Неточные совпадения
Часто недостаточно помнят и знают, что
античный греко-римский
мир не знал принципа свободы совести, которая предполагала дуализм духа и кесаря.
Бенжамин Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в
античном греко-римском
мире.
Греческая религия привела
античную культуру к безысходной тоске, к унынию и мраку, который охватил весь
мир в эпоху явления Христа.
Лишь в самом конце
античной культуры почувствовалась тоска и ужас перед индивидуальной судьбой, но то было уже созревание
мира для принятия Христа, сознание неизбежности Спасителя.
Пока классицизм и романтизм воевали, один, обращая
мир в
античную форму, другой — в рыцарство, возрастало более и более нечто сильное, могучее; оно прошло между ними, и они не узнали властителя по царственному виду его; оно оперлось одним локтем на классиков, другим на романтиков и стало выше их — как «власть имущее»; признало тех и других и отреклось от них обоих: это была внутренняя мысль, живая Психея современного нам
мира.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и
миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий
античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Античная философия, хотя и умела подсмотреть ничто как скрытую подоснову бытия, но оставалась бессильна перед задачей объяснить: каким образом ничто становится χώρα, или ουκ öv превращается в μη öv, иначе говоря, как возникает
мир явлений?
Идеи для
мира явлений имеют не только художественно-эротическую и религиозно-мистическую достоверность, но и логическую значимость, как общие родовые понятия (κοινόν, το εν επί πολλών, εν είδος εκαστον περί τα πολλά), причем эти понятия не суть только родовые имена, но выражают самые сущности предметов (οϋσίαι) [О смысловом значении «идей» и «эйдосов» у Платона см.: Лосев А. Ф. Очерки
античного символизма и мифологии.
Мир не создается актом творения, он происходит из Единого, как бы изливаясь из божественной полноты подобно свету из солнца; он есть эманация [Эманация (позднелат. emanatio — истечение, исхождение) — термин
античной философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших.] божества, подчиненная «закону убывающего совершенства» (Целлер).
В противоположность законам этого
мира оно провозглашает, что последние будут первыми, а первые будут последними, что революционно перевернуло все
античные ценности.
Современная физика одинаково отрицает и космос в
античном смысле слова, и старый детерминистический материализм, что
мир частичен, что нет
мира как целого и единства, это вполне согласно с революцией в современной физике.
Античный греко-римский
мир презирал труд, не считал его священным, считал достойным рабского состояния.
Античный, греко-римский,
мир не знал абсолютных границ государства-города, государство было для него абсолютным.
Бог, очевидно, действовал и в
античном языческом
мире, но по-иному, через природу, а не через историю, как в еврейском народе.
Таким образом, в Божий замысел о
мире входит начало темного рока, еще более страшного, чем рок
античного сознания.
Она в
мире дохристианском,
античном обличена была тем, что казнен был Сократ.
Античный греко-римский
мир выдвинул идеал мудреца.
Христианское сознание преодолевает рок в
античном смысле слова, освобождает человеческий дух от власти
мира, власти космических сил.
Мир этот был основан на господстве аристократии — сама демократия была аристократична; и этот
античный аристократизм мешал величайшим философам Греции Платону и Аристотелю понять зло и неправду рабства.
Огромное философское значение в судьбах апофатического богословия имел Николай Кузанский, который стоит на грани двух
миров, выходит за пределы
античной и средневековой мысли и упреждает философскую мысль нового времени.
Апатия, которой учил еще Климент Александрийский, писатель, близкий к
античному стоицизму и неоплатонизму, но сохранивший
античную меру, принимает в дальнейших формах аскезы характер враждебный
миру и человеку.
С этим связано иное отношение к свободе у человека нового христианского
мира, чем у человека
античного.
Фауст есть явление христианского периода истории, он невозможен в
мире античном.
Замкнутое небо
мира средневекового и
мира античного разомкнулось, и открылась бесконечность
миров, в которой потерялся человек с его притязаниями быть центром вселенной.
На этой вере в возможность замкнуть красоту в этом
мире через законченное совершенство форм покоится вся
античная скульптура и архитектура.
Ибо то лишь есть культура, что кровно связано с
миром греко-римским, с
античными истоками и с церковью западной или восточной, получившей преемство от
античной культуры.
Мы переживаем состояние, схожее с падением Римской империи и
античной цивилизации III века, когда только христианство духовно спасло
мир от гибели и окончательного разложения.
Эта борьба происходила еще в
мире античном и там уже имела очень разнообразные проявления.