Цитаты из русской классики со словом «эсхатологический»
Но квиетизм можно найти и в буддийской нирване, и в стоической апатии, и в неоплатонической мистике Единого и эманации, и в сирийской аскезе, отрицавшей человека как грех, и у Экхарта с его монистической мистикой тождества, для которой самое существование человека есть падение, и даже у К. Барта с его перенесением реализации христианства исключительно в
эсхатологическую перспективу.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические,
эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре.
Я очень ценил и ценю многие мотивы русской религиозной мысли: преодоление судебного понимания христианства, истолкование христианства как религии Богочеловечества, как религии свободы, любви, милосердия и особой человечности, более, чем в западной мысли выраженное
эсхатологическое сознание, чуждость инфернальной идее предопределения, искание всеобщего спасения, искание Царства Божьего и правды Его.
Необходимо разоблачать несоединимость христианской идеи Царства Божия, христианского
эсхатологического сознания с идолопоклонством перед историческими святынями, консервативно-традиционными, авторитарными, монархическими, национальными, семейно-собственническими, как и перед святынями революционными, демократическими, социалистическими.
В прошлом можно установить три типа мистики: мистика индивидуального пути души к Богу, это наиболее церковная форма; мистика гностическая, которую не следует отождествлять с гностиками-еретиками первых веков, эта мистика обращена не к индивидуальной только душе, но также к жизни космической и божественной; мистика пророческая и мессианская — это мистика сверхисторическая и
эсхатологическая, предела конца.
Но учение о вечных адских муках как о торжестве божественной справедливости, занявшее почетное место в отделах догматического богословия, есть рационализация тайны, есть отрицание
эсхатологической тайны.
Еретическая и сектантская мистика всегда в конце концов субъективна и потому лишена сознания
эсхатологического и апокалиптического, она слишком часто коренится в субъективной взвинченности и самораздувании.
С третьей творческой религиозной эпохой связано чувство конца,
эсхатологическая перспектива жизни.
В России выработалась
эсхатологическая душевная структура, обращенная к концу, открытая для грядущего, предчувствующая катастрофы, выработалась особенная мистическая чувствительность.
Мое понимание христианства —
эсхатологическое, и я противополагаю его христианству историческому.
Но это применимо лишь к тому
эсхатологическому сознанию, которое нашло себе выражение или в аскетическом монашестве, или в «Повести об антихристе» Вл. Соловьева, и у К. Леонтьева.
Основная тема русской мысли начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема
эсхатологическая, тема философии истории.
Плохо понимают характер моего дуализма, ошибочно приписывая ему онтологический характер, особенно плохо понимают центральное для меня значение учения об объективации и
эсхатологические мотивы моей философии.
Я мыслил более радикально, мое миросозерцание было более конфликтное и антиномическое, мое христианство было более
эсхатологическое.
Поэтому в христианстве остается мессианское упование,
эсхатологическое ожидание, и оно сильнее в русском христианстве, чем в христианстве западном.
Это не аскетическое отношение к культуре и творчеству, а отношение
эсхатологическое, я бы сказал — революционно-эсхатологическое.
Это прежде всего религиозное беспокойство и религиозное искание, это — постоянный переход в философии за границы философского познания, в поэзии — за границы искусства, в политике — за границы политики в направлении
эсхатологической перспективы.
Эзотерически я исповедую
эсхатологическое и мистическое христианство.
Отождествление церкви с Царством Божиим, исторической идеи церкви с
эсхатологической идеей Царства Божия, идущее от Бл. Августина, есть также одно из порождений иллюзии объективированного сознания.
Обскурантское обрядоверие было одним из полюсов русской религиозной жизни, но на другом полюсе было искание Божьей правды, странничество,
эсхатологическая устремленность.
Поэтому
эсхатологическое христианство революционно в отношении к христианству историческому, которое приспособилось к миру и часто рабствовало у мира.
Это обозначает уже переход от христианства исторического к христианству
эсхатологическому.
Христианское откровение есть откровение
эсхатологическое, откровение о конце этого мира, о Царстве Божьем.
