Неточные совпадения
Дарья Александровна заметила, что в этом месте своего объяснения он путал, и не понимала хорошенько этого отступления, но чувствовала, что, раз начав говорить о своих задушевных отношениях, о которых он не мог говорить с Анной, он теперь высказывал всё и что
вопрос о его
деятельности в деревне находился в том же отделе задушевных мыслей, как и
вопрос о его отношениях к Анне.
Речь шла о модном
вопросе: есть ли граница между психическими и физиологическими явлениями в
деятельности человека и где она?
Ему казалось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его общему развитию, так для общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной
деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной
вопрос устройства земледелия.
На все
вопросы были прекрасно изложены ответы, и ответы, не подлежавшие сомнению, так как они не были произведением всегда подверженной ошибкам человеческой мысли, но все были произведением служебной
деятельности.
Заметив это и то, что княжна Варвара тотчас же, чтобы переменить разговор, поспешно заговорила о петербургских знакомых, и вспомнив то, что некстати говорил Вронский в саду о своей
деятельности, Долли поняла, что с этим
вопросом об общественной
деятельности связывалась какая-то интимная ссора между Анной и Вронским.
Не играя
вопросом о любви и браке, не путая в него никаких других расчетов, денег, связей, мест, Штольц, однако ж, задумывался о том, как примирится его внешняя, до сих пор неутомимая
деятельность с внутреннею, семейною жизнью, как из туриста, негоцианта он превратится в семейного домоседа?
Поставив себе
вопрос о том, справедливо ли то православие, в котором он рожден и воспитан, которое требуется от него всеми окружающими, без признания которого он не может продолжать свою полезную для людей
деятельность, — он уже предрешал его.
— С той разницей, что вы и Костя совершенно иначе высказались по поводу приисков: вы не хотите быть золотопромышленником потому, что считаете такую
деятельность совершенно непроизводительной; Костя, наоборот, считает золотопромышленность вполне производительным трудом и разошелся с отцом только по
вопросу о приисковых рабочих… Он рассказывает ужасные вещи про положение этих рабочих на золотых промыслах и прямо сравнил их с каторгой, когда отец настаивал, чтобы он ехал с ним на прииски.
Русских интеллигентов-идеалистов, лишенных возможности активной
деятельности, мучит
вопрос об отношении к «действительности».
Он пишет в статье «Реалисты»: «Конечная цель всего нашего мышления и всей
деятельности каждого честного человека все-таки состоит в том, чтобы разрешить навсегда неизбежный
вопрос о голодных и раздетых людях; вне этого
вопроса нет решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать».
[Крестьянский
вопрос занимал Пущина еще во время его
деятельности в московской управе Северного общества декабристов.
А ведь все мы, которые сейчас здесь стоим на улице и мешаем прохожим, должны будем когда-нибудь в своей
деятельности столкнуться с ужасным
вопросом о проституции, да еще какой проституции — русской!
В настоящем случае важно то, что мы будем обсуждать поставленные
вопросы с разных точек зрения, для чего в состав консультации вошли лица различных профессий и различных сфер
деятельности.
Ежели Непомнящий не может ответить на
вопрос, откуда и зачем он появился на арену газетной
деятельности, то он очень хорошо знает, в силу чего существование и процветание его вполне обеспечены. В отношении к Ахбедному та же задача представляется как раз наоборот: он знает, откуда и зачем он пришел, и не может ответить на
вопрос, насколько обеспечено его существование в будущем.
С первого же раза повел с Ольгой оживленный разговор, сообщил несколько пикантных подробностей из петербургской жизни, коснулся «
вопросов», и, разумеется, по преимуществу тех, которым была посвящена
деятельность тетки — Надежды Федоровны.
Но этого мало: по временам прорывались и другие, более тонкие, признаки дружества: выражение сочувствия к его
деятельности, образу мыслей, требование совета, постановка тревожащих совесть
вопросов…
Тем не менее для меня не лишено, важности то обстоятельство, что в течение почти тридцатипятилетней литературной
деятельности я ни разу не сидел в кутузке. Говорят, будто в древности такие случаи бывали, но в позднейшие времена было многое, даже, можно сказать, все было, а кутузки не было. Как хотите, а нельзя не быть за это признательным. Но не придется ли познакомиться с кутузкой теперь, когда литературу ожидает покровительство судов? — вот в чем
вопрос.
А Митенька слушал эти приветствия и втихомолку старался придать себе сколько возможно более степенную физиономию. Он приучил себя говорить басом, начал диспутировать об отвлеченных
вопросах, каждый день ходил по департаментам и с большим прилежанием справлялся о том, какие следует иметь principes в различных случаях губернской административной
деятельности.
