Неточные совпадения
— Смерть уязвляет, дабы исцелить, а некоторый человек был бы доволен
бессмертием и на земле. Тут, Клим Иванович, выходит, что жизнь как будто чья-то ошибка и несовершенна поэтому, а создал ее совершенный
дух, как же тогда от совершенного-то несовершенное?
И как мало эти люди верят в
дух, в его
бессмертие и неистребимость, в его неодолимость темными силами.
Если же разум оставить на самого себя, то бродя в пустоте и строя категорию за категорией, он может обличить свои законы, но никогда не дойдет ни до понятия о
духе, ни до понятия о
бессмертии и проч.
— Вы совершенно правы, — сказал я ей, — и мне совестно, что я с вами спорил; разумеется, что нет ни личного
духа, ни
бессмертия души, оттого-то и было так трудно доказать, что она есть. Посмотрите, как все становится просто, естественно без этих вперед идущих предположений.
В «Легенде» Достоевский имел, конечно, в виду не только католичество, не только всякую религию авторитета, но и религию коммунизма, отвергающую
бессмертие и свободу
духа.
— Природа, дескать, берёт нас в злой и тяжкий плен через женщину, сладчайшую приманку свою, и не будь плотского влечения, кое поглощает собою лучшие силы
духа человеческого, — может, человек и
бессмертия достиг бы!
Одиночество — суть отломленность твоя от родного целого, знак бессилия
духа и слепота его; в целом ты найдёшь
бессмертие, в одиночестве же — неизбежное рабство и тьма, безутешная тоска и смерть.
Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб
дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в
бессмертие Твое́.
Бессмертие не есть только отсутствие смерти или одно ее устранение, нечто отрицательное, оно есть положительная сила, связанная с духовностью тела, при которой
дух совершенно овладевает плотию и ее проницает; тем и упраздняется материя, источник смерти и смертности.
Обыкновенные учения о
бессмертии души, защищаемые спиритуалистической метафизикой, совсем не понимают трагедии смерти, не видят самой проблемы смерти
Бессмертие может быть лишь целостным, лишь
бессмертием целостной личности, в которой
дух овладевает душевным и телесным составом человека.
Идеализм учит
бессмертию безличного или сверхличного
духа,
бессмертию идеи и ценности, но не
бессмертию личности.
Активный
дух, непосредственно и изнутри переживающий свою неистребимость и вечность, может не только не бояться смерти, но может желать ее и завидовать тем, которые не верят в
бессмертие и убеждены, что со смертью все кончается.
Неверность же идеалистического учения о
бессмертии в том, что это духовное, идеальное, ценностное начало не образует личности на вечность, не преображает всех сил человека для вечности, а отделяется от человека, отвлекается в идеальное небо, образует безличный и бесчеловечный
дух и предает человека, человеческую личность тлению и смерти.
Внутренняя основа социализма есть неверие в Бога,
бессмертие и свободу человеческого
духа.