Цитаты из русской классики со словом «римляне»
Ежели древним еллинам и
римлянам дозволено было слагать хвалу своим безбожным начальникам и предавать потомству мерзкие их деяния для назидания, ужели же мы, христиане, от Византии свет получившие, окажемся в сем случае менее достойными и благодарными?
Даже весталку [Весталка — у древних
римлян давшая обет целомудрия жрица Весты, богини домашнего очага.] можно соблазнить лестью.
— Меня не удивляет, что иноверцы, инородцы защищают интересы их поработителей,
римляне завоевали мир силами рабов, так было, так есть, так будет! — очень докторально сказал литератор.
Виделась ему в ней — древняя еврейка, иерусалимская госпожа, родоначальница племени — с улыбкой горделивого презрения услышавшая в народе глухое пророчество и угрозу: «снимется венец с народа, не узнавшего посещения», «придут
римляне и возьмут!» Не верила она, считая незыблемым венец, возложенный рукою Иеговы на голову Израиля.
Римляне не прожили и полутора тысяч лет в живом виде и обратились тоже в материал.
Тут целые страны из гипса, с выпуклыми изображениями гор, морей, и потом все пособия к изучению всеобщей географии: карты, книги, начиная с младенческих времен географии, с аравитян,
римлян, греков, карты от Марко Паоло до наших времен.
Эллины истощили свои силы и должны были уступить место
римлянам, имевшим совсем другую миссию в мире.
Мы присутствуем теперь при удивительном зрелище: страны, где остались еще свободные учреждения, и те напрашиваются на деспотизм. Человечество не видало ничего подобного со времен Константина, когда свободные
римляне, чтоб спастись от общественной тяги, просились в рабы.
Римлянина эпохи упадка, кончившего самоубийством от невыносимости жизни, заменил христианский мученик.
Нума мог грубых еще
римлян уверить, что нимфа Егерия наставляла его в его законоположениях.
Не об этом плачу, царица Раиса, а о том, что Виталий Прозоров, пьяница и потерянный человек во всех отношениях, является единственным честным человеком, последним
римлянином… ха-ха!..
— Подобно древним
римлянам, русские времен возрождения усвоили себе клич: panem et circenses! [Хлеба и зрелищ!] И притом чтобы даром. Но circenses у вас отродясь никогда не бывало (кроме секуций при волостных правлениях), а panem начал поедать жучок. Поэтому-то мне кажется, старый князь Букиазба был прав, говоря: во избежание затруднений, необходимо в них сию прихоть истреблять.
Честолюбие живет во мне, кажется, на счет всех других страстей и чувств, как будто бы древний
римлянин возродился во мне.
Целый вечер он провел с приятными дамами, с образованными мужчинами; некоторые из дам были красивы, почти все мужчины отличались умом и талантами — сам он беседовал весьма успешно и даже блистательно… и, со всем тем, никогда еще то «taedium vitae», о котором говорили уже
римляне, то «отвращение к жизни» — с такой неотразимой силой не овладевало им, не душило его.
Но Петру Степановичу некогда было шевелить
римлян; он сам был выбит из рельсов.
— Вот как-с!.. Но все-таки, по-моему, это нехорошо, — наш сапог гораздо лучше и благороднее, — произнес частный пристав и мельком взглянул на собственный сапог, который был весьма изящен: лучший в то время сапожник жил именно в части, которою заведовал частный пристав. — У меня есть картина-с, — продолжал он, — или, точнее сказать, гравюра, очень хорошая, и на ней изображено, что греки или
римляне, я уж не знаю, обедают и не сидят, знаете, по-нашему, за столом, а лежат.
— Позвольте вам доложить, — возразил Прудентов, — зачем нам история? Где, в каких историях мы полезных для себя указаний искать будем? Ежели теперича взять римскую или греческую историю, так у нас ключ от тогдашней благопристойности потерян, и подлинно ли была там благопристойность — ничего мы этого не знаем. Судя же по тому, что в учебниках об тогдашних временах повествуется, так все эти греки да
римляне больше безначалием, нежели благопристойностью занимались.
Эти возмутительные явления были подготовлены предыдущими временами, и земля, упавшая так низко, что могла смотреть на них без негодования, сама создала и усовершенствовала Иоанна, подобно тому как раболепные
римляне времен упадка создавали Тивериев, Неронов и Калигул.
