Ответ этот, много раз повторяемый, очень замечателен: можно добраться по нему до странных
законов мышления мозга, пораженного болезнию; ни одного слова нет в ее ответе, которое бы шло к моему замечанию, а при болезни мозга ей казалось, что она вполне опровергала меня.
Неточные совпадения
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ
мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных
законов его
мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере».
Пространство, время, все категории познания, все
законы логики суть свойства самого бытия, а не субъекта, не
мышления, как думает большая часть гносеологических направлений.
Законы логики — болезнь бытия, вызывающая в
мышлении неспособность вместить полноту.
Пытались разгадать тайну познания гносеологическим анализом субъекта и его элементов, тщательным отделением субъекта от бытия, выделением «
мышления» в замкнутую и самостоятельную область, живущую по своему
закону.
Закон тождества и есть необходимое для
мышления выражение ограниченного состояния мира, приспособление нашей разумной природы к состоянию естества.
Вследствие этого
закона [абсолютная] идея, вполне постигаемая только
мышлением (познавание под формою посредственности), первоначально является духу под формою непосредственности или под формою воззрения.
Система Беме, как и Гегеля, есть особая форма мистического рационализма, в котором преодолеваются все антиномии и царит
закон «непрерывности
мышления».
Рассудок оказывается неспособен сделать вполне для себя имманентным бытие, подчинив его
законам своего
мышления, — между ними и бытием обнаруживается несоответствие, которое и находит свое выражение в антиномиях.
Однако
закон непрерывности и непротиворечивости дискурсивного
мышления имеет силу лишь в его собственном русле, а не там, где разум обращается на свои собственные основы, корни мысли и бытия, причем вскрываются для него непреодолимые, а вместе и неустранимые антиномии, которые все же должны быть им до конца осознаны.
В
мышлении этики
закона есть что-то роковое и безвыходное, от него всегда ускользает конкретное и индивидуальное.
Ряд случайностей сделал то, что Гете, в начале прошлого столетия бывший диктатором философского
мышления и эстетических
законов, похвалил Шекспира, эстетические критики подхватили эту похвалу и стали писать свои длинные, туманные, quasi-ученые статьи, и большая европейская публика стала восхищаться Шекспиром.
Язык мистики парадоксален, это не язык понятий, это не
мышление, подчиненное
закону тождества.
Все
мышление революционеров и вся их психология есть
мышление и психология мировой эпохи
закона,
мышление и психология изобличения неискупленного греха.
Отыскание этих
законов уже давно начато, и те новые приемы
мышления, которые должна усвоить себе история, вырабатываются одновременно с самоуничтожением, к которому, всё дробя и дробя причины явлений, идет старая история.
Тогда я еще не понимал, что неожиданно, подобно Ньютону с его знаменитым яблоком, я открыл великий
закон, на котором зиждется вся история человеческой мысли, ищущей не правды, которой ей не дано знать, а правдоподобности, т. е. гармонии между видимым и мыслимым, на основании строгих
законов логического
мышления.
Вчера же другая дама доставила мне очень ценное распятие из слоновой кости, фамильную, как она сказала, драгоценность. Не страдая грехом лицемерия, я откровенно сказал щедрой дарительнице, что моя мысль, воспитанная в
законах строго научного
мышления, не может не признать ни чудес, ни божественности Того, Кто справедливо именуется Спасителем мира. «Но в то же время, — сказал я, — с глубочайшим уважением я отношусь к Его личности и безгранично чту Его заслуги перед человечеством».