Неточные совпадения
Он чувствовал себя окрепшим. Все испытанное им за последний месяц утвердило его
отношение к жизни, к людям. О себе сгоряча подумал, что он действительно независимый человек и,
в сущности, ничто не мешает ему выбрать любой из двух путей, открытых пред ним. Само собою разумеется, что он не пойдет на службу жандармов, но, если б издавался хороший, независимый от кружков и партий орган, он, может быть, стал бы писать
в нем. Можно бы неплохо написать о
духовном родстве Константина Леонтьева с Михаилом Бакуниным.
И
в этом всегда был один из
духовных источников ложного
отношения к польскому вопросу.
И хотелось бы обратить особое внимание на то, что
в польско-русских
отношениях есть более глубокая,
духовная сторона.
Коммюнотарность есть
духовное начало людей, общность и братство
в отношениях людей, и она совсем не означает какой-то реальности, стоящей над людьми и ими командующей.
Но
духовная культура России, то ядро жизни, по
отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения
в мире.
Поминание Бога, как самодостаточного и бездвижного существа, есть ограниченная и отвлеченная рациональная мысль, такое понимание не дано
в духовном опыте,
в котором
отношения с Богом всегда драматичны.
[
В этом
отношении сделан огромный успех; все, что я слышал
в последнее время о
духовных академиях и даже семинариях, подтверждает это.
В подлинном
духовном опыте нет
отношений между господином и рабом.
Л. Толстой соприкасается с
духовным движением
в народной среде, о которой я говорил, и
в этом
отношении он — единственный из русских писателей.
Марфин сначала вспыхнул, а потом сильно нахмурился; Ченцов не ошибся
в расчете: Егору Егорычу более всего был тяжел разговор с племянником о масонстве, ибо он
в этом
отношении считал себя много и много виноватым;
в дни своих радужных чаяний и надежд на племянника Егор Егорыч предполагал образовать из него искреннейшего, душевного и глубоко-мысленного масона; но, кроме того
духовного восприемства, думал сделать его наследником и всего своего материального богатства, исходатайствовав вместе с тем, чтобы к фамилии Ченцов была присоединена фамилия Марфин по тому поводу, что Валерьян был у него единственный родственник мужского пола.
Движение вперед человечества совершается не так, что лучшие элементы общества, захватив власть, употребляя насилие против тех людей, которые находятся
в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от сознательной
духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому
отношению к жизни.
Насколько это чувство можно было анализировать
в Мане, оно имело что-то очень много общего с
отношениями некоторых молодых религиозных и несчастных
в семье русских женщин к их
духовным отцам; но, с другой стороны, это было что-то не то.
Так произошло и здесь: принцип, витая
в высших сферах
духовного разумения, остался превыше всех обид и неудач; страсть же негодования ограничилась низшею сферою житейских
отношений, до которых они почти никогда не умели проводить своих философских начал.
Выражение этой потребности
в книжных произведениях является, с одной стороны,
в светском законодательстве, начинающемся весьма рано, с «Русской правды», а с другой стороны —
в духовных поучениях, имеющих некоторое
отношение к жизни.
Бывало даже и более прямое
отношение к народной жизни, очевидно, вызванное обстоятельствами, имевшими значение
в глазах князей и
духовных.
В наше время успехи естественных наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность составить более здравый и простой взгляд! и на
отношение между
духовной и телесной деятельностью человека.
Катастрофа, никогда еще не испытанная миром [Катастрофа, никогда еще не испытанная миром… — первая мировая война; журнал Горького «Летопись»,
в котором была опубликована статья, занимал активную антивоенную позицию.], потрясает и разрушает жизнь именно тех племен Европы,
духовная энергия которых наиболее плодотворно стремилась и стремится к освобождению личности от мрачного наследия изжитых, угнетающих разум и волю фантазий древнего Востока — от мистик суеверий, пессимизма и анархизма, неизбежно возникающего на почве безнадежного
отношения к жизни.
Обитатели одной из окраин губернского города Орла,
в свою очередь, по
отношению к месту жительства называвшиеся пушкарями (от названия Пушкарной улицы), а с
духовной стороны характеризовавшиеся прозвищем «пушкари — проломленные головы», давая Ивану Акиндиновичу это имя, без сомнения, не имели
в виду свойств, присущих столь нежному и деликатному плоду, как баргамот.
А между тем, признай только люди эту основную истину христианства — единство
в людях
духовного начала — и изменилась бы вся жизнь людей и установились бы между людьми такие
отношения, которые мы не можем представить себе теперь.
Барская брезгливость
в отношении к хозяйству ничего общего не имеет с той от него свободой, о которой учит Евангелие: оно хочет не пренебрежения, но
духовного преодоления, выхода за пределы мира сего с его необходимостью [Ср.
в моем сборнике «Два града»: «Христианство и социальный вопрос», «Хозяйство и религиозная личность» и др.
Полагая магизм
в основу своих
отношений к миру, к земле, к плоти, прародители затемнили и ослабили
в себе естественную свою софийность,
в силу которой Адаму была присуща власть над миром как богоносному и богоприемлющему существу, — не как предмет вожделения и самостоятельная цель, но как одно из проявлений его
духовной высоты и святости.
