И в этой главе я буду останавливаться на тех сторонах жизни, которые могли доставлять будущему писателю всего больше жизненных черт того времени, поддерживать его наблюдательность, воспитывали в нем интерес к
воспроизведению жизни, давали толчок к более широкому умственному развитию не по одним только специальным познаниям, а в смысле той universitas, какую я в семь лет моих студенческих исканий, в сущности, и прошел, побывав на трех факультетах; а четвертый, словесный, также не остался мне чуждым, и он-то и пересилил все остальное, так как я становился все более и более словесником, хотя и не прошел строго классической выучки.
Неточные совпадения
Таким образом, оказывается, что все стоящее до известной степени выше ординарного уровня
жизни, все представляющее собой выражение идеала в каком бы то ни было смысле: в смысле ли будущего или в смысле прошедшего — все это становится заповедною областью, недоступною ни для воздействия публицистики, ни для художественного
воспроизведения.
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», — оно говорит о том, что искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а живым индивидуальным фактом; говоря: «искусство есть
воспроизведение природы в
жизни», мы говорим то же самое: в природе и
жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно;
воспроизведение должно по мере возможности сохранять сущность воспроизводимого; потому создание искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в индивидуальных образах.
Искусство только напоминает нам своими
воспроизведениями о том, что интересно для нас в
жизни, и старается до некоторой степени познакомить нас с теми интересными сторонами
жизни, которых не имели мы случая испытать или наблюдать в действительности.
Итак, первое значение искусства, принадлежащее всем без исключения произведениям его, —
воспроизведение природы и
жизни.
Это ясно из цели поэтического создания, от которого требуется верное
воспроизведение известной стороны
жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только, в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое чувствами и создавать нечто новое по форме.
Соединяя все сказанное, получим следующее воззрение на искусство: существенное значение искусства —
воспроизведение всего, что интересно для человека в
жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также та первый план объяснение
жизни, приговор о явлениях ее.
Но мы говорили выше, что, кроме
воспроизведения, искусство имеет еще другое значение — объяснение
жизни; до некоторой степени это доступно всем искусствам: часто достаточно обратить внимание «а предмет (что всегда и делает искусство), чтобы объяснить его значение или заставить лучше понять
жизнь.
Бывают люди, у которых суждение о явлениях
жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это люди, у которых умственная деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме
воспроизведения любимых им сторон
жизни.
После этого мы имеем право сказать, что в музыке искусство есть только слабое
воспроизведение явлений
жизни, независимых от стремления нашего к искусству.
Первое и общее значение всех произведений искусства, сказали мы, —
воспроизведение интересных для человека явлений действительной
жизни.
Для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько, то, что сказалось им, хотя бы и ненамеренно, просто вследствие правдивого
воспроизведения фактов
жизни.
Он указал ему возможность таких достижений, о которых ранее Федорова никто не помышлял, именно поставил ему задачу трудового воскрешения мертвых, хозяйственного
воспроизведения и возвращения
жизни.
Правда, тогда уже не у одного меня складывалась оценка Толстого (после"Войны и мира") как великого объективного изобразителя
жизни. Хотя он-то и был всегда «эгоцентрист», но мы еще этого тогда недостаточно схватывали, а видели то, что он даже и в
воспроизведении людей несимпатичного ему типа (Наполеона, Сперанского) оставался по приемам прежде всего художником и сердцеведом.
И всю-то русскую
жизнь, через какую я проходил в течение полувека, я главным образом беру как материал, который просился бы на творческое
воспроизведение. Она составит тот фон, на котором выступит все то, что наша литература, ее деятели, ее верные слуги и поборники черпали из нее.
Каким образом, спрошу я, могли народиться те носители новых идей и стремлений, какие изображались Герценом, Тургеневым и их сверстниками в 40-х годах, если бы во всем тогдашнем культурном слое уже не имелось налицо элементов такого движения? Русская передовая беллетристика торопилась выбирать таких носителей идей; но она упускала из виду многое, что уже давно сложилось в характерные стороны тогдашней
жизни, весьма и весьма достойные творческого
воспроизведения.
Целью живых существ представляется при этом внешнем наблюдении — сохранение своей личности, сохранение своего вида,
воспроизведение себе подобных и борьба за существование, и эта самая воображаемая цель
жизни навязывается и человеку.
Привлекали творчество, талант автора и небывалая чуткость сценического
воспроизведения.
Жизнь — какова бы она ни была — всегда ценна и дорога, если художник-писатель, художник-актер и художник — руководитель сцены — одинаково преданы культу неумолимой правды.