Неточные совпадения
Таким образом,
характер внутренней политики определился ясно.
Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались всё
характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упорно и долго хранили в себе
внутренний жар.
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных основной черте
характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и
внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили в сторону из толпы обыкновенных людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
Иногда он кажется так счастлив, глаза горят, и наблюдатель только что предположит в нем открытый
характер, сообщительность и даже болтливость, как через час, через два, взглянув на него, поразится бледностью его лица, каким-то
внутренним и, кажется, неисцелимым страданием, как будто он отроду не улыбнулся.
Далее: «Во-вторых, защитник Масловой, — продолжал он читать, — был остановлен во время речи председателем, когда, желая охарактеризовать личность Масловой, он коснулся
внутренних причин ее падения, на том основании, что слова защитника якобы не относятся прямо к делу, а между тем в делах уголовных, как то было неоднократно указываемо Сенатом, выяснение
характера и вообще нравственного облика подсудимого имеет первенствующее значение, хотя бы для правильного решения вопроса о вменении» — два, — сказал он, взглянув на Нехлюдова.
Через
внутреннюю работу личности и нации, через выработку качеств
характера утверждается духовная социальность.
Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки
характера, дисциплины воли личной и общественной,
внутренней духовной работы.
Демократию слишком часто понимают навыворот, не ставят ее в зависимость от
внутренней способности к самоуправлению, от
характера народа и личности.
Механическая слепка немецкого церковно-ученого диалекта была тем непростительнее, что главный
характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли,
внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
Судорожно натянутые нервы в Петербурге и Новгороде — отдали,
внутренние непогоды улеглись. Мучительные разборы нас самих и друг друга, эти ненужные разбереживания словами недавних ран, эти беспрерывные возвращения к одним и тем же наболевшим предметам миновали; а потрясенная вера в нашу непогрешительность придавала больше серьезный и истинный
характер нашей жизни. Моя статья «По поводу одной драмы» была заключительным словом прожитой болезни.
Внутреннюю жизнь ее я вскоре разглядел. Она не любила мужа и не могла его любить; ей было лет двадцать пять, ему за пятьдесят — с этим, может, она бы сладила, но различие образования, интересов,
характеров было слишком резко.
«Богословие на Западе приняло
характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило
внутреннюю целость духа; там развитие сил разума, — здесь стремление к
внутреннему, живому».
В русском
характере столько положительности и трезвости взгляда, столько
внутренней насмешки над первым собою…
Настал какой-то волшебный рай, в котором царствовало безмерное и беспримесное блаженство. Прежде он нередко бывал подвержен приливам крови к голове, но теперь и эту болезнь как рукой сняло. Вся фигура его приняла бодрый и деятельный вид, совершенно, впрочем, лишенный
характера суетливости, а выражавший одно
внутреннее довольство. Когда он шел по улице, приветливый взгляд его, казалось, каждому говорил: живи! И каждый жил, ибо знал, что начальством ему воистину жить дозволено.
Поэтому самое искание свободы в нем получает
характер уродливый и делается противным, как противен цинизм десятилетнего мальчика, без смысла и
внутренней потребности повторяющего гадости, слышанные от больших.
В этой цельности и гармонии
характера заключается его сила и существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую
внутреннюю силу, продолжают держаться внешнею механическою связью.
Как ни коротки были между собой Дора и Долинский, но эти вызываемые Дорою рассказы о прошлом, раскрывая перед нею еще подробнее
внутренний мир рассказчика, давали ее отношениям к нему новый, несколько еще более интимный
характер.
Но такое заключение основывалось бы только на внешней форме труда, а не на
внутреннем его
характере.
Но действительно ли
внутреннее значение картины возвышается, когда живописцы стараются дать группе людей обстановку, соответствующую
характеру группы?
То
внутреннее содержание, от которого зависит то или другое устройство обществ, те открытия и изобретения человеческого ума, которые так резко определяют
характер того или другого периода истории человечества, совершенно закрыты для него.
