Неточные совпадения
— Это — больше, глубже вера, чем все, что показывают золоченые, театральные, казенные церкви с их певчими, органами, таинством евхаристии и со всеми их фокусами.
Древняя, народная, всемирная вера в
дух жизни…
От Бога китайцы еще дальше, нежели от царя. Последователи
древней китайской религии не смеют молиться небесным
духам: это запрещено. Молится за всех богдыхан. А буддисты нанимают молиться бонз и затем уже сами в храмы не заглядывают.
Одна и та же привилегированная,
древняя религия синто, или поклонение небесным
духам, как и в Китае, далее буддизм.
Но познание существования вне объективизации возможно через
Дух, возможно духовное познание, которое на вершинах всегда существовало, оно было еще в
древней Индии.
В
древнем, дохристианском мире потому нельзя было овладеть природой, что она была наполнена
духами, от которых человек зависел.
И покаюся тебе, как отцу духовному, я лучше ночь просижу с пригоженькою девочкою и усну упоенный сладострастием в объятиях ее, нежели, зарывшись в еврейские или арабские буквы, в цифири или египетские иероглифы, потщуся отделить
дух мой от тела и рыскать в пространных полях бредоумствований, подобен
древним и новым духовным витязям.
Первое, теперь фамилии по праздникам: Рождественский, Благовещенский, Богоявленский; второе, по высоким свойствам
духа: Любомудров, Остромысленский; третье, по
древним мужам; Демосфенов, Мильтиадский, Платонов; четвертое, по латинским качествам; Сапиентов, Аморов; пятое, по помещикам: помещик села, положим, Говоров, дьячок сына назовет Говоровский; помещик будет Красин, ну дьячков сын Красинский.
Да возвеселится
дух его в Сионе [Сион — гора близ Иерусалима, на которой была расположена столица
древней Иудеи.] со всеми любящими и друзьями божьими.
— Зачем? — страстно заговорила Людмила. — Люблю красоту. Язычница я, грешница. Мне бы в
древних Афинах родиться. Люблю цветы,
духи, яркие одежды, голое тело. Говорят, есть душа, не знаю, не видела. Да и на что она мне? Пусть умру совсем, как русалка, как тучка под солнцем растаю. Я тело люблю, сильное, ловкое, голое, которое может наслаждаться.
И в разрушении вещей веселился
древний демон,
дух довременного смешения, дряхлый хаос, между тем как дикие глаза безумного человека отражали ужас, подобный ужасам предсмертных чудовищных мук.
— Что есть душа? Она есть тугой свиток, ряд наслоений
древних, новых и новейших чувств, ещё не освещённых светом
духа божия, и свиток этот надо развернуть, и надо внимательно, любовно прочитать начертанное на нём острыми перстами жизни.
Продолжение
древнего рода Багровых, потомков знаменитого Шимона, было постоянным предметом дум и желаний старика, смущало спокойствие
духа, торчало гвоздем у него в горле.
Вот отчего
древние говорили: mens sana in corpore sano [в здоровом теле здоровый
дух (лат.).].
— Дорого для меня, — начал Долгов торжественным тоном, — поднять
дух народа, восполнить историческую связь между
древней Россией и новой, которая прервана; напомнить России, что она есть!..
Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходил от
древнего, боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была многочисленна. Словом, он был коренной русской барин; по его выражению, не терпел немецкого
духу и старался в домашнем быту сохранить обычаи любезной ему старины.
Древний мир поставил внешнее на одну доску с внутренним — так оно и есть в природе, но не так в истине —
дух господствует над формой.
От природы и чрез нее достигал
древний мир до
духа и оттого не достиг до единого
духа.
Так, Монархиня взяла в Польше только
древнее наше достояние, и когда уже слабый
дух ветхой Республики не мог управлять ее пространством.
«Все было гармонично, все оживлялось одним
духом, во всем была простота и радушие, — говорят поклонники
древней Руси.
