Махин рад был случаю выказать свое бескорыстие и сказал Лизе, что он любит ее не из-за денег, и это, как ему казалось, великодушное решение тронуло его самого. У Лизы, между тем, началась борьба с ее матерью (имение было отцовское), не позволявшей раздавать имение. И Махин помогал Лизе. И чем больше он поступал так, тем больше он понимал совсем другой, чуждый ему до тех пор мир
духовных стремлений, который он видел в Лизе.
Неточные совпадения
Для выражения своей
духовной жизни человек должен двигать руками, ногами, языком, т. е. прибегать к материальным знакам, без которых нельзя выразить любви или ненависти, нельзя осуществить волевых
стремлений.
Это наивное раздвоение ребенка и размышляющей женщины, эта детская и в высшей степени правдивая жажда истины и справедливости и непоколебимая вера в свои
стремления — все это освещало ее лицо каким-то прекрасным светом искренности, придавало ему какую-то высшую,
духовную красоту, и вы начинали понимать, что не так скоро можно исчерпать все значение этой красоты, которая не поддается вся сразу каждому обыкновенному, безучастному взгляду.
Возникало и росло чувство
духовной близости со всеми, рождалось новое сердце земли, полное горячим
стремлением все понять, все объединить в себе.
Ведь наконец в самой природе человеческой есть
стремление симпатизировать своему ближнему и желать поднять его
духовный уровень до своего
духовного уровня!
Отсюда начинается постоянное
стремление Гоголя к улучшению в себе
духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии, по моему мнению, такого высокого настроения, которое уже несовместимо с телесною оболочкою человека.
Утрата хозяйством художественного стиля ощущается как
духовная его болезнь, вследствие которой возникает усиленное
стремление художественно облагородить и осмыслить хозяйственный труд (этим, как известно, определяется пафос социальной проповеди Дж. Рескина и его последователей [О Рёскине см. статью Булгакова «Социальное мировоззрение Дж. Рёскина»
Вопросы философии и психологии.
И то, что мы в мире дальнем познаем как
стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и материи, идеи и тела,
духовная, святая телесность.
Религиозное сознание естественно и неудержимо стремится к догмату, и разве искание догмата, «составление убеждений», «поиски миросозерцания», не составляют предмета постоянной тревоги и
стремлений всякой живой души, которая не может удовлетвориться
духовной недоношенностью, аморфной неизреченностью чувства?
Многое нравилось, но многое было несимпатичным — именно то всеобщее
стремление к богатству во что бы то ни стало, которое, казалось, придавало всей жизни слишком низменный характер и оставляло слишком мало времени для
духовных потребностей.
Поэтому
духовный смысл брачного соединения может быть лишь в любви, в личной любви двух существ, в
стремлении к соединению в единый андрогинный образ, т. е. в преодолении одиночества.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии,
стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и
духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Отсутствие единства и цельности культуры выразится в том, что умственные и
духовные направления XIX века будут разделяться на десятилетия и каждое десятилетие принесет с собой новые идеи и
стремления, новый душевный уклад.
Он прав, когда говорит, что высшие
стремления духа — остатки образа Божьего в человеке, или утверждает
духовный смысл страдания, когда он предлагает выбросить из мысли заботы.
Известия о «бродягах
духовного чина» показывают такие черты клировых нравов русской церкви, которые, кажется, должны и могут служить убеждениям, совершенно противоположным с теми, какие внушают люди, слепо пристрастные к «святой» старине и, может быть, недостаточно основательные в своих
стремлениях повернуть неудержимое течение жизни к порядкам старой и слишком скоро позабытой, но нимало не лучшей поры.
Должны быть удовлетворены материальные и
духовные запросы масс, а не их
стремление к власти.
Революционное интеллигентское сознание отвергло все объективные
духовные начала, все сверхчеловеческие ценности и подчинило жизнь человеческую произволу человеческих страстей, интересов и
стремлений к благополучию и наслаждению.