Неточные совпадения
Даже с практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания
абсолютной идеи, управляющей нашим духовным
миром.
Но к жизни в материи этого
мира нельзя применить
абсолютного, как закон и норму.
Пусть этот
мир перейдет к
абсолютной жизни в любви.
Русская душа сгорает в пламенном искании правды,
абсолютной, божественной правды и спасения для всего
мира и всеобщего воскресения к новой жизни.
Абсолютная истина о непротивлении злу насилием не есть закон жизни в этом хаотическом и темном
мире, погруженном в материальную относительность, внутренно проникнутом разделением и враждой.
Дух, укрепленный в своих
абсолютных истоках и возрожденный, должен обратиться к многообразной и сложной конкретности
мира живой, творческой реакцией и обнаружить свои творческие дары.
И еще мог бы сказать, что социал-демократы будут в чем-либо положительном участвовать, лишь когда наступит конец
мира и водворится Царство Божие, так как раньше трудно ждать
абсолютной справедливости на свете.
Но политика их есть сплошное применение
абсолютного к относительному, абсолютизация относительных и материальных вещей этого
мира, пользование отвлеченными категориями для конкретной действительности.
В исторически-телесном
мире нет ничего
абсолютного.
Сектантская психология и в религиозной жизни есть уклон и ведет к самоутверждению и самопогруженности, а в жизни политической она не имеет никаких прав на существование, так как всегда является сотворением себе кумира из относительных вещей
мира, подменой
Абсолютного Бога относительным
миром.
Я противопоставлял прежде всего принцип духовной свободы, для меня изначальной,
абсолютной, которой нельзя уступить ни за какие блага
мира.
Учение о Софии утверждает начало божественной премудрости в тварном
мире, в космосе и человечестве, оно не допускает
абсолютного разрыва между Творцом и творением.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то Дух есть
абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном единстве
мира, есть обоженная до конца душа
мира.
Земная история приобретает
абсолютный религиозный смысл, в ней все единственно и неповторимо, в ней совершается искупление и спасение
мира.
С точки зрения Лосского,
мир должен быть воспринят в
абсолютной полноте, знание должно было бы достигнуть своей вожделенной цели.
Термином «явление» «обозначается некоторое своеобразное отношение
мира конечных вещей не к познающему субъекту, а к
абсолютному».
На земле, в земной истории человечества есть
абсолютное касание иного
мира, и точка этого касания единична и неповторима в своей конкретности.
Как ни повреждены и наше «я», и весь
мир, орган, связывающий с
абсолютным бытием, все же остается, и через него дается непосредственное знание.
Насильственное, принудительное, внешнее устранение зла из
мира, необходимость и неизбежность добра — вот что окончательно противоречит достоинству всякого лица и совершенству бытия, вот план, не соответствующий замыслу Существа
абсолютного во всех своих совершенствах.
Вот место в книге Лосского, которое изобличает онтологическую ее подкладку: «Наряду с этим
миром конечных вещей мы если не знаем, то все же чуем присутствие иного
мира,
мира абсолютного, где существенная сторона утверждения сохраняется, а отрицания нет: там нет исключительности, внеположности, ограниченности конечного
мира.
Для христианского сознания земля и происходящее на ней имеет
абсолютное и центральное значение; она не может быть рассматриваема как один из многих
миров, как одна из форм в числе бесконечно многих форм бытия.
И ложь есть во всяком перенесении на
абсолютную жизнь Божества категорий половой эротики, имеющей значение лишь в отношении к
миру, к творению.
Христос есть
абсолютный Сын Божий,
мир есть становящееся
абсолютное.
— Гмм. Теперь вы меня поставили в очень неудобное положение. Поставить вам двенадцать я не могу, ибо это знак
абсолютного совершенства, какого в
мире не существует. Одиннадцать — это самый высший балл, на который знаю фортификацию только я. Поэтому не обижайтесь, что на этот раз я поставлю вам только десять. Можете сесть.
Но действие субъекта необходимо запечатлено индивидуальною ограниченностью и потому нарушает
абсолютное единство объективной связи
мира.
Люди нового времени не только поняли, но и прочувствовали, что
абсолютного в
мире ничего нет, а все имеет только относительное значение.
Хотя он характеризует трансцендентное
абсолютное с помощью каббалистического понятия Эн-соф (мы знаем, как проблематично это понятие, которое, однако, применяется Соловьевым без всякого пояснения), т. е. в терминах отрицательного богословия, но затем, неправомерно и без всяких объяснений приравнивая его к первой ипостаси, он дедуцирует рационально его отношение к
миру, а следовательно, и их взаимное определение [См. «Философские начала цельного знания» (Собр. соч., т. I, особенно стр.320–321, 347) и «Чтения о богочеловечестве» (т. III, 82 cл.).].
