Неточные совпадения
[Фаланстер (франц.) — дом-дворец,
в котором, по
идее французского социалиста-утописта Фурье (1772–1837), живет «фаланга», то есть ячейка коммунистического
общества будущего.]
Начиная с детства,
в семье,
в школе,
в литературе нам внушают неизбежность жертвенного служения
обществу, народу, государству,
идеям права, справедливости.
Он беспрестанно
в движении: понадобится
обществу послать
в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую
идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и
в свет и читает: когда он успевает — Бог весть.
Скажут, глупо так жить: зачем не иметь отеля, открытого дома, не собирать
общества, не иметь влияния, не жениться? Но чем же станет тогда Ротшильд? Он станет как все. Вся прелесть «
идеи» исчезнет, вся нравственная сила ее. Я еще
в детстве выучил наизусть монолог Скупого рыцаря у Пушкина; выше этого, по
идее, Пушкин ничего не производил! Тех же мыслей я и теперь.
По-моему, вы выбрали особенно удачный момент для своего предприятия: все
общество переживает период брожения всех сил, сверху донизу, и вот
в эту лабораторию творящейся жизни влить новую струю, провести новую
идею особенно важно.
Социальная утопия Маркса, не менее чем Фурье, заключает
в себе
идею совершенного, гармонического состояния
общества, т. е. веру
в то, что таким может быть царство Кесаря.
Творческое движение
идей не вызывает к себе сколько-нибудь сильного интереса
в широких кругах русского интеллигентного
общества.
В широких кругах русской интеллигенции и русского передового
общества демократические
идеи и идеологии принимались, как само собой разумеющаяся правда.
Теперь, с другой стороны, возьмите взгляд самой церкви на преступление: разве не должен он измениться против теперешнего, почти языческого, и из механического отсечения зараженного члена, как делается ныне для охранения
общества, преобразиться, и уже вполне и не ложно,
в идею о возрождении вновь человека, о воскресении его и спасении его…
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX
в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших
в старых
обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Он обнаружил очень большую проницательность, когда обличал реакционный характер натурализма
в социологии и восставал против применения дарвиновской
идеи борьбы за существование к жизни
общества.
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и
общество в противоборстве со всеми великими
идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому духу.
Хомяковская
идея соборности, смысл которой будет выяснен
в другой главе, имеет значение и для учения об
обществе.
Николай I правильно усматривал
в этом сочувствие русского
общества к декабристам, их восстанию, их
идеям.
Консервативные
идеи хороши
в кабинете, с глазу на глаз с начальством, но
в будуаре или
в обществе, где много молодых женщин, elles ne valent rien. [грош им цена (франц.)]
На востоке
идея является
в своей чистой бесконечности, как безусловная субстанция
в себе, an sich, безо всякой формы, безо всякого определения, поглощающая и подавляющая все конечное, человеческое; поэтому единственная форма
общества здесь есть теократия,
в которой человек безусловно подчинен божеству…
В конце концов ныне многие утверждают, что существование франкмасонского союза бесполезно, ибо
идея гуманности, хранимая сим союзом, разрабатывается множеством других специальных
обществ.
Вот Мерзопупиос и Штановский засели там
в своей мурье и грызутся, разбирая по косточкам вопрос о подсудности, — это понятно, потому что они именно ничего, кроме этой мурьи, и не видят; но
общество должно жить не так, оно должно иметь
идеи легкие. Les messieurs et les dames обязаны забывать обо всем, кроме взаимных друг к другу отношений.
Пока эти понятия не выгнаны из
общества, пока полная гармония
идей и потребностей природы не восстановлена
в человеческом существе, до тех пор подобные сделки неизбежны.
Не говоря о массе народа, даже
в средних слоях нашего
общества мы видим гораздо больше людей, которым еще нужно приобретение и уяснение правильных понятий, нежели таких, которые с приобретенными
идеями не знают, куда деваться.
Он посадил гостя на топорном стуле возле лавки, на которой лежал, и заговорил с ним о троичности, троичности во всем,
в ипостасях божества,
в идеях и
в видимых элементах строения
общества.
Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит
в дело, еще нет
в жизни нашего
общества (разумеем образованное
общество, которому доступны высшие стремления;
в массе, где
идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются).
Более серьезно, нежели все окружавшие ее, проникнутая просвещенными
идеями, умея вносить их
в самую жизнь, трудившаяся не только для того, чтобы показать свои труды, но и для того, чтобы
в самом деле быть полезною для других, она стояла гораздо выше современного ей русского
общества.
Успех их был велик
в обществе: к концу жизни Белинского они решительно овладели сочувствием публики; их
идеи и стремления сделались господствующими
в журналистике; приверженцы философии Булгарина и Давыдова, литературных мнений Ушакова и Шевырева, поэзии Федора Глинки и барона Розена были ими заклеймены и загнаны на задний двор литературы.
Они подумали — и не без основания, — что
в обществе не поняты или не приняты те
идеи, которые они проповедывали, те интересы, которым они служили.
«Библиотека для чтения» пришла
в ужас от столь печального факта и воскликнула с благородным негодованием: «
В 1858 году, во время всеобщего движения вперед (
в настоящее время, когда… и пр.), является целая масса людей, занимающих почетное место
в обществе, но которые не приготовлены к эманципации только потому, что неоткуда было познакомиться с такими понятиями, — как будто человечественные
идеи почерпаются только из книг, как будто практический смысл помещика не мог сказать ему, что он должен сделать для своего крестьянина и как сделать.
