Цитаты из русской классики со словом «рационализм»
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного
рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
В
рационализме Декарта, в эмпиризме Юма и критицизме Канта рефлексия и сомнение возведены в ранг добродетелей философского познания.
Прагматизм знаменует собой кризис отвлеченного идеала знания, кризис гносеологии, кризис
рационализма и интеллектуализма, возвращение к знанию, введенному в жизненную полноту.
Если новоевропейскую материалистическую цивилизацию с господствующим в ней «научным»
рационализмом называют иногда языческой, то этим наносят обиду язычеству.
Я пытался убедить его в том, что
рационализм и особенно
рационализм материалистов наивен, он основан на догматическом предположении о рациональности бытия и уж на особенно непонятном предположении о рациональности бытия материального.
Марксизм — самая крайняя форма социологического
рационализма, а потому и социологического утопизма.
Против пелагианского морализма и
рационализма, т. е. против законничества в католичестве, восстал Лютер.
С 1848 года стали понимать, что ни окостенелое римское право, ни хитрая казуистика, ни тощая деистическая философия, ни бесплодный религиозный
рационализм не в силах отодвинуть совершение судеб общества.
Но эта аргументация остается в пределах теологического
рационализма.
Он уже преодолевает греческий и схоластический
рационализм раскрытием принципа противоречия, антиномии, который будет играть большую роль в последующей мысли.
— Совершенно необходимо, чтоб революция совпала с религиозной реформацией, — понимаете? Но реформация, конечно, не в сторону
рационализма наших южных сект, — избави боже!
Достоевский с изумительной диалектической силой исследует роковые последствия бунтующего
рационализма для человеческого сознания и бунтующего революционализма для человеческой жизни.
Они видели образ русского народа освобожденным от искажений, которые они приписывали западному
рационализму и государственному абсолютизму.
—
Рационализм! Да у вас несомненный талант юмориста, м-р Вандергуд! Скажите, известный Марк Твен не ваш ли соотечественник?.. Да, да!
Рационализм! А вы припоминаете, от какого слова это происходит и что значит ratio? An nescis, mi fili, quantilla sapientia regitur orbis? […разум? Разве ты не знаешь, сын мой, сколь мала мудрость, царящая в мире? (лат.)] Ax, дорогой Вандергуд, говорить на этой земле о рацио еще более неуместно, нежели упоминать о веревке в доме повешенного!
Студент, слушавший их внимательно, при этих словах как-то еще мрачней взглянул на них. Занавес между тем поднялся, и кто не помнит, как выходил обыкновенно Каратыгин [Каратыгин Василий Андреевич (1802—1853) — русский актер-трагик, игра которого отличалась чрезвычайным
рационализмом.] на сцену? В «Отелло» в совет сенаторов он влетел уж действительно черным вороном, способным заклевать не только одну голубку, но, я думаю, целое стадо гусей. В райке и креслах захлопали.
Я тоже закурил папиросу, потянулся и продолжал донимать Тита
рационализмом.
Рационализм и иррационализм, эти дети одной разорванности и разобщенности, побеждаются не слабосильным прагматизмом, а церковной гносеологией, церковным сознанием.
Так, в теории познания эмпиризм,
рационализм и мистицизм являются отвлеченными началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные истины, которые войдут в целостное познание свободной теософии.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским
рационализмом и религиозным реализмом: философский
рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия, реальностей, целостной жизни духа.
Для конкретного идеализма критицизм есть такое же рационалистическое направление, как и эмпиризм, как и старый
рационализм.
Волевой скепсис и опасен, он и отдает во власть интеллектуализма и
рационализма, он доводит до власти «гносеологии» над жизнью и бытием.
Он видел эту необходимость, эту власть вещественности над духом и в языческих религиях, и в католичестве, и в западном
рационализме, и в философии Гегеля.
И те же рационалисты не видят
рационализма и интеллектуализма в ограничениях веры разумом и наукой, в отдании всего объективного и реального во власть малого разума.
Религиозная философия должна победить и гносеологическую схоластику, и теологическую схоластику, т. е. дух жизни должен победить всякий отвлеченный
рационализм.
Гносеологический реализм одинаково противоположен трем основным направлениям гносеологии —
рационализму, эмпиризму и критицизму; он признает частную истинность всех трех направлений, но сам становится сознательно мистическим.
