Неточные совпадения
— Но князь говорит не о помощи, — сказал Левин, заступаясь за тестя, — а об
войне. Князь говорит, что частные люди не могут принимать
участия в войне без разрешения правительства.
— Заметив, как легко мы преклоняем колена, — этой нашей склонностью воспользовалась Япония, а вслед за нею — немцы, заставив нас заключить с ними торговый договор, выгодный только для них. Срок действия этого договора истекает
в 14 году. Правительство увеличивает армию, усиливает флот, поощряет промышленность, работающую на
войну. Это — предусмотрительно. Балканские
войны никогда еще не обходились без нашего
участия…
— Есть факты другого порядка и не менее интересные, — говорил он, получив разрешение. — Какое
участие принимало правительство
в организации балканского союза? Какое отношение имеет к балканской
войне, затеянной тотчас же после итало-турецкой и, должно быть, ставящей целью своей окончательный разгром Турции? Не хочет ли буржуазия угостить нас новой
войной? С кем? И — зачем? Вот факты и вопросы, о которых следовало бы подумать интеллигенции.
Дорогой, для развлечения, нам хотелось принять
участие в войне и поймать французское или английское судно.
А когда Бен хотел распроститься, тот просил его принять
участие в войне и помочь ему завладеть неприятелем.
Нельзя грубо внешне понимать
участие в войне и ответственность за нее.
Массы сельского населения, после религиозных
войн и крестьянских восстаний, не принимали никакого действительного
участия в событиях; они ими увлекались направо или налево, как нивы, — не оставляя ни на минуту своей почвы.
И я с гордостью улыбался, довольный, что принимал
участие в войне.
Смотрят люди на предмет различно, но как те, так и другие и третьи рассуждают о
войне как о событии совершенно не зависящем от воли людей, участвующих
в ней, и потому даже и не допускают того естественного вопроса, представляющегося каждому простому человеку: «Что, мне-то нужно ли принимать
в ней
участие?» По мнению всех этих людей, вопросов этого рода даже не существует, и всякий, как бы он ни смотрел на
войну сам лично, должен рабски подчиняться
в этом отношении требованиям власти.
Отв. — Конечно, нет. Он не может принимать никакого
участия в войне или воинских приготовлениях. Он не может употреблять смертоносного оружия. Он не может противиться обиде обидой, всё равно один ли он, или вместе с другими, сам или через других людей.
Те, которые принимают
участие в войнах, и не думают уже спрашивать себя, имеют ли какое-либо оправдание эти бесчисленные смертоубийства; справедливы ли они, или нет, законны или незаконны, невинны или преступны, нарушают ли они, или нет главный закон, запрещающий убивать (без законной причины).
Но другой вопрос, о том, имеют ли право отказаться от военной службы лица, не отказывающиеся от выгод, даваемых насилием правительства, автор разбирает подробно и приходит к заключению, что христианин, следующий закону Христа, если он не идет на
войну, не может точно так же принимать
участия ни
в каких правительственных распоряжениях: ни
в судах, ни
в выборах, — не может точно так же и
в личных делах прибегать к власти, полиции или суду.
Спросят, может быть: как же обязан поступить подданный, который верит, что
война несовместима с его религиею, но от которого правительство требует
участия в военной службе?
Если римлянин, средневековый, наш русский человек, каким я помню его за 50 лет тому назад, был несомненно убежден
в том, что существующее насилие власти необходимо нужно для избавления его от зла, что подати, поборы, крепостное право, тюрьмы, плети, кнуты, каторги, казни, солдатство,
войны так и должны быть, — то ведь теперь редко уже найдешь человека, который бы не только верил, что все совершающиеся насилия избавляют кого-нибудь от какого-нибудь зла, но который не видел бы ясно, что большинство тех насилий, которым он подлежит и
в которых отчасти принимает
участие, суть сами по себе большое и бесполезное зло.
Мы, все христианские народы, живущие одной духовной жизнью, так что всякая добрая, плодотворная мысль, возникающая на одном конце мира, тотчас же сообщаясь всему христианскому человечеству, вызывает одинаковые чувства радости и гордости независимо от национальности; мы, любящие не только мыслителей, благодетелей, поэтов, ученых чужих народов; мы, гордящиеся подвигом Дамиана, как своим собственным; мы, просто любящие людей чужих национальностей: французов, немцев, американцев, англичан; мы, не только уважающие их качества, но радующиеся, когда встречаемся с ними, радостно улыбающиеся им, не могущие не только считать подвигом
войну с этими людьми, но не могущие без ужаса подумать о том, чтобы между этими людьми и нами могло возникнуть такое разногласие, которое должно бы было быть разрешено взаимным убийством, — мы все призваны к
участию в убийстве, которое неизбежно, не нынче, так завтра должно совершиться.
