Если мы отвергаем так называемый объективный критерий истины, и в смысле реализма наивного, и в смысле реализма рационалистического, и в смысле идеализма трансцендентально-критического, то совсем не для того, чтобы утверждать «субъективность» произвольную, «психологизм» в гуссерльском смысле слова, в противоположность
глубокой реальности.
В Канте заложены основы единственной верной метафизики: дуализм порядка свободы и порядка природы, волюнтаризм, индетерминизм (умопостигаемый характер), персонализм, учение об антиномиях, признание скрытой за миром явлений иной, более
глубокой реальности.
Когда экзистенциалисты Хайдеггер, Сартр и др. говорят о выброшенности человека (Dasein) в мир и обреченности человека этому миру, то они говорят об объективации, которая делает судьбу человека безысходной, выпавшей из
глубокой реальности.
«Субъективность», противоположная истине и
глубокой реальности, «субъективность» замкнутая, неспособная к трансцендированию, к выходу из себя, и есть как раз определяемость извне.
Русский, французский или немецкий народ, как историческое целое, есть более
глубокая реальность, чем русский, французский или немецкий пролетариат.
Неточные совпадения
В «Войне и мире» не только «мир» побеждает «войну», но и вообще
реальность «частной» жизни побеждает призрачность жизни «исторической», детская пеленка, запачканная в зеленое и желтое, оказывается существеннее,
глубже всех Наполеонов и всех столкновений Запада и Востока.
Никакие танки и разрушительные бомбардировки не могли убедить меня в
глубокой, первичной и последней
реальности происходящего в мире.
Я в глубине души, в более
глубоком слое, чем умственные теории, поверил в первичную
реальность духа и лишь во вторичную, отраженную, символически-знаковую
реальность внешнего, так называемого «объективного» мира, природного и исторического.
Запад, говорит он, основан на фактах и хочет их рационализировать, Германия же основана на
реальности, которая
глубже фактов, и Германия стоит перед иррациональностью судьбы.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия,
реальностей, целостной жизни духа.
«Понятия «по ту сторону», «истинный мир» выдуманы, чтобы обесценить единственный (курсив Ницше) мир, который существует, чтобы не оставить никакой цели, никакого разума, никакой задачи для нашей земной
реальности» (Ессе homo). «Кажущийся мир есть единственный: истинный мир только прилган к нему» (Сумерки идолов). В делении мира на истинный и кажущийся Ницше усматривает
глубокую трусость перед жизнью, внушение декаданса, симптом нисходящей жизни.
Социальные и национальные качества человека повторимы, подлежат обобщению, отвлечению, превращению в quasi–
реальности, стоящие над человеком, но за этим скрыто более
глубокое ядро человека.
Но есть
реальность, лежащая
глубже того, что называют обществом, —
реальность общественных отношений людей,
реальность ступеней общности между людьми.
Но эта символика может быть более
глубокой и связанной с онтологическими
реальностями, а может быть бесстыдной демагогией.
Смирение в
глубоком смысле слова есть не что иное, как освобождение от фантазмов, созданных эгоцентризмом, раскрытие души для
реальностей.
Всякое подлинное искусство символично, — оно есть мост между двумя мирами, оно ознаменовывает более
глубокую действительность, которая и есть подлинная
реальность.