Писарев имел раздражительный, но сосредоточенный
характер; внешнее выражение у него было тихо, спокойно и холодно даже и тогда, когда он задыхался от
внутреннего волнения.
Такова внешняя история этого издания. Можно уже и из нее видеть, что это было замечательное явление в русской журналистике. Но еще более убедимся в этом, когда поближе рассмотрим
внутреннее его содержание,
характер и направление.
По уходе его отец мой вдруг почувствовал себя спокойнее. Точно как будто бы вместе с портретом свалилась тяжесть с его души. Он сам изумился своему злобному чувству, своей зависти и явной перемене своего
характера. Рассмотревши поступок свой, он опечалился душою и не без
внутренней скорби произнес...
Закон карает преступление и проступок, но не дурной
характер, не
внутреннее развращение человека: это-то зло, недоступное для кары закона, и должно быть уловлено и опозорено сатирою.
Но если не заметно ничего особенно во
внутреннем содержании и
характере литературы, зато нельзя не видеть, что внешним образом она развилась довольно значительно.
Наклонность к притворству всегда лежала в моем
характере и была одною из форм, в которых стремился я к
внутренней свободе.
Но [не надо забывать, что бывает оборот и в противную сторону:] не все натуры мягкие и податливые, как Саша или Надёжа, не все твердые и благоразумные, как Катерина, не все отрицательно-упорные против зла, как Маша; — встречаются и другие, суровые и беспощадные натуры, в которых
внутренняя реакция всякому посягательству на их личность развивается до размеров поистине сокрушительных и получает наступательный
характер.
Неизвестно, чем окончилась бы эта путаница, если бы на помощь не пришла Татьяна Аркадьевна, полная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный
характер и удивительное умение улаживать
внутренние междоусобицы.
Имея летописи, которых ранним появлением, добросовестностью и основательностью в отношении к внешним фактам имеем право гордиться пред другими народами, мы, однако же, не имеем ничего, что бы объяснило нам самый
внутренний смысл всех явлений нашей истории, осветило бы все наши недоумения касательно их связи, причин и
характера.
Какое-то
внутреннее тяжелое горе, грустная жалоба побежденного бойца, печаль о несбывшихся надеждах юности, — вот
характер большей части изданных ныне стихотворений г. Плещеева. С первого взгляда тут не представляется ничего необыкновенного: кто не был разочарован горьким опытом жизни, кто не сожалел о пылких мечтах юности? Это сделалось даже обычною пошлою темою бездарных стихотворцев, к которым обращался еще Лермонтов с этими жесткими стихами...
В этом обстоятельстве мы находим ясное подтверждение того, что направление, принятое Пушкиным в последние годы, вовсе не исходило из естественных потребностей души его, а было только следствием слабости
характера, не имевшего
внутренней опоры в серьезных, независимо развившихся убеждениях [, и потому скоро павшего от утомления в борьбе с внешними враждебными влияниями].
В том-то и дело, что Беме, по крайней мере, в такой же мере был Denker и Grübler, насколько и Seher, иначе становится непонятным не только
внутренний, но даже и внешний
характер его трактатов.
Но и при наличии этих условий остаются нелегко уловимы
внутренние ритмы мысли, ее мелодический рисунок и контрапункт,
характер отдельных частей композиции: философское искусство принадлежит к числу наименее доступных.
Восстановление прежнего положения для искусства потому не может явиться желанным для современности, что отношения между религией и искусством, потребностями культа и
внутренними стремлениями творчества тогда имели все-таки несвободный
характер, хотя это и не сознавалось.
Разрыв мужского и женского начала, отличающий природу власти и проявляющийся в ее жестком и насильническом
характере, коренится в изначальном нарушении полового равновесия в человечестве, а вовсе не связан с той или иной частной формой государственности, которая и вся-то вообще есть внешняя реакция на
внутреннее зло в человеке.