Получается чудовищный подмен, имевший роковые последствия для всего христианского мира [Любопытно, что наибольшую аналогию католичеству
в этом
отношении представляет ислам с его идеей теократического халифата,
в котором глава государства является вместе с тем и наместником пророка и потому соединяет
в себе полноту светской и
духовной власти.
В отношении же к
духовному нет необходимости, чтобы это общее чувство разделялось на пять чувств, как бы на пять окон… но, пребывая всецело единым чувством, оно имеет с собой и
в себе пять чувств (или, точнее сказать, более), поколику все они едино суть…
Свободе ангелов было предоставлено самоопределиться
в отношении к Богу, причем промежуточное состояние неверия или неведения было для столь совершенных существ
духовных вообще исключено: ангелы непосредственно знают Бога, им предоставлено лишь любить Его или Ему завидовать, искать же Бога свойственно только человеку.
Активное
отношение к концу истории предполагает более или менее длительный период изменения структуры сознания,
духовную и социальную революцию ещё
в историческом времени, которая не может совершиться одними человеческими силами, но не может совершиться и без человеческих сил, пассивным ожиданием.
Максимальная свобода должна быть
в духовной жизни,
в совести,
в творчестве,
в отношении человека к Богу.
Но зависимость познания от социальных
отношений людей
в более глубоком смысле есть зависимость от
духовного состояния людей.
Такова этическая установка вовне,
в жизни социальной, этическая же установка
в глубину,
в отношении к жизни
духовной, требует
духовной свободы от власти собственности над человеческой душой, аскезы
в отношении к материальной собственности, преодоления греховной похоти к материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Примат должен принадлежать
духовному началу, потом следует экономика как реальный базис жизни и потом лишь политика, вечно служебная
в отношении к экономике.
Душевное, а не
духовное отношение к смерти всегда печально и меланхолично,
в нем всегда есть печаль воспоминания, не имеющего силы воскрешать.
Это тиранство проявляется и
в личных
отношениях,
в жизни семейной, и
в жизни общественной и государственной, и
в жизни
духовной и религиозной.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному
отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное
отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и
духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
К XIX веку империя была очень нездоровой и
в духовном, и
в социальном
отношении.
Сотоварищем
в терпении обид Провидение послало Исмайлову очень хорошую, по его словам, женщину, «гувернантку и воспитательницу» дочери генерала. Этой даме приходилось терпеть от невоспитанного сановника еще более, чем
духовному магистру. Впрочем, иногда генерал как бы и сам чувствовал свою несправедливость
в отношениях к гувернантке и магистру, и тогда он их уравнивал, бросая обоим им на пол то, что следовало бы подать нечеловечески
в руки.
Когда
духовная жизнь определяется
в отношении бытию, то она определяется
в отношении к объекту.
Для реализации
духовной жизни недостаточно Единого, нужно и другое
в отношении к этому Единому.
Авторитет видит
в духовной жизни те же
отношения, которые существуют
в жизни социальной, где «князья народов господствуют» и «вельможи властвуют».
Духовное понимается как противоположное личному, а следовательно, исключающее любовь, исключающее свободу, человека
в отношении к Богу, множественного
в отношении к единому.
В духовной жизни нет различия средств и целей, ибо существует иное
отношение ко времени, нет настоящего как средства и будущего как цели, есть выход
в мгновение и вечность.
С «природой»
в первом смысле возможно
духовное общение, к «природе» во втором смысле возможно лишь научно-техническое
отношение, романтики хотели вернуться к природе
в первом смысле слова.
Вопрос об
отношении спасения и творчества, о роли творчества
в духовной жизни есть основной вопрос, от него зависит будущее духовности
в мире и возможность новой духовности.
Когда
в социальной жизни
отношения между людьми волчьи, когда человек угнетает и эксплуатирует человека, то от этого меняется и
духовная жизнь людей, меняется даже богопознание.
Духовный авторитет совсем не духовен, он социален, он-то и есть человеческое, не раскрывшее
в себе божественное, а оторванное от божественного и погруженное
в человеческие
отношения властвования.
В отношении к вдохновению аскеза может играть двойную роль, она может сосредоточивать и направлять
духовные силы человека и этим благоприятствовать творческому вдохновению, но она может также пресекать всякое вдохновение, признавать его греховным и убивать творческие силы человека.
В человеке есть
духовное начало, как трансцендентное
в отношении к миру, т. е. превышающее мир.
В порядке природы господствует детерминизм и безличность,
в нем неуловима победа смысла,
в порядке же
духовном господствует свобода, и все основано на личности и личных
отношениях,
в нем побеждает смысл.
Но если Достоевский не может быть учителем
духовной дисциплины и
духовного пути, если «достоевщина», как наш психологизм, должна быть
в нас преодолена, то он остается
в одном
отношении учителем — он учит через Христа открывать свет во тьме, открывать образ и подобие Божие
в самом падшем человеке, учит любви к человеку, связанной с уважением к его свободе.
Мистически-активное
отношение к предкам превращает связь родовую
в духовную, смертную
в бессмертную.
Перед его
духовным взором то и дело восставали не только те люди, которые были к нему близки, но даже и те, с которыми ему приходилось входить
в те или другие продолжительные
отношения. К числу последних припомнился графу и Петр Валерьянович Хвостов.
— Это мой многолетний лучший друг, и право, мы оба довольны, что судьба послала нам
в удел лишь
духовную близость — такие
отношения прочнее и отраднее! — заметила графиня.