Люди древности и даже средних веков верили, точно верили, что люди не равны, что настоящие люди только персы, только греки, только
римляне, только французы; но ведь нам нельзя уже верить в это. И те люди, которые в наше время распинаются за аристократизм и за патриотизм, не верят, не могут верить в то, что они говорят.
— Нет, в этих сапожищах невозможно, — размышлял он, оглядывая меня. — Слава и женщины не любят, когда к ним подходят в скверных сапогах. Да… Это, так сказать, мировой вопрос. Я даже подозреваю, что и священная римская империя разрушилась главным образом потому, что
римляне не додумались до сапог.
Умный, широкий лоб Глеба, окруженный черными, пышными, с проседью кудрями, его орлиный нос, подвижные, резко обозначенные ноздри, смелый, бойкий взгляд могли бы удачно служить моделью для изображения древнего
римлянина; каждая черта его, каждая морщина дышали крепостию, обозначали в нем присутствие живых, далеко еще не угаснувших страстей.
С течением времени человечество все более и более освобождается от искусственных искажений и приближается к естественным требованиям и воззрениям: мы уже не видим таинственных сил в каждом лесе и озере, в громе и молнии, в солнце и звездах; мы уже не имеем в образованных странах каст и париев; мы не перемешиваем отношений двух полов, подобно народам Востока; мы не признаем класса рабов существенной принадлежностью государства, как было у греков и
римлян; мы отрицаемся от инквизиционных начал, господствовавших в средневековой Европе.
А восточные
римляне по-прежнему останутся при своих занятиях, и, по-прежнему, Баттенбергский принц мужей обратит в рабство, а жен и дев уведет в плен.
Эти величественные
римляне, которые не начинали своей хвастливой болтовни иначе, как говоря: «Я, римский гражданин», достигли в шпионаже такой высоты, как если бы они были величайшими из мошенников.
— Вам кажется странным просвещение, распространяемое помощию оружия; согласитесь по крайней мере, что порядок, устройство и общеполезные работы, которые гигантским своим объемом напоминают почти баснословные дела древних
римлян, должны быть необходимым следствием твердой воли, неразлучной с силою.
Римляне были здоровы, потому что умели трудиться, умели и отдыхать, у них была mens sana in corpore sano.
— У вас есть
римлянин? — спросил Галуэй. — И тоже живой?
Я долго смотрел на безмолвного Германа, — и представьте себе, о чем размышлял я? Маня, вся только что разыгравшаяся сцена, все это улетело из моей головы, а я с непостижимейшим спокойствием вспомнил о том коренастом, малорослом германском дикаре, который в венском музее стоит перед долговязым
римлянином, и мне становилось понятно, как этот коренастый дикарь мог побить и выгнать рослого, в шлем и латы закованного потомка Германика и Агриппины.
Он вошел и показался мне древним
римлянином вследствие блистательной каски, надетой поверх ушастой шапочки. Волчья шуба облекала его, и струйка холода ударила в меня.
Это был первый выход Артура Бенни из дома своего отца — из того дома, в котором он, живучи в Польше, мог гораздо удобнее воображать себя
римлянином, афинянином или спартанцем, чем поляком, ибо воспитанный отцом своим, большим классиком, Артур Бенни о Риме, Спарте и Афинах знал в это время гораздо больше, чем о Польше.
—
Римляне говорили: mens sana in согроге sano [Здоровый дух в здоровом теле (лат.).].
Это, должно быть, нечто из обычаев древних
римлян.
Несмотря на все величие гомерических рапсодий, героический век, с своими богами и богинями, не явился в Греции во времена Перикла, равно как и в Италии Вергилий, при всем своем красноречии, не мог уже возвратить
римлян империи к простой, но доблестной жизни их предков и не мог превратить Тиберия в Энея.
Были уже и какие-то настоящие пустые ямы, как могилы. Черт их знает, когда и какими чертями и для кого они выкопаны, но преглубокие. Глину ли из них когда-нибудь доставали, или, как некоторые говорили, будто бы тут есть целебная грязь и будто ею еще
римляне пачкались. Но вообще местность прегрустная и престранная.
