Неточные совпадения
Организм, разрушение его, неистребимость материи,
закон сохранения силы, развитие — были те слова, которые заменили ему прежнюю
веру.
Она оставляла жизнь без сожаления, не боялась смерти и приняла ее как благо. Часто это говорят, но как редко действительно бывает! Наталья Савишна могла не бояться смерти, потому что она умирала с непоколебимою
верою и исполнив
закон Евангелия. Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение.
Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не заботился более: поймет она или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. (Действительно, он слишком долго ни с кем не говорил!) Соня поняла, что этот мрачный катехизис [Катехизис — краткое изложение христианского вероучения в виде вопросов и ответов.] стал его
верой и
законом.
Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцо́вщицу держал! и не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти!
Всё отвергал:
законы! совесть!
веру!
Она как будто вдруг перешла в другую
веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за
вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее
законам.
У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотствовать в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед. Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни
веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления
закона, а с ним и ключа к ней.
Правительство знает это, но, по крайней памяти, боится, что христианская
вера вредна для их
законов и властей. Пусть бы оно решило теперь, что это вздор и что необходимо опять сдружиться с чужестранцами. Да как? Кто начнет и предложит? Члены верховного совета? — Сиогун велит им распороть себе брюхо. Сиогун? — Верховный совет предложит ему уступить место другому. Микадо не предложит, а если бы и вздумал, так сиогун не сошьет ему нового халата и даст два дня сряду обедать на одной и той же посуде.
Такое объяснение всего того, что происходило, казалось Нехлюдову очень просто и ясно, но именно эта простота и ясность и заставляли Нехлюдова колебаться в признании его. Не может же быть, чтобы такое сложное явление имело такое простое и ужасное объяснение, не могло же быть, чтобы все те слова о справедливости, добре,
законе,
вере, Боге и т. п. были только слова и прикрывали самую грубую корысть и жестокость.
Был, дескать, здесь у вас на земле один такой мыслитель и философ, «все отвергал,
законы, совесть,
веру», а главное — будущую жизнь.
— В обыкновенных случаях жизни, — проговорил он тем самодовольно-доктринерским тоном, с которым спорил некогда с Григорием Васильевичем о
вере и дразнил его, стоя за столом Федора Павловича, — в обыкновенных случаях жизни мордасы ноне действительно запрещены по
закону, и все перестали бить-с, ну, а в отличительных случаях жизни, так не то что у нас, а и на всем свете, будь хоша бы самая полная французская республика, все одно продолжают бить, как и при Адаме и Еве-с, да и никогда того не перестанут-с, а вы и в отличительном случае тогда не посмели-с.
Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь
закон естественный, так что уничтожьте в человечестве
веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь.
В глазах
Веры Павловны стало выражаться недоумение; ей все яснее думалось: «я не знаю, что это? что же мне думать?» О, Рахметов, при всей видимой нелепости своей обстоятельной манеры изложения, был мастер, великий мастер вести дело! Он был великий психолог, он знал и умел выполнять
законы постепенного подготовления.
И говорили это тоже люди «простодушной
веры» в бога и в его
законы. Никогда ни у матери, ни у всей семьи нашей не возникало и тени таких сомнений.
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных
законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его
вере».
Почти вся наука покоится на
законе сохранения энергии; но
закон сохранения энергии дан лишь
вере, как и пресловутая атомистическая теория, на которой долгое время покоилось естествознание.
Когда государство, область принуждения и
закона, вторгается в церковь, область свободы и благодати, то происходит подобное тому, как когда знание, принудительное обличение видимых вещей, вторгается в
веру, свободное обличение вещей невидимых.
Для религиозной
веры не страшно, когда наука говорит, что по
законам природы чудо невозможно, допущение чудесного нелепо;
вера и сама это хорошо знает, ей и не надо чуда, совершающегося в порядке природы и во исполнение ее
законов.
Вера в Троичность есть
вера в иной мир, в здоровое, неограниченное бытие, которое не связано ни
законом тождества, ни
законом исключения третьего.
Буллу свою начинает он жалобою на диавола, который куколь сеет во пшенице, и говорит: «Узнав, что посредством сказанного искусства многие книги и сочинения, в разных частях света, наипаче в Кельне, Майнце, Триере, Магдебурге напечатанные, содержат в себе разные заблуждения, учения пагубные, христианскому
закону враждебные, и ныне еще в некоторых местах печатаются, желая без отлагательства предварить сей ненавистной язве, всем и каждому сказанного искусства печатникам и к ним принадлежащим и всем, кто в печатном деле обращается в помянутых областях, под наказанием проклятия и денежныя пени, определяемой и взыскиваемой почтенными братиями нашими, Кельнским, Майнцким, Триерским и Магдебургским архиепископами или их наместниками в областях, их, в пользу апостольской камеры, апостольскою властию наистрожайше запрещаем, чтобы не дерзали книг, сочинений или писаний печатать или отдавать в печать без доклада вышесказанным архиепископам или наместникам и без их особливого и точного безденежно испрошенного дозволения; их же совесть обременяем, да прежде, нежели дадут таковое дозволение, назначенное к печатанию прилежно рассмотрят или чрез ученых и православных велят рассмотреть и да прилежно пекутся, чтобы не было печатано противного
вере православной, безбожное и соблазн производящего».
