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
Но свобода невыводима из бытия, свобода вкоренена в ничто, в бездонность, в небытие, если употреблять
онтологическую терминологию.
Конечно, также и по чисто спекулятивным основаниям следует отвергнуть идею доказательства бытия Божия [Имеются в виду следующие системы доказательств бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3)
онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4) историческая или психологическая (Декарт); 5) нравственная (И. Кант).
Плохо понимают характер моего дуализма, ошибочно приписывая ему
онтологический характер, особенно плохо понимают центральное для меня значение учения об объективации и эсхатологические мотивы моей философии.
Грехопадение для Шестова не
онтологическое, а гносеологическое, оно связано с возникновением познания добра и зла, т. е. с возникновением общего, общеобязательного, необходимого.
Хайдеггер, которого нельзя признать экзистенциальным философом, в своей брошюре, посвященной проблеме истины, склоняется к
онтологическому и объективному пониманию истины.
В то время как у людей высшей и утонченной культуры Достоевский пробуждает
онтологическое сознание и жажду перехода от творчества символических культурных ценностей к творчеству подлинного бытия, у малокультурных русских людей он может парализовать вкус к культуре и укрепить нигилистическое отношение к культуре.
Гносеология покоится не на психологии и не на онтологии, вообще не на «логии» какой-нибудь, не на науке и знании каком-нибудь, а на психологическом и
онтологическом, на бытийственном.
Но критическая по преимуществу философия Канта с диалектической неизбежностью ведет к допущению универсального субъекта, сверхиндивидуального разума, и эта оригинальность критицизма в дальнейшем своем развитии придает гносеологии
онтологический характер.
Но учение о Логосе, составляющее душу
онтологической гносеологии, сталкивается с иррациональностью и греховностью бытия, которые для гегелевского панлогизма были непостижимы.
Онтологическая гносеология исходит из того, что нам нечто дано до всякой рациональной рефлексии, до самопогружения и объективирования, до самого разделения на субъект и объект.
По-прежнему остается выбор между психологизмом и онтологизмом, между психологической и антропологической логикой и
онтологическим и мистическим Логосом.
Субъект и его категории — столь же
онтологическая предпосылка критической философии, как и объективное бытие и его свойства у наивных реалистов.
Иррациональная тайна свободы, не сотворенной и не детерминированной Богом, совсем не означает, что существует какое-то другое бытие наряду с бытием Бога, совсем не означает
онтологического дуализма.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма: понятия не имеют самостоятельной
онтологической реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
Различие между сущностью и явлением —
онтологическое, а не гносеологическое.
Как покоящиеся в материи или ее оформляющие, аристотелевские формы имманентны миру, но как движущие цели, как
онтологический prius, они ему трансцендентны.
Для истинной философии проблема иррационального — не гносеологическая проблема, как для школы Риккерта, а
онтологическая проблема.
И не должна ли быть всякая гносеология
онтологической, сознательно
онтологической, т. е. исходить от бытия и того, что в нем первоначально дано, а не из субъекта и того, что в нем дано вторично?
Критической принято называть такую философию, которая строится без всяких
онтологических предпосылок, догматической же принято называть всякую
онтологическую философию.
Но если бы Лосский строил сознательно
онтологическую гносеологию, он не впал бы в тот гносеологический оптимизм, который составляет основной дефект его книги, он дал бы верное освещение проблемы лжи в восприятии мира и познании мира, что составляет для него главный камень преткновения.
Допуская бытие как нечто первоначальное, исходное, он тем самым устанавливает
онтологические предпосылки гносеологии.
На примере Лосского я постараюсь показать невозможность гносеологии, отделенной от онтологии, неизбежно
онтологический характер всякой гносеологии.
Идеи-имена, которые составляют
онтологическую основу общих понятий, суть первообразы существ в Софии, вне которых ничто не становится причастно бытия.
А учения о пространстве и времени Лосский не дает и откладывает до онтологии, так что все его утверждения, все его учение о суждении, вся его гносеология зависит от
онтологического учения о пространстве и времени.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том смысле, что они являются
онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут проблема
онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна стать сознательно
онтологической, исходить из первоначальной данности бытия и его элементов, а не сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Человек не есть психологическая предпосылка философского познания, он — предпосылка вселенская,
онтологическая, космическая.
