Цитаты из русской классики со словом «черемисы»
— Тут уж есть эдакое… неприличное, вроде как о предках и родителях бесстыдный разговор в пьяном виде с чужими, да-с! А господин Томилин и совсем ужасает меня. Совершенно как дикий
черемис, — говорит что-то, а понять невозможно. И на плечах у него как будто не голова, а гнилая и горькая луковица. Робинзон — это, конечно, паяц, — бог с ним! А вот бродил тут молодой человек, Иноков, даже у меня был раза два… невозможно вообразить, на какое дело он способен!
Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому...
Всего удобнее бить глухих косачей маленькой пулей из винтовки, что и делают не только сибирские стрелки-звероловы, но и вотяки и
черемисы в Вятской и Пермской губерниях.
— Да как же, помилуйте, судырь: татарам,
черемисам и разным всяким идолопоклонникам, и тем за их веру ничего, — чем же мы-то провиннее других?
Гайнан был родом
черемис, а по религии — идолопоклонник.
Когда я вместе с Хабаром Симским разбил чуваш и
черемис на Свияге, когда с князьями Одоевским и Мстиславским прогнал от Оки крымского царевича и татарский набег от Москвы отвратил!
Взрослые, уступая ему дорогу, крестились, а мальчишки, натыкаясь на него, пугливо отскакивали в сторону, если же он шёл на них — молча разбегались. И даже храбрый будочник Анкудин
Черемис, единолично избивавший сразу несколько человек мастеровых, когда они буянили или колотили жён, играли в орлянку или когда ему было скучно, — даже Анкудин сторонился Алёши и, тревожно мигая косыми глазами, прятал кулаки за спину.
Со всех сторон потянулись луговая мордва,
черемисы, чуваши, татары и мещеряки; [Мещеряки — часть поволжских татар.] русских переселенцев, казенных крестьян разных ведомств и разнокалиберных помещиков также было не мало.
Мордва, чуваши,
черемисы перестали повиноваться русскому начальству.
Лука. Парень! Слушай-ка, что я тебе скажу: бабу эту — прочь надо! Ты ее — ни-ни! — до себя не допускай… Мужа — она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да! Ты ее, дьяволицу, не слушай… Гляди — какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было… А эта Василиса — она… хуже
черемиса!
— Видишь ты: думал я, что быть мне колдуном, — очень душа моя тянулась к этому. У меня и дед с материной стороны колдун был и дядя отцов — тоже. Дядя этот — в нашей стороне — знаменитейший ведун и знахарь, пчеляк тоже редкий, — по всей губернии его слава известна, его даже и татаре, и
черемисы, чуваши — все признают. Ему уж далеко за сто лет, а он годов семь тому назад взял девку, сироту-татарку, — дети пошли. Жениться ему нельзя уж — трижды венчался.
Здесь глушь, Азия, татары,
черемисы да вотяки.
Сначала тут, как водится, все власти
Казанские и весь народ помянут:
Татары,
черемиса, вотяки
И прочие.
Новый мой знакомец — сын старосты, Егор Досекин, человек крепкий и круглый, словно булыжник, с большой головой, серое скуластое лицо его точно из камня вырезано, и весь он похож на
черемиса. На подбородке и скулах растёт тонкий и кудрявый желтоватый волос, узкие глаза косоваты и прищурены, смотрят недоверчиво и строго.
Взятая в полон
черемиса поведала васильгородцам: оттого-де они побежали, что перед ними на белом коне явился страшный видом чернец и пламенным копием их, врагов имени Христова, поражал немилостиво.
В стары годы на Горах росли леса кондовые, местами досель они уцелели, больше по тем местам, где чуваши́,
черемиса да мордва живут. Любят те племена леса дремучие да рощи темные, ни один из них без ну́жды деревцá не тронет; рони́ть лес без пути, по-ихнему, грех великий, по старинному их закону: лес — жилище богов. Лес истреблять — Божество оскорблять, его дом разорять, кару на себя накликать. Так думает мордвин, так думают и черемис, и чувашин.