Самое высшее проявление полноты человеческого здоровья и силы Ницше видел в эллинской трагедии. Но лучше, чем на чем-либо ином, можно видеть именно на трагедии, какой сомнительный, противожизненный
характер носила эта полнота жизни, сколько
внутреннего бессилия и глубокой душевной надломленности было в этом будто бы героическом «пессимизме силы». Скажем прямо: во всей литературе мира мы не знаем ничего столь антигероического, столь нездорового и упадочного, как эллинская трагедия.
— Что же делать? «Покориться, смириться», — говорил ей ее
внутренний голос. Она чувствовала, что дядя Форов говорит ей правду, она и сама понимала, что она легко могла всем надоесть своим тяжелым, неприятным
характером, и она даже оплакала это несчастие и почувствовала неодолимое влечение поехать к Бодростиной, видеть брата и Глафиру, которая никогда не говорила с нею сурово и всегда ею любовалась.
Я говорю о
внутренней сокровенной лживости, лживости перед собой и перед Богом, которая ускользает от человеческого внимания и которая приобретает в сознании людей
характер добра.
Только благодаря такому низкому, мелкому пониманию значения драмы и появляется среди нас то бесчисленное количество драматических сочинений, описывающих поступки, положения,
характеры, настроения людей, не только не имеющих никакого
внутреннего содержания, но часто не имеющих никакого человеческого смысла [Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.
Для убедительности же своего восхваления всего Шекспира они составляли эстетические теории, но которым выходило, что определенное религиозное мировоззрение совсем не нужно для произведения искусства вообще и драмы в особенности, что для
внутреннего содержания драмы совершенно достаточно изображение страстей и
характеров людских, что не только не нужно религиозное освещение изображаемого, но искусство должно быть объективно, то есть изображать события совершенно независимо от оценки доброго и злого.
И вот теперь ему придется выслушать откровенную исповедь юноши, еще совсем мальчика, который не замечен им во лжи, о
внутренней стороне жизни Дарьи Николаевны Салтыковой, о гнусностях и злодействах, которые она производит, и потерпевшим лицом этих действий является, наконец, ее приемыш. «Его превосходительство» был убежден, что услышит правдивый, искренний, ничем не прикрашенный рассказ.
Внутренний голос подсказывал уме это. Знание
характера Кости это подтверждало.
Он из глубины духа, из
внутренних процессов постиг
характер русской революции, а не из внешних событий окружающей его эмпирической действительности.
Весь бледный, дрожащий, он еле стоял на ногах, но вскоре пересилил себя. Наружное спокойствие сменило расстроенный вид, но чего стоила Карнееву эта перемена. Она во сто крат увеличила его
внутренние, силой
характера скрытые страдания.
Старшая его дочь, Екатерина, о которой мы уже имели случай упоминать, была не из таковских, чтобы нападки отца оставлять без надлежащего отпора. Она была в полном смысле «его дочь». Похожая на Малюту и саженным ростом, за который он получил свое насмешливое прозвище, и лицом, и
характером, она носила во
внутреннем существе своем те же качества бессердечного, злобного эгоиста, злодея и палача, как бы насмешкой судьбы облеченные в женское тело. Екатерине шел двадцать третий год.
В мистической глубине русского народа не произошло
внутреннего брака, истинного соединения мужественного и женственного начала в народном
характере.
И вот, в эту же меру, в какую, по-моему, проще и удачнее наше народное искусство поняло внешние черты Христова изображения, и народный дух наш, может быть, ближе к истине постиг и
внутренние черты его
характера.
Их некрологи, как недавно справедливо замечено по поводу кончины бывшего архиепископа тобольского Варлаама, составляют или сухой и жалкий перифраз их формулярных послужных списков, или — что еще хуже — дают жалкий набор общих фраз, в которых, пожалуй, можно заметить много усердия панегиристов, но зато и совершенное отсутствие в них наблюдательности и понимания того, что в жизни человека, сотканной из ежедневных мелочей, может репрезентовать его ум,
характер, взгляд и образ мыслей, — словом, что может показать человека с его интереснейшей
внутренней, духовной стороны, в простых житейских проявлениях.