Рационалисты любят видеть
рационализм и интеллектуализм именно там, где его нет, где он преодолевается — в религиозных догматах, в религиозном объективизме и религиозном реализме.
Уже при постижении догматов веры логика изменяет — так учение о троичности, о боговошющении своими антиномиями разрывает сети разума и потому так неприемлемо для последовательного
рационализма, который либо вовсе отвергает их, как абсурд, либо старается ассимилировать их ценою извращения и рационалистического приспособления (отсюда возникают разные ереси как разновидности
рационализма).
Современная философия признает иррациональность бытия, и она же гносеологически утверждает
рационализм.
И то и другое направление порождается стремлением рационализировать сверхрациональное: и монизм, и дуализм одинаково суть порождения
рационализма (хотя бы даже и мистического), при котором Бог мыслится по схемам и категориям вещного бытия.
Гегелевский логический пантеизм проистекает из основной особенности его мировоззрения, его крайнего интеллектуализма, благодаря чему ему и было суждено сказать последнее слово
рационализма в форме идеалистической спекуляции.
Рационализм, этот смертельный грех Запада, заложен уже в католичестве, в католической схоластике можно найти уже тот же
рационализм и ту же власть необходимости, что и в европейском
рационализме нового времени, в философии Гегеля, в материализме.
Позитивизм не есть наука,
рационализм не есть философия, и судьбы их не совпадают.
Мы познаем абсолютную действительность, лишь приобщаясь к Абсолютному Разуму, преодолевая оторванность, которая отражается в индивидуалистическом эмпиризме и
рационализме.
В современном неокантианстве есть эта глубокая двойственность крайнего
рационализма и крайнего иррационализма.
Ныне разрешенная мистика соединима с критицизмом,
рационализмом и позитивизмом, потому что она оказывается прихвостнем рационального сознания, идет на помочах у критической полиции.
Гносеология, в основе которой лежит идея Логоса, разума большого, объединяющего субъект и объект, будет не
рационализмом и не иррационализмом, а сверхрационализмом.
Эта истина утеряна позитивизмом, критицизмом, эмпиризмом,
рационализмом.
Европейская мысль перешла от отвлеченного
рационализма Гегеля к материализму и эмпиризму, искала в «опыте» утерянное живое бытие.
Рационализм и эмпирический позитивизм и есть самоутверждение отпавшего субъекта, верховенство малого разума над большим.
Она направлена против
рационализма, который верит в выразимость бытия в понятии, в рациональность бытия.
В нем сочетается фантазерство с практическим реализмом, мистика — с
рационализмом, мечтательность — с трезвостью.
Современные же гностики-теософы явно приспособляют свое учение к
рационализму, натурализму и позитивизму, поэтому они отвергают веру и чудо, не хотят отречения и жертвы.
Против гносеологического
рационализма восстает прагматизм Джемса и Бергсона.
В XVIII в. в масонских ложах укрывался спиритуализм от исключительного господства просветительного
рационализма и материализма.
Философия Вл. Соловьева заключает в себе немало благополучного схоластического
рационализма.
Отвергнув индивидуалистический эмпиризм и старый
рационализм, который видел в механизме познания копировальную машину, Лосский должен неизбежно прийти к утверждению универсальной чувственности и универсального Разума.
Положительна также борьба с
рационализмом в богословии и философии и защита антиномичности.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты эмпиризма и
рационализма, является такой же формой
рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным опытом.
Джемс, как и Лосский, борется за расширение сферы опыта, преодолевает
рационализм эмпирический во имя эмпиризма подлинного, не фальсифицированного и не конструированного.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на
рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Ассоциации к слову «рационализм»
Синонимы к слову «рационализм»
Предложения со словом «рационализм»
- Как бы мы ни оценивали социальную философию рационализма, нельзя отрицать, что он достиг непреходящих результатов в раскрытии роли общественных установлений.
- Таким образом, подход классического рационализма стал новым этапом в изучении темы.
- Оно происходит в условиях глубокого кризиса европейского рационализма нового времени и сопутствующих ему гуманистических ценностей.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «рационализм»
Каким бывает «рационализм»
Значение слова «рационализм»
РАЦИОНАЛИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Французский рационализм 17 в. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РАЦИОНАЛИЗМ
Афоризмы русских писателей со словом «рационализм»
Дополнительно