Вопрос решается тем, что во всех указанных нами случаях дело идет о произведениях практической
деятельности человека, которая, уклонившись в них от своего истинного назначения — производить нужное или полезное, тем не менее сохраняет свой существенный характер — производить нечто такое, чего не производит природа.
Как решить этот
вопрос, не входит в сферу нашего рассуждения; но как решен будет он, точно так же должен быть решен
вопрос и о степени уважения, которой заслуживают создания архитектуры в значении чистого искусства, а не практической
деятельности.
Но если человек, в котором умственная
деятельность сильно возбуждена
вопросами, порождаемыми наблюдением жизни, одарен художническим талантом, то в его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих его (и его современников, потому что мыслящий человек не может мыслить над ничтожными
вопросами, никому, кроме него, не интересными), будут предложены или разрешены
вопросы, возникающие из жизни для мыслящего человека; его произведения будут, чтобы так выразиться, сочинениями на темы, предлагаемые жизнью.
Искусство есть
деятельность, посредством которой осуществляет человек свое стремление к прекрасному, — таково обыкновенное определение искусства; мы не согласны с мим; но пока не высказана наша критика, еще не имеем права отступать от него, и, подстановив впоследствии вместо употребляемого нами здесь определения то, которое кажется нам справедливым, мы не изменим чрез это наших выводов относительно
вопроса: всегда ли пение есть искусство, и в каких случаях становится оно искусством?
Совершенно другой
вопрос о том, до какой степени достойны уважения произведения практической
деятельности, задуманные и исполненные под преобладающим стремлением произвести не столько что-нибудь действительно нужное или полезное, сколько произвести что-нибудь прекрасное.
Но дело в том, что по самим условиям своих жизненных преданий, обстановки, воспитания, культурный человек на этом поприще прежде всего встречается с
вопросом: что скажет о моей просветительской
деятельности становой (само собой разумеется, что здесь выражение «становой» употреблено не в буквальном смысле)?
Такая доверенность видимо польстила ему; он был тронут и с чувством пожал мою руку. Прошедшее было забыто; будущее открывалось полное надежд и загадочных предприятий. Он объяснил мне всю важность предстоящих задач и, постепенно развивая свои мысли, de fil en aiguille слово за слово. пришел наконец к тому, что он называл «la question du telegue russe» «
вопрос о русской телеге».. Этот
вопрос, по его мнению, должен был явиться отправным пунктом нашей будущей цивилизующей
деятельности.
Англия одарена величайшим смыслом жизни и
деятельности, но всякое деяние ее есть частное; общечеловеческое у британца превращается в национальное; всеобъемлющий
вопрос сводится на местный.
Она никогда не имела вполне развитого смысла практической
деятельности; обобщая каждый
вопрос, она выходила из жизни в отвлечения и оканчивала односторонним разрешением.
Но все-таки, читая статью, можно было подумать, что вот возбуждается
вопрос новый и важный, долженствующий войти в общественное сознание и побудить к чему-нибудь государственную
деятельность.
Для этого мы припомнили, какой ничтожностью и мелкотою отличались многие из патетических рассуждений нашей литературы о
вопросах, уже затронутых в административной
деятельности и в законодательстве.
При таком бессилии литературы даже в интересах частной
деятельности, трудно предположить, разумеется, чтобы она выказала особенную силу в административных
вопросах.
Если литература идет не впереди общественного сознания, если она во всех своих рассуждениях бредет уже по проложенным тропинкам, говорит о факте только после его совершения и едва решается намекать даже на те будущие явления, которых осуществление уже очень близко; если возбуждение
вопросов совершается не в литературе, а в обществе, и даже возбужденные в обществе
вопросы не непосредственно переходят в литературу, а уже долго спустя после их проявления в административной
деятельности; если все это так, то напрасны уверения в том, будто бы литература наша стала серьезнее и самостоятельнее.
Несмотря на то, художническая его
деятельность оставила глубокие следы в литературе, и от нынешнего направления можно ожидать чего-нибудь хорошего, потому что нынешние деятели начинают явно стыдиться своего отчуждения от народа и своей отсталости во всех современных
вопросах.
Вопрос пошел уже не о видоизменении тех или других мотивов, тех или других начал их стремлений, а о самой сущности их
деятельности.
Да оттого и есть, что у людей, о которых мы говорим, уж характер такой. Ведь будь у них другой характер, — не могли бы они и быть доведены до такой степени унижения, пошлости и ничтожества.
Вопрос, значит, о том отчего образуются в значительной массе такие характеры, какие общие условия развивают в человеческом обществе инерцию, в ущерб
деятельности и подвижности сил.