Башкирцы и мещеряки, обольщенные подарками и обещаниями самозванца, стали нападать на русские селения и толпами переходить в шайки бунтовщиков; киргизский хан Нурали вошел в дружеские сношения с Пугачевым, мордва,
черемисы, чуваши заволновались и перестали повиноваться русскому правительству, служилые калмыки бегали с форпостов, помещичьи крестьяне Оренбургского края и по Волге заговорили о воле, о воле «батюшки Петра Федоровича».
— Ведь без кладенецкой обители и Нижнего бы не было. Предок Александра Невского, святитель Симон, уже после того, как княжой стол утвердился на Дятковых горах, заложил город, который, и назвали Нижним в отличие от Верхнего или Великого Новогорода… И сколько иноками нашей обители и святителями кладенецкими обращено было язычников! Ведь здесь повсюду
черемисы и мордва жили, а дальше по Волге и Каме были становища приречных болгар, самых первых тогда врагов русских людей.
Веселый такой и простой человек,
Черемисов Павел Яковлевич, и в цене: по семидесяти пяти рублей получает, ей-ей; а придешь к нему, выйдет он, да так руками и разведет: нечего мне вам, Иван Мартыныч, вручить, никакого оригиналу не будет; вот, говорит, целую неделю ни единой строки из себя выжать не могу, — так вот и скажет этими самыми словами.
Подобно владетельным князьям, братья Строгановы имели свое войско, свою управу, стоя по царскому велению на страже северо-востока России. Уже в 1572 году оказался благой результат их деятельности, они смирили бунт
черемисов, остяков, башкирцев, одержав победу над их соединительными толпами и снова взяв с них присягу на верность царю московскому.
— Как же нам своего отца не знать! Вас, Ваше Сиятельство, по всей Рассей последний
черемис и тот знает…
Ну конечно, страдаю!..
От этой проклятой селедки
Может вконец развалиться брюхо.
О!
Если б теперь… рюмку водки…
Я бы даже не выпил…
А так…
Понюхал… //......
Знаешь? Когда эту селедку берешь
за хвост,
То думаешь,
Что вся она набита рисом…
Разломаешь,
Глядь:
Черви… Черви…
Жирные белые черви…
Дьявол нас, знать, занес
К этой грязной мордве
И вонючим
черемисам!
И это еще не самая большая беда, что крещеные
черемисы до сих пор не сделались христианами: это у нас случалось и с татарами и с мордвой, у которой до сих пор во весь развал идет эпоха двоеверия, но вот в чем беда, — что окрещенные черемисы стали нравственно хуже, чем были; что всякий, вынужденный иметь с ними дело, — старается отыскать старого, некрещеного черемиса (из тех, кои отбежали крещения), потому что, по общему наблюдению, у некрещеных больше совестливости…
— Да. Милейший человек.
Черемисов. Если вам захочется побывать тут еще раз — спросите его.
Я потом читал в журнале министерства внутренних дел об этом блестящем обращении
черемисов. В статье было упомянуто ревностное содействие Девлет-Кильдеева. По несчастию, забыли прибавить, что усердие к церкви было тем более бескорыстно у него, чем тверже он верил в исламизм.
Исправник замялся. Я взглянул на
черемиса, он был лет двадцати, ничего свирепого не было в его лице, совершенно восточном, с узенькими сверкающими глазами, с черными волосами.
Исправник взял с собой команду и поехал осаждать
черемисов словом божиим. Несколько деревень были окрещены. Апостол Курбановский отслужил молебствие и отправился смиренно получать камилавку. Апостолу татарину правительство прислало Владимирский крест за распространение христианства!
Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью — честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию
черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством?
Все это кочует шумными толпами около небольшой деревни — и что всего страннее, толпы некрещеных вотяков и
черемис, даже татар, приходят молиться иконе.