Тот же критик решил (очень энергически), что в драме «Не так живи, как хочется» Островский проповедует, будто «полная покорность воле старших, слепая
вера в справедливость исстари предписанного
закона и совершенное отречение от человеческой свободы, от всякого притязания на право заявить свои человеческие чувства гораздо лучше, чем самая мысль, чувство и свободная воля человека».
— Вы, — говорят англичане, — нашей
веры не знаете: мы того же
закона христианского и то же самое Евангелие содержим.
— Нет, это пустое, отец, — решила баушка Лукерья. — Сам-то Акинфий Назарыч, пожалуй бы, и ничего, да старуха Маремьяна не дозволит… Настоящая медведица и крепко своей старой
веры держится. Ничего из этого не выйдет, а Феню надо воротить… Главное дело, она из своего православного
закону вышла, а наши роды испокон века православные. Жиденький еще умок у Фени, вот она и вверилась…
Законоучитель Введенский был вдовец, академик и человек очень самолюбивый. Еще в прошлом году он встретился в одном обществе с отцом Смоковникова и, столкнувшись о ним в разговоре о
вере, в котором Смоковников разбил его по всем пунктам и поднял на смех, решил обратить особенное внимание на сына и, найдя в нем такое же равнодушие к
Закону Божию, как и в неверующем отце, стал преследовать его и даже провалил его на экзамене.
На вопрос Степана о том, за что его ссылали, Чуев объяснил ему, что его ссылали за истинную
веру Христову, за то, что обманщики-попы духа тех людей не могут слышать, которые живут по Евангелию и их обличают. Когда же Степан спросил Чуева, в чем евангельский
закон, Чуев разъяснил ему, что евангельский
закон в том, чтобы не молиться рукотворенньм богам, а поклоняться в духе и истине. И рассказал, как они эту настоящую
веру от безногого портного узнали на дележке земли.
Такие суровые
законы были выведены из практики, для обуздания княгини
Веры и Анны Николаевны, которые в азарте не знали никакого удержу.
Человек женится и разводится, воспитывает детей, даже исповедует
веру (во многих государствах) сообразно
закону.
Все крестьяне обязаны исполнять полицейские должности сотских, десятских и т. п. Вдруг в Харькове крестьянин отказывается исполнять эту обязанность, объясняя свой отказ тем, что по тому христианскому
закону, который он исповедует, он не может никого связывать, запирать, водить из места в место. То же заявляет крестьянин в Твери, в Тамбове. Крестьян ругают, бьют, сажают в заключение, но они остаются при своем решении и не исполняют противного своей
вере. И их перестают выбирать в сотские, и опять ничего.
«Сеть
веры» есть учение Христово, которое должно извлекать человека из темной глубины житейского моря и его неправд. Истинная
вера состоит в том, чтобы верить божьим словам; но теперь пришло такое время, что люди истинную
веру принимают за ересь, и поэтому разум должен указать, в чем состоит истинная
вера, если кто этого не знает. Тьма закрыла ее от людей, и они не узнают истинного
закона Христа.
— Ну вот, он и есть. Философию знает и богословию, всего Макария выштудировал и на службе состоит, а не знал, что мы на богословов-то не надеемся, а сами отцовское восточное православие оберегаем и у нас господствующей
веры нельзя переменять. Под суд ведь угодил бы, поросенок цуцкой, и если бы «новым людям», не верующим в Бога, его отдать — засудили бы по
законам; а ведь все же он человечишко! Я по старине направил все это на пункт помешательства.
Разрушена
вера, ныне мятутся народы вне её священной крепости, и отовсюду на беззащитных устремляются люди развращённого ума, пленяют их своей дьявольской хитростью и влекут на путь преступлений против всех
законов твоих, владыко жизни нашей…»
Долинский утратил всякую способность к какому бы то ни было анализу и брал все на
веру, во всем видел
закон неотразимой таинственной необходимости и не взывал более ни к своему разуму, ни к воле.
— Сашка, кружечку!.. Сашка, со мной!..
