Неточные совпадения
В своей книге «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между
людьми» (1755) противопоставлял современное ему общество «счастливой жизни
людей» в «
естественном»
состоянии, вне губительных влияний роскоши и излишеств, свойственных, по его мнению, современной цивилизации.
Я не думаю, чтоб
люди всегда были здесь таковы; западный
человек не в нормальном
состоянии — он линяет. Неудачные революции взошли внутрь, ни одна не переменила его, каждая оставила след и сбила понятия, а исторический вал
естественным чередом выплеснул на главную сцену тинистый слой мещан, покрывший собою ископаемый класс аристократий и затопивший народные всходы. Мещанство несовместно с нашим характером — и слава богу!
— Народы, говорят законоучители, находятся один в рассуждении другого в таком же положении, как
человек находится в отношении другого в
естественном состоянии.
Достигается это одурение и озверение тем, что
людей этих берут в том юношеском возрасте, когда в
людях не успели еще твердо сложиться какие-либо ясные понятия о нравственности, и, удалив их от всех
естественных человеческих условий жизни: дома, семьи, родины, разумного труда, запирают вместе в казармы, наряжают в особенное платье и заставляют их при воздействии криков, барабанов, музыки, блестящих предметов ежедневно делать известные, придуманные для этого движения и этими способами приводят их в такое
состояние гипноза, при котором они уже перестают быть
людьми, а становятся бессмысленными, покорными гипнотизатору машинами.
Восторженность на
людей тихих, кротких и спокойных всегда производит неприятное впечатление; они не могут признать
естественным такого
состояния духа; они считают восторженных
людей больными на то время,
людьми, на которых находит иногда…
Эти
люди не только не в
состоянии видеть
естественные последствия какого бы то ни было факта, но могут лишь скомкать самый конкретный факт и намеренно или ненамеренно довести его до бесплодия…
Оттого ли, что общества новых времен вышли из
состояния младенчества, в котором
естественное чувство бессилия необходимо заставляет искать чужого покровительства; оттого ли, что прежние, известные нам из истории покровители и опекуны обществ часто так плохо оправдывали надежды
людей, доверявших им свою участь, — но только теперь общественные тенденции повсюду принимают более мужественный, самостоятельный характер.
Надо только видеть ту степень лишения и страдания, до которой дошли или доведены эти бездомные, бродящие
люди, и вдуматься в то душевное
состояние, в котором они не могут не находиться, для того чтобы понять, что только эта помощь, оказываемая им крестьянами, удерживает их от вполне
естественных в их положении насилий над теми
людьми, которые владеют в излишке всем, что им, этим несчастным
людям, необходимо только для поддержания своей жизни.
Так говорят
люди нашего времени, как бы предполагая, что религиозное сознание, вера — есть
состояние, несвойственное
человеку, что религиозное сознание в
человеке есть нечто исключительное, воспитанное, напущенное. Но думать и говорить так могут
люди вследствие особенного
состояния христианского мира, временно лишенные самого необходимого и
естественного условия жизни человеческой — веры.
Надо забыть наше дикое суеверие о том, что положение
человека, имеющего неразменный рубль, т. е. казенное место, или право на землю, или билеты с купонами, которые дают ему возможность ничего не делать, есть
естественное счастливое
состояние.
Христос показал мне, что единство сына человеческого, любовь
людей между собой не есть, как мне прежде казалось, цель, к которой должны стремиться
люди, но что это единство, эта любовь
людей между собой есть их
естественное блаженное
состояние, то, в котором родятся дети, по словам его, и то, в котором живут всегда все
люди до тех пор, пока
состояние это не нарушается обманом, заблуждением, соблазнами.
А войдет в сознание закон этот, как высший закон жизни — и само собой прекратится то губительное для нравственности
состояние людей, при котором величайшие несправедливости и жестокости, совершаемые
людьми друг против друга, считаются
естественными, свойственными
людям поступками, совершится то, о чем мечтают теперь, чего желают и что обещают все социалистические, коммунистические устроители будущих обществ, и гораздо больше этого.
Вместо устройства нашей жизни, при котором считается необходимым и хорошим, чтобы молодой
человек распутничал до женитьбы, вместо того, чтобы жизнь, разлучающую супругов, считать самой
естественной, вместо узаконения сословия женщин, служащих разврату, вместо допускания и благословления развода, — вместо всего этого я представил себе, что нам делом и словом внушается, что одинокое безбрачное
состояние человека, созревшего для половых сношений и не отрекшегося от них, есть уродство и позор, что покидание
человеком той, с какой он сошелся, перемена ее для другой есть не только такой же неестественный поступок, как кровосмешение, но есть и жестокий, бесчеловечный поступок.
По этому учению сын бога — сам бог, второе лицо троицы, послан богом на землю в образе
человека затем, чтобы спасти
людей от этого не свойственного им случайного, временного
состояния, снять с них все проклятия, наложенные на них тем же богом за грех Адама, и восстановить их в их прежнем
естественном состоянии блаженства, т. е. безболезненности, бессмертия, безгрешности и праздности.
Я не могу не верить в это и потому не могу, как я делал это прежде, признавать блудную похоть
естественным и возвышенным свойством
человека; не могу оправдывать ее перед собой моей любовью к красоте, влюбленностью или недостатками своей жены; не могу уже при первом напоминании о том, что поддаюсь блудной похоти, не признавать себя в болезненном, неестественном
состоянии и не искать всяких средств, которые могли бы избавить меня от этого зла.
Но не то с душевным
состоянием тех
людей, которые пользуются насилием, подчиняются ему, участвуют в нем. Все эти тысячи, миллионы
людей вместо
естественного и свойственного
людям чувства любви к братьям испытывают ко всем
людям, кроме маленького кружка единомышленников, только чувства ненависти, осуждения и страха, и до такой степени заглушают в себе все человеческие чувства, что убийства братьев кажутся им необходимыми условиями блага их жизни.
Для многих русских
людей, для русских интеллигентов и русских рабочих не велика жертва отречься от отечества, отдать Россию; они с легкостью готовы это сделать, интернациональная настроенность является для них
естественным состоянием и движением в направлении наименьшего сопротивления.
Народ как факт, как эмпирическая данность не может быть святыней, он сам прежде всего нуждается в святыне, которую он поставил бы выше себя, в свете, который просветил бы его
естественную тьму, связанную с первородным грехом человеческим и с падением
человека в
состояние звероподобное.