Migne, 36, 152).], и, творя
мир,
Абсолютное полагает себя как Бога.
Неоплатонизм исторически является враждебно соперничающим с христианством, и действительно, несмотря на кажущееся, внешнее сходство, он глубоко ему противоположен, и именно в самом основном и центральном учении о божественном Ничто и вытекающем отсюда учении о происхождении
мира из непроизвольной эманации
абсолютного.
Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от
Абсолютного; так стоит дело в системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса:
мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала» в
абсолютном, — появления слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию в недрах
абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался целый мировой процесс.
Мир лежит не вне
Абсолютного, но есть оно же само, не получает самобытности, не организуется в ней, но так и остается только тенью
Абсолютного.
Исходная антиномия:
Абсолютное — Бог в космологии получает выражение: всеблаженный и самодовлеющий Бог — Творец
мира.
Мировое все в положительной основе своей божественно,
мир пребывает в Боге, поскольку
Абсолютное все в себе объемлет.
Творение
мира, или возникновение относительного, ни в каком смысле не является причинно-принудительным или необходимым для
Абсолютного, как момент его жизни.
Между
миром и Богом лежит
абсолютное, непреодолимое для
мира расстояние, которое, если и преодолевается, то незакономерно, прерывно, свободно, чудесно, благодатно.
Пантеизм роковым образом приводит Бруно к признанию
мира лишь феноменом
Абсолютного, т. е. акосмизму.
Христос положил
абсолютное и неотменное основание для теургии и вручил Церкви теургическую власть чрез преемственную благодать, сообщенную апостолам: «Иисус сказал им:
мир вам!
Если
мир не сотворен, но диалектически возникает в
абсолютном и ему единосущен, то он, следовательно, вечен и субстанциален в своей основе; с другой же стороны, и бог здесь не абсолютен и самоосновен в своем бытии, но рождается или происходит в
абсолютном Ничто-все.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина
мира, ибо это значило бы превратить
абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и
миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Все следует для него только modo aeterno, т. е. чисто логическим способом, имманентным движением: ибо это есть лишь фальсифицированный рационализм, если, напр., объясняют происхождение
мира свободным обнаружением
абсолютного духа, который вообще хочет утверждать творение чрез действие (thätliche).
Зачем и почему происходит эта эманация
мира из единого Ничто, на это не может быть ответа, и не находим его мы и в учении Плотина:
мир происходит потому, что вода не может не изливаться из переполненного сосуда, а созревший плод не отваливаться от ветки, но в то же время
мир является у Плотина местом для исправления и вразумления душ, отяжелевающих и испадающих из лона
абсолютного.
Бог, как знает Его «отрицательное богословие», —
Абсолютное НЕ, совершенно трансцендентен
миру и всякому бытию, но, как Бог, Он соотносителен
миру, причастен бытию, есть.
Рядом со сверхбытийно сущим
Абсолютным появляется бытие, в котором
Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле
мир есть становящийся Бог.
Мало того, им же утверждается на высшей и предельной ступени та основная антиномия, которая лежит вообще в основе религиозного самосознания: неразрывное двуединство трансцендентного и имманентного, премирность
Абсолютного и откровение Бога в
мире.
С. 16–18.] включает в себя все, весь
мир, Он есть и He-мир, причем, однако, это He-я отнюдь не полагается нашим собственным я, как у Фихте, и не есть в этом смысле некое под-я, но есть
абсолютное и подлинное He-я, т. е. сверх-я, выше-я.
Иначе говоря,
Абсолютное трансцендентное полагает Себя Богом, а следовательно, принимает в Себя различение Бога и
мира, и в нем человека.
Абсолютное в сотворении
мира или, лучше сказать, самым актом этого сотворения порождает и Бога.
Между
Абсолютным и относительным пролегает грань творческого да будет, и поэтому
мир не представляет собой пассивного истечения эманации
Абсолютного, как бы пены на переполненной чаше, но есть творчески, инициативно направленная и осуществленная эманация [Иногда различие между творением и эманацией пытаются связывать с противоположностью свободы и необходимости в Боге.
Каждый творческий акт стремится стать
абсолютным не только по своему источнику, ибо в нем ищет выразиться невыразимое, трансцендентное всяким выявлениям ядро личности, — но и по своему устремлению: он хочет сотворить
мир в красоте, победить и убедить ею хаос, а спасает и убеждает — кусок мрамора (или иной объект искусства), и космоургические волны бессильно упадают в атмосфере, тяжелой от испарений материи.
И наоборот, если принять, что
Абсолютное, полагая в себе относительное, или бытие, становится «Отцом всяческих», то и ничто, не-сущая основа творения, становится Матернею, меоном, содержащим в себе все, потенциальным всеединством
мира.