Рябчиков ловят много сильями, которые называются пружки. Весь этот снаряд состоит из наклоненного сучка, к концу которого прикреплен волосяной силок, а позади повешен пучок рябины или калины, ибо рябчики большие охотники до этих ягод. Ловцы, по большей части чуваши,
черемисы и вотяки, запасаются ягодами с осени и продолжают ловлю во всю зиму. Снаряд так устроен, что рябчик не может достать ягод, не просунув головы сквозь силок и не тронув сторожка, который держит древесный сук в наклоненном положении.
— Ваше благородие! — сказал
черемис необычным мягким и просительным тоном и вдруг затанцевал на месте. Он всегда так танцевал, когда сильно волновался или смущался чем-нибудь: выдвигал то одно, то другое колено вперед, поводил плечами, вытягивал и прямил шею и нервно шевелил пальцами опущенных рук.
Безусый мальчишеский рот
черемиса весь растянулся в длинную улыбку, от которой при огне свечи засверкали его великолепные белые зубы.
Ромашов часто разговаривал с Гайнаном о его богах, о которых, впрочем, сам
черемис имел довольно темные и скудные понятия, а также, в особенности, о том, как он принимал присягу на верность престолу и родине.
Он дружелюбно хлопнул по плечу
черемиса, который в ответ молча улыбнулся ему широко, радостно и фамильярно.
Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая
черемиса, чуваши, татары.
Поднялась заодно с ними некрещеная сила: мордва,
черемиса, татаре.
Ниже Сурского устья верст на двести по обе стороны Волги сплошь чужеродцы живут, они не русеют:
черемисы, чуваши, татары.
А первого
черемиса, уверял кавалер, лешего жена родила, оттого черемисы и живут в лесу.
Закупали медвежат у соседних чуваш да
черемис Казанской губернии, обучали их всякой медвежьей премудрости: «как баба в нетопленой горнице угорела, как малы ребята горох воровали, как у Мишеньки с похмелья голова болит».
Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва,
черемиса, булгары, буртасы и другие язы́ки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне. Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит, а народные преданья вот что сказывают...
Эти прямо от
черемис и болгар камских и волжских.
И приплыл он сюда снизу к дремучим лесам керженецким, где держались дикие племена мордвы и
черемис, все язычники, бродили по лесам, жили в пещерах или в шалашах, обмазанных глиной.
Населил он свой Кладенец дружиной, ратными людьми, мордвой и
черемисами, волжскими и камскими болгарами, пленниками из соседних земель.
Эта возвышенная часть Кладенца и есть та «Полонная», где, по толкованию отца настоятеля, селились взятые «в полон» инородцы — мордва,
черемисы, камские и волжские болгары.
Утвердивши же власть над Тобольской ордою, переманив к себе многих степных киргизов и женив своего сына Алея на дочери ногайского князя Тип-Акмета, он почувствовал себя самостоятельным и перестал исполнять обязанности московского данника, сносился тайно со свирепыми
черемисами, возбуждая их к бунту против московского государя и под угрозой смертной казни запрещал остякам и вогуличам платить древнюю дань России.
Мы читаем в этой книжечке, что наши давно окрещенные
черемисы и в 1878 году были такие же язычники, какими были до крещения…
Императорское Русское географическое общество недавно издало исследование одного своего члена-сотрудника, г. Кузнецова, о
черемисах, где мы находим следующие удивительные вещи.
О своем же крещеном поколении
черемисы самого невыгодного мнения; да иначе не может и быть.
Чухну передразнит, мордву,
черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята!
Неточные совпадения
В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие.
Синонимы к слову «черемисы»
Предложения со словом «черемис»
- Почитай, второй день без еды, струги с припасом перехватила казанская речная рать, а обозы пограбили дикие черемисы.
- Только изредка встречаются по пути деревушки, где живут черемисы и вотяки.
- Их соседями были луговые черемисы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «черемис»
Значение слова «черемисы»
ЧЕРЕМИ́СЫ, -ов и -ми́с, мн. (ед. череми́с, -а, м.; череми́ска, -и, мн. череми́ски, -сок, -скам, ж.). Устарелое название марийцев. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧЕРЕМИСЫ
Дополнительно