Вера,
закон, печенки, гроб…
Перед увлечением неизвестным идеалом, перед обольщением мечты, он трезво остановится, как остановился перед бессмысленным отрицанием «
законов, совести и
веры» в болтовне Репетилова, и скажет свое...
Тогда в душе моей всё возвысилось и осветилось иначе, все речи Михайловы и товарищей его приняли иной смысл. Прежде всего — если человек за
веру свою готов потерять свободу и жизнь, значит — он верует искренно и подобен первомученикам за Христов
закон.
— Так-то, человече! — говорит казак, опустив голову. — Господень
закон — духовное млеко, а до нас доходит только сыворотка. Сказано: «чистии сердцем бога узрят» — а разве оно, сердце твоё, может чисто быть, если ты не своей волей живёшь? А коли нет у тебя свободной воли, стало быть, нет и
веры истинной, а только одна выдумка.
И ещё раз хрустнула
вера моя во всеведение божие и в справедливость
законов, — разве можно так ставить человека ради торжества
закона?
— Вижу: хотели лишить себя жизни? — договорил о. Мисаил засевшую у Половецкого в горле фразу. — Великий и страшный грех отчаяние, потому что оным отрицается безграничное милосердие божие. Страшно подумать, когда человек дерзает идти против
закона божия… Но есть и спасение для кающегося, если покаяние с
верой и любовью.
Что мне теперь ваши
законы? К чему мне ваши обычаи, ваши нравы, ваша жизнь, ваше государство, ваша
вера? Пусть судит меня ваш судья, пусть приведут меня в суд, в ваш гласный суд, и я скажу, что я не признаю ничего. Судья крикнет: «Молчите, офицер!» А я закричу ему: «Где у тебя теперь такая сила, чтобы я послушался? Зачем мрачная косность разбила то, что всего дороже? Зачем мне теперь ваши
законы? Я отделюсь». О, мне всё равно!
Так мы ее и не обыскивали. Увел ее смотритель в другую комнату, да с надзирательницей тотчас же и вышли они. «Ничего, говорит, при них нет». А она на него глядит и точно вот смеется в лицо ему, и глаза злые всё. А Иванов, — известно, море по колена, — смотрит да все свое бормочет: «Не по
закону; у меня, говорит, инструкция!..» Только смотритель внимания не взял. Конечно, как он пьяный. Пьяному какая
вера!
Не надо думать, что
вера истинна оттого, что она старая. Напротив, чем дольше живут люди, тем всё яснее и яснее становится им истинный
закон жизни. Думать, что нам в наше время надо верить тому же самому, чему верили наши деды и прадеды, — это всё равно, что думать, что, когда ты вырос, тебе будет впору твоя детская одежа.
Истинная
вера не в том, чтобы верить в чудеса, в таинства, в обряды, а в том, чтобы верить в такой один
закон, какой годится для всех людей мира.
Первая ложная
вера — это
вера в возможность познания через опыт того, что по
законам опыта не может быть допущено (
вера в чудеса).
Высшая степень неправды и насилия — это установление одними людьми такого
закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят на
веру.
Не бойся откидывать от своей
веры всё лишнее, телесное, видимое, осязаемое, а также и всё смутное, неясное: чем больше ты очистишь духовное ядро, тем яснее узнаешь истинный
закон жизни.
Когда человек для того, чтобы не ошибиться в
законе жизни не решается отступить от раз признанной им
веры, то с ним случается то же, что случилось бы с человеком, который для того, чтобы не заблудиться, привязал бы себя к столбу веревкой.
Для того, чтобы людям выйти из той грязи греха, разврата и бедственной жизни, в которой они живут теперь, нужно одно: нужна такая
вера, в которой люди не жили бы, как теперь, каждый для себя, а жили бы все общей жизнью, признавали бы все один
закон и одну цель. Только тогда могли бы люди, повторяя слова молитвы господней: «Да приидет царство твое на земле, как на небе», надеяться на то, что царство божие точно придет на землю.
— Да что
закон! — перебили его в кучке переговорщиков. — Ты, ваше благородие, только все говоришь про
закон; это один разговор, значит! А ты покажи нам
закон настоящий, который, значит, за золотою строчкою писан, тогда и
веру вам дадим, и всему делу шабаш!
Ваши
законы, ваша
вера чужды милосердию.
Вера есть путь знания без доказательств, вне логического достижения, вне
закона причинности и его убедительности.
Наконец,
вере может быть доступно даже настоящее, поскольку дело идет о неизвестных рассудку его
законах [Во II главе Послания к Евреям
вере дано истолкование и в том и в другом смысле: «
верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (ст. 3); дальнейшее содержание главы говорит о
вере как основе не мотивированных разумом и оправдываемых только
верою поступков (см. всю эту главу).].