Переход от исторического христианства, которое отходит в прошлое, к христианству
эсхатологическому, которому только и принадлежит будущее, должен означать не возрастание пассивности, а возрастание активности, не возрастание страха, а возрастание дерзновения.
Тоска Достоевского, Ницше, Кирхегардта, Бодлера, Л. Блуа и им подобных предшествует новой эпохе Духа, эпохе
эсхатологической.
Происходит отожествление церкви с Царством Божьим, что противоречит
эсхатологическому ожиданию.
В русском православии можно различить три течения, которые могут переплетаться: традиционное монашески-аскетическое, связанное с «Добротолюбием» космоцентрическое, узревающее божественные энергии в тварном мире, обращенное к преображению мира, с ним связана софиология, и антропоцентрическое, историософское,
эсхатологическое, обращенное к активности человека в природе и обществе.
Наиболее вечной, наиболее возвышающейся над социологической символикой мне представлялась
эсхатологическая сторона христианства.
Я имею в виду
эсхатологическое понимание христианства в целом, которое нужно противоположить историческому пониманию христианства.
В более глубоком слое, не нашедшем себе выражения в сознании, в русском нигилизме, социализме была
эсхатологическая настроенность и напряженность, была обращенность к концу.
Понятным мне это представлялось лишь в перспективе
эсхатологического христианства.
Ему чужда
эсхатологическая перспектива, он не чувствителен к
эсхатологической проблематике.
И в русском нигилизме можно различать аскетические и
эсхатологические элементы.
Все первохристианство было эсхатологично, ждало второго пришествия Христа и наступления Царства Божьего [
Эсхатологическое понимание христианства можно найти у Вейса и Луази.].
Эсхатология противоречива, и
эсхатологическая мысль выходит из сферы, в которой царит закон тождества.
Призвание русского народа ставится в
эсхатологическую перспективу, и этим сознание это отличается от сознания идеалистов 30-х и 40-х годов.
Пассивные и подавленные апокалиптические настроения принадлежат старому историческому христианству, а не новому,
эсхатологическому.
Жестокий
эсхатологический элемент исходит и не от самого Иисуса Христа, он приписан Иисусу Христу теми, у кого он соответствует их природе.
Прогрессисты и культурники не любят
эсхатологического сознания на том основании, что оно ведет к пассивности и к отрицанию великих исторических задач.
Но русская идея не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть
эсхатологическая идея Царства Божьего.
Этот бытовой характер славянофильства не мог не ослабить
эсхатологической стороны их христианства.
Интересно сопоставить русские мессианские и
эсхатологические идеи с идеями величайшего философа польского мессианизма Чешковского, который до сих пор недостаточно еще оценен.
И отрицание
эсхатологического характера христианства всегда было приспособлением к условиям объективированного мира, капитуляцией перед историческим временем.
Эта теория определилась не только наблюдением над реальным экономическим процессом и его анализом, но и
эсхатологической настроенностью, ожиданием катаклизма этого мира.
Это есть перспектива
эсхатологическая по отношению к этому миру, но она означает изменение этого мира, прорыв, прерыв той инерции, которая порождена объективацией.
Есть два понимания Царства Божьего:
эсхатологическое и теократическое.
Луази в качестве историка защищал
эсхатологическое понимание христианства.
И философия истории, в конце концов, всегда или натуралистическая, хотя и пользуется категориями духа, или
эсхатологическая.
Моя философия не научная, а профетическая и
эсхатологическая по своей направленности.
Я говорил также о роли, которую играла
эсхатологическая настроенность в русском расколе и сектантстве.
Синонимы к слову «эсхатологический»
Предложения со словом «эсхатологический»
- Именно поэтому эсхатологические ожидания очень сильно отражались на всех явлениях тогдашней жизни.
- Метамодерн не манифестирует конец культуры, и – в отличие от постмодернизма – не проникнут эсхатологическими настроениями.
- Бытование образа всадника-воина в пространстве русской культуры было связано не только с величием воинского подвига, но и с апокалиптическими и эсхатологическими представлениями, связанными с особой царской миссией.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эсхатологический»
Что (кто) бывает «эсхатологическим»
Значение слова «эсхатологический»
Дополнительно