Последние видят здесь, конечно, величие духа, находят прототипы подобных характеров в Иване Грозном и Петре Великом и даже иногда, для параллели, тревожат суровые добродетели спартанцев и древних
римлян.
Но ведь еще
римлянин не сказал своего решающего слова: по его бритому надменному лицу пробегают судороги отвращения и гнева. Он понимает, он понял! Вот он говорит тихо служителям своим, но голос его не слышен в реве толпы. Что он говорит? Велит им взять мечи и ударить на этих безумцев?
Я уставился на Пунина. Этого я никак не ожидал. Из учебника Кайданова и других исторических сочинений я вычитал, что существовали когда-то в древности республиканцы, греки и
римляне, и даже почему-то воображал их всех в шлемах, с круглыми щитами на руках и голыми большими ногами; но чтобы в действительности, в настоящее время, особенно в России, в…ой губернии, могли находиться республиканцы — это сбивало все мои понятия, совершенно путало их!
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один
римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.
Хорошо было еврею, греку,
римлянину не только отстаивать независимость своего народа убийством, но и убийством же подчинять себе другие народы, когда он твердо верил тому, что его народ один настоящий, хороший, добрый, любимый богом народ, а все остальные — филистимляне, варвары.
И на власти тяготеет проклятие, как и на земле, и человечеству в поте лица приходится нести тяготу исторической власти со всеми ее скорпионами во имя того, что начальник все-таки «не без ума носит меч» [Неточная цитата из Послания к
Римлянам: «начальник… не напрасно носит меч» (13:4).].
Еще в большей мере приложимо это к древним
римлянам.
— Поляки потеряли свою самостоятельность, — продолжала она, — а выше этого несчастия нет; все народы, теряя свою государственную самостоятельность, обыкновенно теряют доблести духа и свойства к его возвышению. Так было с великими греками,
римлянами и евреями, и теперь то же самое в наших глазах происходит с поляками. Это ужасный урок.
Победа христианства над
римлянами была победой больных над здоровыми, рабов над благородными.
Римляне в этом месяце праздновали так называемые Гилярии — торжество в честь Никиты Гилярова-Платонова и богини Цибеллы.
Римлян в кои-то веки побили, при Тиграноцерте каком-то…
— Эй, вы,
римляне! — крикнет под конец. — Похищай сабинянок, собаки!
Ор же взглянул и, скосивши лицо с надменной усмешкой на
римлян, добавил...
Так Марий, Сулла, возмутивши
Спокойство шаткое
римлян,
В сердцах пороки возродивши,
В наемну рать вместил граждан,
Ругаяся всем, что есть свято,
И то, что не было отнято,
У Римлян откупить возмог;
Весы златые мзды позорной
Предательству, убивству сродной,
Воздвиг нечестья средь чертог.
Как не сказать при этом случае: высокое самоотвержение, достойное
римлянина! — выражение, которым любил щеголять сам Бирон, когда жертвовали выгодами своего отечества личной пользе его.
Войска входили с музыкой и развернутыми знаменами, штаб — и обер-офицеры, — будем говорить словами очевидца и участника Нащокина, — так, как были на войне, шли с оружием, с примкнутыми штыками; шарфы имели подпоясаны; у шляп, поверх бантов, за поля были заткнуты кокарды лаврового листа, чего ради было прислано из дворца довольно лаврового листа для делания кокард к шляпам, ибо в древние времена
римляне, после победы, входили в Рим с лавровым венцом, и то было учинено в знак того древнего обыкновения, что с знатной победой над турками возвратились.
Ассоциации к слову «римлянин»
Синонимы к слову «римляне»
Предложения со словом «римлянин»
- Неповторимую атмосферу места древние римляне называли genius loci – душа места, или гений места.
- Как известно, римляне называли дни второй половины текущего месяца по месяцу последующему, отсчитывая обратно дни от календ, т. е. от первого числа следующего месяца.
- Копыта его коня клацали по гладким камням дороги, построенной ещё римлянами.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «римлянин»
Значение слова «римляне»
РИ́МЛЯНЕ, -лян, мн. (ед. ри́млянин, -а, м.; ри́млянка, -и, мн. ри́млянки, -нок, -нкам, ж.). 1. Граждане древнего Римского государства. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РИМЛЯНЕ
Афоризмы русских писателей со словом «римлянин»
Дополнительно