Ясно, что новые верования много бы выиграли от подобного образа действий, если бы книжные учители
древней Руси при своем благочестии владели еще уменьем постигнуть
дух народный и имели бы сколько-нибудь поэтического такта.
Новый посадник, следуя
древнему обыкновению, должен был угостить народ: Марфа приготовила великолепное пиршество, и граждане еще дерзнули веселиться! Еще
дух братства оживил сердца! Они веселились на могилах, ибо каждый из них уже оплакал родителя, сына или брата, убитых на Шелоне и во время осады кровопролитной. Сие минутное счастливое забвение было последним благодеянием судьбы для новогородцев.
Дух Ярославов оскорбился бы в небесных селениях, если бы мы не умели сохранить
древних нрав, освященных его именем.
Я противопоставляю два различных мироощущения, два навыка мысли, две души. Основная сущность их — одинакова, — стремление к добру, красоте жизни, к свободе
духа. Но по силе целого ряда сложных причин большинство человечества еще не изжило
древнего страха перед тайнами природы, не возвысилось до уверенности в силе своей воли, не чувствует себя владыкой своей планеты и не оценило сущности деяния как начала всех начал.
Последние видят здесь, конечно, величие
духа, находят прототипы подобных характеров в Иване Грозном и Петре Великом и даже иногда, для параллели, тревожат суровые добродетели спартанцев и
древних римлян.
Бессердечные византийцы, суровые слагатели отшельнических уставов, дышащие злобой обличители еретичества
древних лет, мертвящими буквами своих писаний навеяли на нашу добрую страну тлетворный
дух ненависти…
У
древних сила эта называлась: всемирный разум, природа, жизнь, вечность; у христиан эта сила называется —
дух, отец, господь, разум, истина.
Таким образом воля высказывается чрез схватывание из себя самой, как выдыхание или откровение: и это же исхождение из воли в речи или дыхании есть
дух Божества (Gottheit) или третье лицо, как предали
древние…
Та «гармония»
древнего эллина, на которую мы смотрим с такою завистью, вовсе не была простою цельностью и уравновешенностью
духа.
«На преступление, — говорит Преллер, —
древние эллины смотрели как на осквернение, как на следствие и причину внутреннего расстройства и тяжелого повреждения
духа.
Когда Клагес видит в возникновении сознания, интеллекта,
духа декаданс жизни, болезнь, он, в сущности, выражает на языке науки и философии
древнее сказание о грехопадении и утере рая, но натурализирует идею рая и думает, что он возможен в мире падшем.
Древнее первобытное человечество было одержимо страхом, terror anticus, страхом перед хаосом и неведомыми силами природы, перед которыми человек был беспомощен, страхом перед
духами, перед демонами, перед богами, перед магами, перед царями, которые были магами и обладали магической властью.
Дух этот проникнут был высмеиваньем разных общих мест по истории человечества,
древней и новой культуры.
Дух древней России сквозил в мерах по распространению православия.
— Милости ко мне велики, — продолжал великий князь, немного успокоившись: — Ростов и Ярославль отказываются от
древних прав своих. Поспешим ковать железо, пока горячо. Слово
дух, а что написано пером, того не вырубишь топором, говорит мне всегда мой мужичок с ноготок, а борода с локоток.
Этот
дух проявляется уже в
древних культурах, и ветхозаветные пророки обличают его.
Певец
Сей кубок чадам
древних лет!
Вам слава, наши деды!
Друзья, уже могущих нет;
Уж нет вождей победы;
Их домы вихорь разметал;
Их гро́бы срыли плуги;
И пламень ржавчины сожрал
Их шлемы и кольчуги;
Но
дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами…
Мы там найдём их славный прах
С их славными делами.
Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского
духа, истинно-древнего мужества российских войск, которое они — оно, — поправился он, — показали или выказали в этой битве 26-го числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать…