Неточные совпадения
Усоловцы крестилися,
Начальник бил глашатая:
«Попомнишь ты, анафема,
Судью ерусалимского!»
У парня, у подводчика,
С испуга вожжи выпали
И волос дыбом
стал!
И, как на грех,
воинскаяКоманда утром грянула:
В Устой, село недальное,
Солдатики пришли.
Допросы! усмирение! —
Тревога! по спопутности
Досталось и усоловцам:
Пророчество строптивого
Чуть в точку не сбылось.
Но княгиня Бетси терпеть не могла этого тона его, sneering, [насмешливого,] как она называла это, и, как умная хозяйка, тотчас же навела его на серьезный разговор об общей
воинской повинности. Алексей Александрович тотчас же увлекся разговором и
стал защищать уже серьезно новый указ пред княгиней Бетси, которая нападала на него.
Ивана Миронова вывели и
стали допрашивать. Степан Пелагеюшкин, высокий, сутуловатый, длиннорукий мужик, с орлиным носом и мрачным выражением лица, первый
стал допрашивать. Степан был мужик одинокий, отбывший
воинскую повинность. Только что отошел от отца и
стал справляться, как у него увели лошадь. Проработав год в шахтах, Степан опять справил двух лошадей. Обеих увели.
Новичкам еще много остается дней до облачения в парадную форму и до этого требовательного осмотра. Но они и сами с горечью понимают, что такая красивая, ловкая и легкая отчетливость во всех
воинских движениях не дается простым подражанием, а приобретается долгой практикой, которая наконец
становится бессознательным инстинктом.
В то время как Хаджи-Мурат садился на лошадь,
воинский начальник заметил, что все пять нукеров собирались ехать с Хаджи-Муратом, и сказал ему, что ему не позволяется брать с собой всех, но Хаджи-Мурат как будто не слыхал, тронул лошадь, и
воинский начальник не
стал настаивать.
Но не в этом одном роковое значение общей
воинской повинности как проявления того противоречия, которое заключается в общественном жизнепонимании. Главное проявление этого противоречия заключается в том, что при общей
воинской повинности всякий гражданин, делаясь солдатом,
становится поддерживателем государственного устройства и участником всего того, что делает государство и законность чего он не признает.
Правительства утверждают, что войска нужны преимущественно для внешней обороны, но это несправедливо. Они нужны прежде всего против своих подданных, и всякий человек, отбывающий
воинскую повинность, невольно
становится участником всего насилия государства над своими подданными.
Для того, чтобы убедиться в том, что каждый человек, исполняющий
воинскую повинность,
становится участником таких дел государства, которые он не признает и не может признавать, пусть всякий вспомнит только то, что творится в каждом государстве во имя порядка и блага народов и исполнителем чего всегда является войско.
Отбывающий
воинскую повинность
становится участником всех этих дел, дел в некоторых случаях сомнительных для него, но во многих случаях прямо противных его совести.
Противоречие это
стало нам так привычно, что мы и не видим всей ужасающей бессмыслицы и безнравственности поступков не только тех людей, которые по своей охоте избирают профессию убийства, как нечто почтенное, но и тех несчастных людей, которые соглашаются исполнять
воинскую повинность, или хотя тех, которые в странах, где не введена
воинская повинность, добровольно отдают свои труды на наем солдат и приготовления к убийству.
Решает этот вопрос бесповоротно и безапелляционно религиозное сознание или совесть каждого отдельного человека, перед которым невольно с общей
воинской повинностью
становится вопрос о существовании или несуществовании государства.
В общей
воинской повинности противоречие это
стало очевидным.
Ведь все эти люди или христиане, или люди, исповедующие гуманность и либеральность, знают, что, совершая эти поступки, они
становятся участниками, а при личной
воинской повинности совершителями самых бессмысленных, бесцельных, жестоких убийств, и все-таки совершают их.
‹…› Тем временем мне сильно хотелось преобразиться в формального кирасира, и я мечтал о белой перевязи, лакированной лядунке, палаше, медных кирасах и каске с гребнем из конского хвоста, высящегося над георгиевской звездой. Нередко обращался я с вопросами об этих предметах к Борисову, который, не любя фронтовой службы, хмурясь, отвечал мне: «Зачем ты, братец, поминаешь такие страшные вещи? Пожалуйста, не превращай мою квартиру в
стан воинский».
Многочисленное Российское Дворянство со времен Петра Великого служило мечом отечеству до изнеможения сил своих; тогда под знаменами
воинскими, в шумных
станах, среди опасностей и сражений, надлежало искать почтенных сынов России.
— По новгородским законам женщинам не дано было права выступать на народных собраниях.] но предки мои были друзья Вадимовы, я родилась в
стане воинском под звуком оружия, отец, супруг мой погибли, сражаясь за Новгород.
Наговорившись, они вытребовали к себе
воинского начальника и старшин клуба и приказали им устроить во что бы то ни
стало танцевальный вечер.
Железные дороги опять
стали, почтово-телеграфное сообщение с Россией прекратилось. Но стачечные комитеты объявили, что перевозка войск с Дальнего Востока будет производиться правильно. Волею-неволею начальству пришлось вступить в сношения с харбинским стачечным комитетом. И
воинские эшелоны шли аккуратно.
— Без голоса нет права, — сказал он иронически, — а наш голос давно заглушен
воинским боем, или, лучше сказать, мы служим только барабанною кожею для возвещения маршей и торжеств нового Александра до тех пор, пока
станет ее.
И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский — главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело
воинского устава очень скоро
стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкою улыбкой, учтиво сторонясь пред солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами, так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему
стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным, собакам, петухам, козлам, и вообще животным, живущим при
воинских командах.
Число людей, признающих несовместимость христианства с покорностью государству, постоянно увеличивалось; в наше же время, в особенности с тех пор, как правительством было введено самое очевидно противоположное христианскому учению требование общей
воинской повинности, несогласие людей христианского понимания с государственным устройством
стало всё чаще и чаще проявляться.