Неточные совпадения
Но он ясно видел теперь (работа его над книгой о сельском хозяйстве, в котором главным элементом хозяйства должен был быть работник, много помогла ему в этом), — он ясно видел теперь, что то хозяйство, которое он вел, была только жестокая и упорная борьба между им и работниками, в которой на одной стороне, на его стороне, было постоянное напряженное
стремление переделать всё на считаемый лучшим образец, на другой же стороне —
естественный порядок вещей.
В нем ни великодушных
стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах, словом, — ничего, свидетельствующего о здравом,
естественном и энергичном развитии нравственных сил…
[
Естественное и непобедимое
стремление к высшему благу — свободе — здесь рассматривается как преступная наклонность, и побег наказывается каторжными работами и плетями как тяжкое уголовное преступление; поселенец, из самых чистых побуждений, Христа ради, приютивший на ночь беглого, наказывается за это каторжными работами.
Личные симпатии Райнера влекли его к социалистам. Их теория сильно отвечала его поэтическим
стремлениям. Поборников национальной независимости он уважал за проявляемые ими силу и настойчивость и даже желал им успеха; но к их планам не лежало его сердце. Никакого обособления он не признавал нужным при разделе
естественных прав человеческого рода.
Следя пристальнее за этой мыслью, всматриваясь в нее дольше и глубже, замечаешь, что это
стремление к новому, более
естественному устройству отношений заключает в себе сущность всего, что мы называем прогрессом, составляет прямую задачу нашего развития, поглощает всю работу новых поколений.
В этих сделках не личности виноваты, а те понятия, которые им вбиты в голову с малолетства и которые так часто противны бывают
естественному ходу живых
стремлений души.
Но заметим, что и в деле науки и литературы за великими личностями всегда сохранялся тот характер, который мы обозначили выше, — сила
естественных, живых
стремлений.
Эти писатели были одарены так богато природою, что умели как бы по инстинкту приблизиться к
естественным понятиям и
стремлениям, которых еще только искали современные им философы с помощью строгой науки.
И прежде всего, по принятому нами критерию, мы различаем авторов, служащих представителями
естественных, правильных
стремлений народа, от авторов, служащих органами разных искусственных тенденций и требований.
— От невежества ли, от страха ли, из
стремления ли ума признать одно общее начало и, наконец, из особенной ли способности человека веровать, но только религии присущи всем людям, и потому как же вы хотите такое
естественное чувство отнять у вашего сына?!
Вместо того чтоб бормотать на тему, правильно или неправильно поступает огородник, разводя при огороде козлов (ведь это даже за насмешку принять можно! можно подумать, что и"огороды"и"козлы"тут только для прилику, настоящее же заглавие статьи таково:"правильно ли поступает администратор, разводя в своем ведомстве либералов?") — не лучше ли прямо обсудить вопрос: отчего
стремления, вполне
естественные в теории, на практике оказываются далеко не столь
естественными? что тут составляет мираж: самые ли
стремления или та практика, которая извращает их?..
История деяния духа — так сказать, личность его, ибо «он есть то, что делает» [«Philos. des Rechts»] —
стремление безусловного примирения, осуществление всего, что есть за душою, освобождение от
естественных и искусственных пут.
Это общество, столько перенесшее и выстрадавшее, так часто останавливаемое враждебными обстоятельствами в
естественном ходе своего развития, так стесняемое в самых чистых и высоких своих
стремлениях, связанное во всем по рукам и ногам вследствие совершенно неравномерного распределения в нем умственных и вещественных преимуществ, — это общество, не имея возможности действовать, искало отрады по крайней мере в слове — умном, смелом, благородном, выводившем на посмеяние все низкое и пошлое и выражавшем живое
стремление к новому, лучшему, разумному порядку вещей.
Её
стремление обо всем рассуждать вызывало у него неприятное впечатление: он видел, что сестра рассуждает не из
естественной склонности уяснить себе своё отношение к жизни, а лишь из предусмотрительного желания разрушать и опрокидывать всё то, что так или иначе могло бы смутить холодный покой её души.
Благодаря историческим трудам последнего времени и еще более новейшим событиям в Европе мы начинаем немножко понимать внутренний смысл истории народов, и теперь менее, чем когда-нибудь, можем отвергать постоянство во всех народах
стремления, — более или менее сознательного, но всегда проявляющегося в фактах, — к восстановлению своих
естественных прав на нравственную и материальную независимость от чужого произвола.
Правда, и в этом классе людей крепостное устройство произвело значительное искажение понятий и
стремлений: в Надёже и ее подругах, в безответной Игрушечке, в свирепом Ефиме мы видели, как ложно развиваются в них нередко самые добрые начала, самые
естественные требования.
Так точно при всем разнообразии степеней, в каких проявляется в русском простолюдине мысль о своих
естественных правах и
стремление освободиться от обязанного, барщинного труда, — никакого сомнения не может быть в том, что эта мысль и
стремление существуют.]
Его понятия о чести, добре и правде перепутаны, его
стремления мелки, круг зрения узок, страсти никогда не сдерживаются рассудком, внутренняя сила, не находя себе правильного,
естественного исхода, разражается только домашнею грозою.
Соединить эти два требования — внести в историю свой вымысл, но вымысл этот основать на истории, вывести его из самого
естественного хода событий, неразрывно связать его со всей нитью исторического рассказа и все это представить так, чтобы читатель видел пред собою, как живые личности, знакомые ему в истории и изображенные здесь в очаровании поэзии, — со стороны их частного быта и внутренних сокровенных дум и
стремлений, — вот задача исторического романиста.
Прекрасными
стремлениями мы признаем все
естественные неиспорченные
стремления человеческой природы; все прекрасные
стремления мы признаем следствием
естественных, нормальных потребностей человека.
Если же человек, кроме того что он непосредственно делает для достижения божьего благоволения, то есть, кроме доброго поведения, старается еще сделать себя достойным, посредством известных формальностей, сверхъестественной помощи и с этой целью, посредством исполнения обрядов, которые не имеют никакой непосредственной цены, думает сделать себя более восприимчивым к нравственному настроению и достижению своих добрых
стремлений, то он рассчитывает на нечто сверхъестественное для исправления своей
естественной слабости.
Действительно, попытка исчерпать содержание религии логическим анализом общих понятий приводит ее к иссушению и обескровлению — таковы «
естественные» или философские религии, пафос которых и состоит во вражде ко всему конкретно-историческому (вспомним Толстого с его упорным
стремлением к абстрактно универсальной религии: «Круг чтения» и под.); между тем живая религия стремится не к минимуму, но к максимуму содержания.
Напротив, Аристотель, восходя по лестнице форм в их
естественной иерархии, приходил к форме всех форм, имеющей содержанием только себя, мышление мышления (νόησις της νοήσεως), первое движущее (πρώτον κινούν), составляющее и источник всякого движения, и его предмет, как всеобщее
стремление и любовь (ой κινούμενον κινεί… κινεί δε ως έρώμενον); эта Форма вообще и есть Божество.
Я не хочу вдаваться с тобой, Маша, в философские разглагольствования; скажу тебе попросту: не то беда, что Домбрович и люди его сорта не понимают молодых
стремлений и клевещут на них, не то беда, что они не обучались
естественным наукам; но они развратники и лжецы.