Точь-в-точь то же самое случилось со мной, когда я попытался высказать сомнение в том, что путь, по которому мы забрели в темный лес рабочего вопроса и в засасывающее нас болото не могущих иметь конца
вооружений народов, есть не вполне тот путь, по которому нам надо идти, что очень может быть, что мы сбились с дороги, и что поэтому не остановиться ли нам на время о том движении, которое очевидно ложно, не сообразить ли прежде всего по тем общим и вечным началам истины, открытой нам, по тому ли направлению мы идем, по которому намеревались идти?
Неточные совпадения
Обыкновенно думают, что всеобщая воинская повинность и связанные с нею всё увеличивающиеся
вооружения и вследствие того всё увеличивающиеся подати и государственные долги во всех
народах есть явление случайное, возникшее от некоторого политического положения Европы, и может быть устранено тоже некоторыми политическими соображениями, без изменения внутреннего строя жизни.
Конгресс выразил мысль о том, что все цивилизованные
народы желают мира и с нетерпением ожидают прекращения всеобщего
вооружения.
Ученые люди собираются в общества (таких обществ много, более 100), собираются на конгрессы (такие были недавно в Париже и Лондоне, теперь будет в Риме), читают речи, обедают, говорят спичи, издают журналы, посвященные этой цели, и во всех доказывается, что напряжение
народов, принужденных содержать миллионы войск, дошло до крайних пределов и что это
вооружение противоречит всем целям, свойствам, желаниям всех
народов, но что если много исписать бумаги и наговорить слов, то можно согласовать всех людей и сделать, чтобы у них не было противоположных интересов, и тогда войны не будет.
«Протесты против тяжелых для
народа вооружений начались не с нашего времени, — говорит сеньор Е. Г. Монэта.
Подобное соревнование увеличивает само по себе опасность войны:
народы не могут переносить долго увеличенное
вооружение и рано или поздно предпочтут войну всем невыгодам настоящего положения и постоянной угрозы.
Указав те же цифры 9 миллионов с чем-то действительной армии и 17 миллионов запасной и огромные расходы правительств на содержание этих армий и
вооружений, он говорит: «Цифры эти представляют только малую часть действительной стоимости, потому что, кроме этих известных расходов военного бюджета
народов, мы должны принять в соображение еще громадные потери общества вследствие извлечения из него такого огромного количества самых сильных людей, потерянных для промышленности и всякого труда, и еще те огромные проценты сумм, затраченных на военные приготовления и ничего не приносящих.
«Но это не тот мир, который мы любим. И
народы не обмануты этим. Истинный мир имеет в основе взаимное доверие, тогда как эти огромные
вооружения показывают явное и крайнее недоверие, если не скрытую враждебность между государствами. Что бы мы сказали о человеке, который, желая заявить свои дружественные чувства соседу, пригласил бы его разбирать предлежащие вопросы с заряженным револьвером в руке?
И действительно, трудно придумать положение, которое было бы бедственнее того, в котором находится теперь христианский мир с своими вооруженными друг против друга
народами, с своими постоянно неудержимо возрастающими для поддержания всё растущих этих
вооружений податями, со всё разгорающейся ненавистью рабочего сословия к богатому, с висящим надо всеми дамокловым мечом войны, всякую секунду готовым и необходимо долженствующим рано или поздно оборваться.
Если и может христианин в минуту забвения больше желать успеха своему государству или
народу, то не может уже он в спокойную минуту отдаваться этому суеверию, не может уже участвовать ни в каких тех делах, которые основаны на различии государств — ни в таможнях и сборах пошлин, ни в приготовлении снарядов или оружия, ни в какой-либо деятельности для
вооружения, ни в военной службе, ни, тем более, в самой войне с другими
народами.
Государство тратит чудовищные средства на
вооружения, и это истощает его финансы и тяжелым бременем ложится на
народ.
Обдуманная твердость, ничего не начинающая без цели, никогда не полагающаяся на счастие, одним словом, Минерва в полном
вооружении — прошу заметить, в полном… — вот что составляет истинное достоинство государей и благоденствие вверенных им
народов.
Я не могу участвовать во всех тех делах, которые основаны на различии государств — ни в таможнях или сборах пошлин, ни в приготовлении снарядов или оружия, ни в какой-либо деятельности для
вооружения, ни в военной службе, ни тем более в самой войне с другими
народами, и не могу содействовать людям, чтобы они делали это.
В наше время не может не быть ясно для всех мыслящих людей то, что жизнь людей, — не одних русских людей, но всех
народов христианского мира, с своей, всё увеличивающейся нуждой бедных и роскошью богатых, с своей борьбой всех против всех, революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных народностей против поработителей, борьбы государств между собою, запада с востоком, с своими всё растущими и поглощающими силы
народа вооружениями, своей утонченностью и развращенностью, — что жизнь такая не может продолжаться, что жизнь христианских
народов, если она не изменится, неизбежно будет становиться всё бедственнее и бедственнее.
Эти
вооружения всех
народов, эти угрозы, которые делают друг другу их представители, эти возобновления гонений известных народностей, эти враждебности между соотечественниками и даже эти ребячества Сорбонны суть явления дурного вида, но не дурного предзнаменования. Это — последние судороги того, что должно исчезнуть. Болезнь в этом случае есть только энергическое усилие организма освободиться от смертоносного начала.