Цитаты из русской классики со словом «теософия»
Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идей Логоса в греческой философии и иудейской
теософии.
Христианская философия, или
теософия, этой книги не претендует на «научность», но претендует на истинность.
Так, в теории познания эмпиризм, рационализм и мистицизм являются отвлеченными началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные истины, которые войдут в целостное познание свободной
теософии.
Антиперсоналистичны дионисизм, натуралистическая пантеистическая мистика,
теософия, антропософия, коммунизм, фашизм, так же как и либерализм, связанный с капиталистическим строем.
Искусство переливается в теургию, философия — в
теософию, общественность — в теократию.
Моя критика оккультизма,
теософии и антропософии связана была с тем, что все эти течения космоцентричны и находятся во власти космического прельщения, я же видел истину в антропоцентризме и самое христианство понимал как углубленный антропоцентризм.
Учение о Воскресении исходит из трагического факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в
теософии.
Столь разнохарактерные явления, как империализм в политике и
теософия в духовной жизни, одинаково симптоматичны для тяготения к выходу за пределы европейской культуры, к движению с Запада на Восток.
— Меня, брат, интеллигенция смущает. Я ведь — хочешь ты не хочешь — причисляю себя к ней. А тут, понимаешь, она резко и глубоко раскалывается. Идеалисты, мистики, буддисты, йогов изучают. «Вестник
теософии» издают. Блаватскую и Анну Безант вспомнили… В Калуге никогда ничего не было, кроме калужского теста, а теперь — жители оккультизмом занялись. Казалось бы, после революции…
[Нельзя отрицать заслуг
теософии и оккультизма в постановке проблемы отношения религии к познанию, в утверждении важности религиозного посвящения для мудрого знания.
В современной «
теософии» есть то же рационалистическое бессилие, что и в старых ересях, в старом гностицизме.
Слишком ясно, что мистицизмом принято называть мистическое учение, мистическое умозрение, мистическую
теософию.
В последней глубине христианская вера есть гнозис, знание посвященных через отречение, но до глубины этой не доходит гностическая
теософия.
Христианская философия не есть «гнозис» в смысле Валентина и не есть «
теософия» в смысле Р. Штейнера, хотя в своем собственном смысле она и гнозис, и
теософия.
Тайна личности и тайна плоти хранится лишь церковной
теософией, для
теософии нецерковной нет ни личности, ни плоти; она сочетает дурной спиритуализм с дурным натурализмом.
Свобода лежит в основе истинно христианской
теософии, и нет свободы в
теософии гностической, сектантской.
Это делается в учении о перевоплощении душ и вообще о бесконечной «эволюции», проповедуемой
теософией.
Никакой мистики в
теософии нет, в теософических схемах торжествует особая форма натуралистического эволюционизма.
Судьба личности в христианской философии и в христианской
теософии не может быть постигнута эволюционно и натуралистично, судьба эта сверхразумна, сверхприродна, катастрофична.
Для многих
теософия — путь от материализма и позитивизма к духовной жизни.
Религиозные догматы и религиозные таинства приобретают в
теософии исключительно гностический характер.
В основу современной «
теософии» положена идея перевоплощения, что обнаруживает уже сродство с Индией и вражду к христианству.
Подавленность творческого субъекта отражается и в науке, и в религии, и в
теософии.
Все, мной написанное, относится к философии истории и этике, я более всего — историософ и моралист, может быть, теософ в смысле христианской
теософии Фр.
В современной «
теософии», как и в прежнем люциферианском гнозисе, царит не свобода, а магическая заколдованность бытия и медиумизм человека.
Но и в естественных откровениях философии и
теософии человек прикасается к мировому, вселенскому Разуму.
Для
теософии религия есть универсальный гнозис, преемственно передаваемый путем посвящения, путем обучения у мудрых учителей.
В восточной
теософии есть что-то враждебное христианскому закалу личности, в ней нет откровения о личности, о «я», откровения индивидуального и множественного бытия.
Но науку создавала не эта душа, эта душа всегда склонялась к философии, к
теософии, к магии.
В «
теософии» оккультизм становится популярным, экзотерическим.
Стремление к научности, к наукообразности охватило не только философию, но и
теософию.
На Западе родство с космологизмом русской религиозной философии можно найти лишь в немецкой христианской
теософии, у Я. Бёме, Фр.
Теософия притязает (в более откровенных своих признаниях) быть заменой религии, гностическим ее суррогатом, и в таком случае она превращается в вульгарную псевдонаучную мифологию.
Современный европейский человек, рационалист и материалист по своему сознанию, одну лишь эволюционно-натуралистическую
теософию в силах примирить со своей наукой и научностью.
Некоторые статьи обо мне, написанные на Западе, сопоставляли меня с тем, что называли христианской
теософией, с Я. Бёме, Сен-Мартеном, Фр.
Но у Штейнера восточная безличная
теософия ограничивается уже христианским антропософическим сознанием.].
Если философия не может быть научной, то тем менее может быть научной самая высшая ее сфера, наиболее далекая от науки, —
теософия, богопознание.
Он хочет построить систему свободной христианской
теософии и соединить ее со свободной теократией и теургией.
Но религиозные и мистические притязания
теософии жалки и ничтожны.
И наукообразный характер его
теософии производит впечатление уступки духу времени или тактического подхода к людям, воспитанным на материализме и на позитивизме.
Его
теософия — это как бы естествознание иных планов бытия, это как бы перенесенный в иные миры Геккель.
Поскольку
теософия не знает Христа, она не знает личности, она во власти дурной множественности природного порядка, для нее личность растворена в натуральной эволюции перевоплощений.
Рационалистический позитивизм есть одна из форм замены веры знанием, гностицизм и
теософия — другая форма того же; первая форма — для людей, лишенных фантазии и воображения, дорожащих ограничениями знания, вторая форма — для людей с фантазией и воображением, дорожащих расширением сферы знания.
Но творческая философия не может допустить наукообразной
теософии.
Теософия хочет привести современного человека к мистике и религии без жертвы, без отречения, по направлению наименьшего сопротивления, путем эволюционным, а не катастрофическим.
Для этой
теософии не существует также свободы в ее изначальности и иррациональности.
Поскольку
теософия требует расширения натурализма, введения в сферу нашего знания новых областей, исследования новых сил, новых явлений (напр., телепатических, медиумических, ясновидения и пр.), она может быть полезна.
А мистическая
теософия есть высшее искусство.
Вл. Соловьев одно время слишком верил, что интеллектуальная концепция свободной
теософии и свободной теократии может очень способствовать достижению конкретного всеединства.
Пророчески-апокалиптическая мистика ничего не может значить для субъективно-индивидуалистической мистики переживаний, и так же мало может быть она связана с натуралистически-рационалистической мистикой
теософии и гностицизма.
Синонимы к слову «теософия»
Предложения со словом «теософия»
- Хотя основополагающие идеи теософии являются откровением, они остаются неубедительными до тех пор, пока человек сам не придёт к их пониманию.
- Идеи теософии широко распространились и легли в основу других учений.
- Увлечение теософией приходится на момент его основных размышлений и поисков, осмысления своего места в искусстве.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «теософия»
Значение слова «теософия»
ТЕОСО́ФИЯ, -и, ж. Религиозно-мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЕОСОФИЯ
Дополнительно