Большая часть прежних деятелей, давно уже потерявшая возможность гласного выражения
идей и стремлений, совершенно отчаялась
в течение этого времени
в дальнейшем прогрессе
общества, перестала следить за жизненным движением событий, сложила руки и осталась
в пассивном созерцании до тех пор, пока сила событий опять не вызвала их к деятельности.
Литература постоянно отражает те
идеи, которые бродят
в обществе, и больший или меньший успех писателя может служить меркою того, насколько он умел
в себе выразить общественные интересы и стремления.
Эти новые адепты сами потом следуют примеру шамбеляна Муравьева, и таким образом религиозные
идеи распространяются
в обществе единственно силою своей истинности.
Мы видели, что Овэн мог обогатиться филантропией — и растратил свое состояние на бедных; мог сделаться другом и любимцем всех партий — и ожесточил их все против себя; мог дойти до степеней известных — и вместо того потерял всякое уважение к себе
в высшем
обществе; мог получить
в свою власть целый край, отказавшись от одной из основных
идей своих, — и не получил ничего, потому что прежде всего требовал от мексиканского правительства гарантий для свободы этой самой
идеи.
В таком положении застал Овэн английское
общество, и не мудрено, что его
идеи были приняты с восторгом даже такими людьми, от которых всего менее можно было ожидать каких-нибудь доброжелательных расположений к народу.
Под его влиянием круг
общества значительно расширился, капитал увеличился, много замечательных людей приняли участие
в делах манчестерских работников; наконец дружеское
общество работников превратилось
в «Союз людей всех классов и наций» («Association of all classes, of all nations»), связанный единством
идей и стремлений.
Для объяснения этого любопытного факта надо припомнить положение английского
общества и общее движение
идей в первую четверть нынешнего столетия.
Все воюющие твердо верили
в то же время, что наука, премудрость и чувство самосохранения заставят, наконец, человека соединиться
в согласное и разумное
общество, а потому пока, для ускорения дела, «премудрые» старались поскорее истребить всех «непремудрых» и не понимающих их
идею, чтоб они не мешали торжеству ее.
Гораздо менее человечные, даже просто фальшивые
идеи, горячо проведенные
в художественных образах, производили лихорадочное действие на
общество; Карлы Мооры, Вертеры, Печорины вызывали толпу подражателей.
Таким образом, после периода сознавания известных
идей и стремлений должен являться
в обществе период их осуществления; за размышлениями и разговорами должно следовать дело.
Инсаров, как человек сознательно и всецело проникнутый великой
идеей освобождения родины и готовый принять
в ней деятельную роль, не мог развиться и проявить себя
в современном русском
обществе.
Рассуждая отвлеченно, нельзя не сознаться, что мысль о вечном движении и вечной смене
идей в обществе, — а следовательно, и о постоянной необходимости проповедников этих
идей — вполне справедлива.
Он быстро угадывал новые потребности, новые
идеи, вносимые
в общественное сознание, и
в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать
общество.
Но мы все-таки думаем, что теперь
в нашем
обществе есть уже место великим
идеям и сочувствиям и что недалеко время, когда этим
идеям можно будет проявиться на деле.
Теперь даже люди,
в душе не любящие прогрессивных
идей, должны показывать вид, что любят их, для того чтобы иметь доступ
в порядочное
общество.
Нет — и образование и
идеи германской философии развились
в нашем
обществе по естественному ходу образования, и развились бы независимо от Станкевича, если бы его никогда и не было на свете».
Видно, что Белинский был наиболее энергическим представителем этого кружка; а может быть, он имел и более материальной надобности высказывать
в печати убеждения, выработанные им
в обществе друзей, которые менялись своими
идеями только между собою.
Рассудите-ка: при теперешних отношениях всех членов
общества мне войти
в первом часу ночи на свадьбу своего подчиненного, регистратора, на десяти рублях, да ведь это замешательство, это — коловращенье
идей, последний день Помпеи, сумбур!
Таким образом, исполнение всегда было
в этих повестях далеко ниже
идеи, которая бы могла придать им жизненность, и оттого все повести этого рода имеют лишь временный, исторический смысл, тотчас исчезающий, как скоро
в обществе возникают несколько новые комбинации житейских отношений и новые требования от жизни.
В обществе сознавалась
идея необходимости сближения с народом.
В Париже целое ученое
общество принялось издавать карту, где мы были отмежеваны
в качестве туранских выходцев
в подобающие нам границы — и европейское общественное мнение с живым, гoрячим участием ухватилось за пропаганду
идей пана Духинского.
Пропагандируй, внушай, брат, исподволь, развивай незаметно свою
идею, долби их, как капля камень, а они ребята добрые — небойсь, разнесут твою
идею по белому свету, проведут ее и
в печать, и
в общество,
в массы, да еще будут думать при этом, будто твоя
идея их же собственное изобретение.
Я все это слушал с напряженным вниманием, хотя и не совсем ясно понимал, какое просветительное влияние может иметь университет чрез одно пребывание с ним
в более или менее близком соседстве… Но матушка и это точно сейчас же прозрела, и как бы
в скобках разъяснила мне распространение
в обществе добрых и высоких
идей просредством обращения с просвещенными людьми, руководящими образованием университетского юношества.
В основе лучшего персоналистического
общества лежит не
идея гражданина и не
идея производителя, не
идея политическая или экономическая, а духовная
идея целостного человека, личности.