Разговоры и теперь, конечно, продолжаются, и мы вовсе не хотим сказать, чтоб общественное внимание вовсе забыло о тех
вопросах, которые недавно возбуждены были с такой энергией. Мы говорим только, что в
деятельности, в жизни общества мало оказывается результатов от всех восторженных разговоров, чем и доказывается, что большинство наших доморощенных прогрессистов играло до сих пор, по выражению г. Щедрина, «не внутренностями, а кожей».
В
деятельности их есть что-то похожее на медвежью пляску для выгоды хозяина и для потехи праздного народа; в разговорах же своих они напоминают попугая, который на все ваши
вопросы отвечает одно заученное слово и часто совершенно невпопад говорит вам «дурак» за все ваши ласки.
Вероятно, каждый из читателей может насчитать в числе своих знакомых десятки людей, которым, кажется, сроду не приходило в голову ни одного
вопроса, не касавшегося их собственной кожи, и десятки других, бесплодно тратящих всю жизнь в
вопросах и сомнениях, не пытаясь разрешить своей
деятельностью ни одного из них, и изменяющих на деле даже тем решениям, которые ими сделаны в теории.
Кажется, в этом случае я был бы столько же несправедлив, как и в том, если бы я стал утверждать, что
вопрос об увеличении народонаселения на всем земном шаре решительно зависит от
деятельности доктора, живущего в городе Н.
Каким-то странным случаем дело повернулось у нас на общественные
вопросы, и вот мы двадцать лет читали повести и романы, в которых воспевалась платоническая любовь к общественной
деятельности, платонический либерализм и благородство.
Только посмотреть на жизнь, ведомую людьми в нашем мире, посмотреть на Чикаго, Париж, Лондон, все города, все заводы, железные дороги, машины, войска, пушки, крепости, храмы, книгопечатни, музеи, 30-этажные дома и т. п., и задать себе
вопрос, что надо сделать прежде всего для того, чтобы люди могли жить хорошо? Ответить можно наверное одно: прежде всего перестать делать всё то лишнее, что теперь делают люди. А это лишнее в нашем европейском мире — это 0,99 всей
деятельности людей.
Очень ошибочно думать, что
деятельность, просто как
деятельность, без соображения о том, в чем она состоит, есть дело почтенное, заслуживающее уважения.
Вопрос в том, в чем
деятельность и при каких условиях человек ничего не делает. Один человек занимается целыми днями судейскими делами, присуждая людей к наказаниям, или обучением солдат стрельбе, или ростовщичеством и, занимаясь этими делами, пользуется для удовлетворения своих потребностей трудами других людей.
Вопрос же о том, какая форма жизни сложится вследствие такой
деятельности людей, не существует для христианина.
— Обстоятельства еще покажут впереди, как выгоднее: направить ли их на свою особую
деятельность, как уже направлена «Земля и Воля», а мы будем в этом случае только незаметно для них руководить и контролировать; или же из наиболее пригодных сделать прямых наших бойцов? Об этом теперь еще
вопрос в Центре.
«Теперь не то время, говорят эти господа, пришла пора общественной
деятельности — будем заниматься современными
вопросами».
Поднялся
вопрос об изменении законов о печати. Литературные силы были призваны к посильному участию в обсуждении этого
вопроса; но литературные силы, говоря относительно, мало обратили на это внимание: им было не до того — все способности, вся
деятельность их оставались направленными на взаимное заушение и оплевание.
Пред ним — чрезвычайно одаренным лингвистом, с широкими естественнонаучными и медицинскими знаниями, с богатым знакомством с движением человеческой мысли в различных областях, с отзывчивостью на правовые и общественные
вопросы — могли быть открыты разнообразные пути живой и выдающейся
деятельности.
Возможность непосредственной социалистической
деятельности в России ставилась под
вопрос.
Вопросы: зачем? и за что?, возникающие в душе человека при испытывании или воображении страдания, показывают только то, что человек не познал той
деятельности, которая должна быть вызвана в нем страданием, и которая освобождает страдание от его мучительности. И действительно, для человека, признающего свою жизнь в животном существовании, не может быть этой, освобождающей страдание
деятельности, и тем меньше, чем уже он понимает свою жизнь.
Уже полгода по заводу шла партийная чистка. В присутствии присланной комиссии все партийцы один за другим выступали перед собранием рабочих и служащих, рассказывали свою биографию, отвечали на задаваемые
вопросы. Вскрывалась вся их жизнь и
деятельность, иногда
вопросами и сообщениями бесцеремонно влезали даже в интимную их жизнь, до которой никому не должно было быть дела.
При такой хлопотливой
деятельности хватало еще времени ходить в церковь на службу, служить на дворянской половине и пространно отвечать на массу праздных и непраздных
вопросов, какими любят сыпать интеллигентные богомольцы.