Неточные совпадения
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в общем и
глубоком смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им
идей, к свободе толкования смысла “фактов”».
— Я не знаю, в каком смысле вы сказали про масонство, — ответил он, — впрочем, если даже русский князь отрекается от такой
идеи, то, разумеется, еще не наступило ей время.
Идея чести и просвещения, как завет всякого, кто хочет присоединиться к сословию, незамкнутому и обновляемому беспрерывно, — конечно утопия, но почему же невозможная? Если живет эта мысль хотя лишь в немногих головах, то она еще не погибла, а светит, как огненная точка в
глубокой тьме.
В следующей главе будет речь о
глубоком различии между
идеей религиозной соборности и социалистической
идеей коллективизма.
Идея святой Руси имела
глубокие корни, но она заключала в себе и нравственную опасность для русского человека, она нередко расслабляла его нравственную энергию, парализовала его человеческую волю и мешала его восхождению.
Я знаю, мне могут сказать, что бывали исторические моменты, когда
идея отечества вспыхивала очень ярко и, проникая в самые
глубокие захолустья, заставляла биться сердца.
Религиозная драма самого Л. Толстого была бесконечно
глубже его религиозно-философских
идей.
Но в нем не было
глубоких религиозных
идей, —
идей, выношенных в русской мысли.
Поэтому свобода любви в
глубоком и чистом смысле слова есть русский догмат, догмат русской интеллигенции, он входит в русскую
идею, как входит отрицание смертной казни.
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть
глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга
идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в царстве бытия, реальностей, целостной жизни духа.
— Это не так-с! У нас, князь, полчаса тому составился уговор, чтобы не прерывать; чтобы не хохотать, покамест один говорит; чтоб ему свободно дали всё выразить, а потом уж пусть и атеисты, если хотят, возражают; мы генерала председателем посадили, вот-с! А то что же-с? Этак всякого можно сбить, на высокой идее-с, на
глубокой идее-с…
То было одно из многочисленных доморощенных произведений, в которых начитанные, но бездарные авторы отборным, но мертвенным языком, прилежно, но неуклюже проводили какую-нибудь «
глубокую» или «животрепещущую»
идею, представляли так называемый трагический конфликт и наводили скуку… азиатскую, как бывает азиатская холера.
— И, может быть, это было бы самым лучшим разрешением задачи! — горячо оборотился Шигалев к Лямшину. — Вы, конечно, и не знаете, какую
глубокую вещь удалось вам сказать, господин веселый человек. Но так как ваша
идея почти невыполнима, то и надо ограничиться земным раем, если уж так это назвали.
Идея Маркушки росла и крепла в его душе так же, как вырастает растение из маленького зернышка, пуская корни и разветвления все
глубже и
глубже.
Мухоедов, кажется, сильно отстал от века, может быть, забросил свою любимую науку, не читал новых книжек и все
глубже и
глубже уходил в свою скорлупу, но никакие силы не в состоянии были сдвинуть его с заветной точки, тут он оказал страшный отпор и остался Мухоедовым, который плюнул на все, что его смущало; мне жаль было разбивать его старые надежды и розовые упования, которыми он еще продолжал жить в Пеньковке, но которые за пределами этой Пеньковки заменены были уже более новыми
идеями, стремлениями и упованиями.
Глубокое истолкование фактов бросает на них совершенно иной свет, и открывает в них
идеи, внесение которых в развитие человечества будет содействовать возрождению одряхлевшей цивилизации запада: смирение и любовь, простоту разума и мудрость сердца.
Фрумкин приступил к интересной вдовушке исподволь, гораздо
глубже и дельнее, чем Малгоржан, посвящая ее в недра новых
идей нового человечества.
Однако если брать не все содержание этого
глубокого учения в полном составе, но лишь центральную ею
идею — «проект» воскрешения, то нетрудно видеть, что в ней ставится проблема о пределах хозяйства.
Важное предчувствие этой истины мы имеем в
глубоком учении Плотина о двух материях: о меональной материи нашего во зле лежащего мира и о той умопостигаемой материи, которая является субстратом для νους, дает возможность раскрыться его
идеям.
Приближаясь к этому порядку вопросов, мы вступаем в круг
идей глубокого русского мыслителя Η. Φ. Федорова.
В том, что Федоров говорит при обосновании своих
идей о семейном характере человечества, о любви сынов к отцам и о культе предков, как существенной части всякой религии, содержится много
глубоких истин.
Это была иллюзия, хотя и имеющая связь с
глубокой темой H. Федоров хотел победить смерть, обратить время, изменить прошлое путем «общего дела» активного воскрешения Это была великая и христианская
идея, но она не была достаточно связана с проблемой личности и свободы, с проблемой победы сознания над объективацией.
Но нужно продолжить его
идею дальше и
глубже.
Идея второго добра, или сверхдобра, рождается не из равнодушия к злу, а из мучительного и
глубокого переживания проблемы зла.
И еще в одном отношении я часто испытываю неловкость в разговоре с нею: Наташа знает, что я мог остаться при университете, имел возможность хорошо устроиться, — и вместо этого пошел в земские врачи. Она расспрашивает меня о моей деятельности, об отношениях к мужикам, усматривая во всем этом
глубокую идейную подкладку, в разговоре ее проскальзывают слова «долг народу», «дело», «
идея». Мне же эти слова режут ухо, как визг стекла под острым шилом.
Крестьянская масса, которая является в России единственным серьезным и массовым (не считая городской мелкой буржуазии) носителем буржуазно-демократических
идей, тогда еще спала
глубоким сном.
«
Глубокие симпатии его к Вере Николаевне сказались даже в его бредовых
идеях. В зависимости от его несколько мистического настроения образ Веры Николаевны стал воплощаться в „монахиню Маргариту, приносившую с собою утешение и ободрение“».
Русский коммунизм, если взглянуть на него
глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской
идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской
идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы.
Идея женской эмансипации доныне покоилась на
глубокой вражде полов, на зависти и на подражательности.
Представление о такой окончательной расплате покоится на прирожденной в человеческом разуме
идеи возмездия. Оно появляется рано или поздно у всех без изъятия, несмотря на
глубокое убеждение иных в безотрадной «нирванне». Биографии величайших атеистов дают тому разительные примеры.
— Но разве вы, Виктор Павлович, — вдруг заговорила она, охваченная волнением от нескольких, боровшихся в ней чувств, — разве вы не считаете Александра одним из тех людей, которые идут на известный компромисс не из личных только целей?.. Я от вас не скрою… В последнее время… я не совсем его понимаю… Между нами нет прежней
глубокой солидарности, но я не вправе обвинять его… Он преследует, быть может, свою высшую
идею…
Но национальная
идея не имеет в нем
глубоких корней, для русских либералов в массе патриотизм есть вопрос политической тактики.
Эта истина блестяще подтверждается тем, что при более
глубоком взгляде на происходящее у нас не оказывается никакого социального движения и нет никакой социалистической
идеи.