В книге «Философия свободы» я еще не освободился от предрассудков
онтологической философии и не вполне освободился от онтологизма и в книге «Смысл творчества».
Ад насквозь имманентен и психологичен, ничего трансцендентного и
онтологического в аде не существует и нельзя мыслить.
Софийная, святая телесность остается трансцендентна нашему чувственному опыту, она может постулироваться им только в качестве необходимой метафизической гипотезы, как
онтологическая его основа.
Творение есть поэтому и акт безмерного смирения Абсолютного, которое совлекается актуальности своей: любовь-смирение, эта предельная и универсальная добродетель христианства, есть и
онтологическая основа творения. Давая в себе место миру с его относительностью, Абсолютное в любви своей смиряется пред тварью, — воистину неисследимы глубины божественной любви-смирения!
Ведь философствует-то человек в
онтологической его полноте, а не фантастический «трансцендентальный субъект», который есть только регулятивная идея, разрез сознания, методологическая фикция, хотя, может быть, и плодотворная.
Сверхиндивидуальное сознание неизбежно принимает
онтологический характер, или, как у позитивистов, оно принимает характер психологический и биологический.
Поэтому, в зависимости от того или другого значения отрицания, и соединение не и да, ничто и нечто, в обоих случаях получает совершенно различный
онтологический смысл — именно или антиномический, как некая coincidentia oppositorum, или диалектический, как внутренняя связанность сополагающихся и взаимно обусловливающихся диалектических моментов.
Лосский все время бессознательно строит
онтологическую гносеологию, которая делает невозможной материалистическую онтологию и ставит его во враждебное отношение ко всем формам позитивизма.
Ибо тварная свобода сама не создает для себя
онтологической основы, и она не способна дать никакого
онтологического прироста божественной полноте бытия.
Художественное творчество не достигает
онтологических результатов — творится идеальное, а не реальное, символические ценности, а не бытие.
В этом только смысле можно сказать, что всякая теория познания имеет
онтологический базис, т. е. не может уклониться от утверждения той истины, что познание есть часть жизни, жизни, данной до рационалистического рассечения на субъект и объект.
На этой почве у Лосского возникает формальное противоречие, в котором повинно его нежелание признать свою гносеологию
онтологической.
Экзистенциальная философия не есть философия
онтологическая в традиционном смысле слова.
Тут мы подходим к центральной точке
онтологической гносеологии — к учению о Разуме, о Логосе.
Разум есть
онтологическое, а не исключительно гносеологическое понятие.
Между Богом и тварью существует лишь иерархическая разница, поскольку Бог есть дверь для возвращения в абсолютную Gottheit, но не
онтологическая: как модусы Gottheit, они тождественны.
Это совершенно своеобразное отношение между Абсолютным и относительным может быть определено как самосознание тварности, выражающее собой
онтологическое отношение твари к Творцу [К этой мысли приближался Шлейермахер в своем определении религии как «schlechlhinniges Abhängigkeilsgefühl» — чувство (
онтологической) зависимости как таковое.].
В этом
онтологическая сущность сотворения мира в Начале, причем само это отделение потенциальности от актуальности, связанное с творческим оплодотворением ничто, есть непостижимая тайна Божественного всемогущества.
Связь же между религией и другими сторонами жизни духа, которая несомненно существует, имеет не первообразный, но производный, не
онтологический, но психологический характер.
Синонимы к слову «онтологический»
Предложения со словом «онтологический»
- Именно он является онтологическим основанием творчества – и единичного субъекта, и среды.
- Естественно, стремление воспринимать мир организованным в систему причинно-следственных связей имеет глубокий онтологический смысл и немалое функциональное значение.
- При этом он сохраняет возникшую в античной философии онтологическую проблему познания и её противопоставление чувственно воспринимаемому, считая, что только данные разума являются достоверными.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «онтологический»
Что (кто) бывает «онтологическим»
Значение слова «онтологический»
Дополнительно