Лицо Егорушки оставалось добродушным, точно он рассказывал самую обыкновенную вещь. Именно это добродушие и покоробило Половецкого, напомнив ему целый ряд сцен и эпизодов из последней турецкой
войны,
в которой он принимал
участие. Да, он видел все ужасы
войны и тоже был ранен, как Егорушка, но не мог вспомнить о всем пережитом с его равнодушием.
Большая часть казенных студентов желала, хотя безнадежно, вступить
в военную службу, чтоб принять личное и деятельное
участие в войне с Наполеоном.
— Отчего? Работать буду — вот вам и свет. Хоть чем-нибудь принять
участие в войне мне хочется.
Хотя Ашанину казалось не особенно приятным это предложение принять
участие в войне, да еще
в чужой, и испытать, так сказать,
в чужом пиру похмелье, тем не менее, он, по ложному самолюбию, боясь, чтобы его не заподозрили
в трусости, поспешил ответить, что он будет очень рад.
Видя отечество разоренным
войной, которая с каждым днем усиливается, а если и прекратится, то разве на самое короткое время, внимая мольбам многочисленных приверженцев, страдающих под тяжким игом, принцесса, приступая к своему делу, руководится не одним своим правом, но и стремлениями чувствительного сердца. Она желала бы знать: примете ли вы, граф,
участие в ее предприятии.
— При обмене мнений,
в котором приняли
участие и инженеры, выяснилось, что, несмотря на год
войны, для улучшения этих поездов почти ничего не сделано, хотя улучшения эти возможны при не особенно больших затратах и местными средствами железнодорожных мастерских.
Граф Алексей Андреевич Аракчеев был прав, заметив, если припомнит читатель, Екатерине Петровне Бахметьевой, что Зарудин опоздал со своей просьбой о переводе его
в действующую армию, так как
участие в союзнической
войне со стороны России окончено и наши войска возвратились.
Остальные действующие лица нашего рассказа, принимавшие активное
участие в войне — Николай Павлович Зарудин, Андрей Павлович Кудрин и Антон Антонович фон Зееман также благополучно окончили кампанию и, побывав
в Париже, вернулись
в Петербург с теми же чувствами, с теми же идеями и с теми же идеалами
в душе.
Для истинно военного человека, каким был Суворов с его подготовкою и славолюбием, — видеть
войну, проходящую перед глазами, и не принимать
в ней
участия — тяжелейшее испытание. Перед соблазном любимого дела спасовали гордость и самолюбие. Находясь
в Мемеле, Александр Васильевич всячески искал себе выхода
в армию и, наконец, добился.
Разговор перешёл на самое больное место настоящей
войны —
участие в ней китайцев и хунхузов.
Вернувшись после
войны с конфедератами, увенчанный первыми серьезными лаврами, Суворов был предоставлен императрице Екатерине, и, обласканный ею, он должен был волей-неволей на некоторое время вращаться при дворе и принять
участие в торжествах.
Война уже давно была
в полном разгаре — саксонский курфюрст уже бежал
в свое польское королевство. Дрезден был занят, австрийцы всюду разбиты, а Россия все еще медлила принять
в ней обещанное
участие, как бы чего-то выжидая. Армия готовилась исподволь, не торопясь, главнокомандующий еще не был назначен, и вообще, при дворе, видимо, не спешили. Эта медленность сулила мало хорошего ввиду такого противника, как Фридрих.
Радость эта будет непродолжительна, так как он оставляет нас для того, чтобы принять
участие в этой
войне,
в которую мы втянуты Бог знает как и зачем.
Если же христиане находятся среди общества нехристианского, защищающего себя
войною, и христианин призывается к
участию в войне, то тут-то и является для христианина возможность помочь людям, не знающим истины.
Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о
войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для
участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их.
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как
война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное
участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, чтò совершалось тогда
в России.
Отец призвал дочь к себе и, скрывая свое сочувствие ей, даже восхищение перед ней, сделал ей строгий выговор, требуя, чтобы она выбросила из головы глупые мысли об
участии в войне.