Неточные совпадения
— «
Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального
духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных сил на полях битвы; она глубже, это — духовная война, борьба за господство разного
духа в мире, столкновение и переплетение восточного и
западного христианского мира.
Россия, столь своеобразная, столь необычайного
духа страна, постоянно находилась в сервилистическом отношении к
Западной Европе.
Наше народничество — явление характерно-русское, незнакомое
Западной Европе, — есть явление безгосударственного
духа.
Русские любят противополагать своеобразие русского
духа западной материальной культуре, основанной на механичности и машинности.
Раскрытие мужественного
духа в России не может быть прививкой к ней серединной
западной культуры.
У наших националистов официальной марки, как старой формации, так и новейшей
западной формации, уж во всяком случае меньше русского мессианского
духа, чем у иных сектантов или иных анархистов, людей темных по своему сознанию, но истинно русских по своей стихии.
То, что совершалось в недрах русского
духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и
западным.
В этот день мы дошли до фанзы таза Лай Серл. Здесь Тютихе принимает в себя с левой стороны 2 маленькие речки: Сысенкурл [Сы-сянь-дунь-эр — пещера четырех
духов.] и Сибегоу [Си-бей-гоу — северо-западная долина.].
Немцы, в числе которых были люди добрые и ученые, как Лодер, Фишер, Гильдебрандт и сам Гейм, вообще отличались незнанием и нежеланием знать русского языка, хладнокровием к студентам,
духом западного клиентизма, ремесленничества, неумеренным курением сигар и огромным количеством крестов, которых они никогда не снимали.
Поэтому в русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствую в
Западной Европе, где элементарные
духи скованы и прикрыты цивилизацией.
В нем было веяние нового
духа, на него имел влияние
западный христианский гуманизм, Арндт и др.
Общинный, коммунитарный
дух славянофилы противополагали
западному рыцарству, которое обвиняли в нехристианском индивидуализме и гордости.
Он видел эту необходимость, эту власть вещественности над
духом и в языческих религиях, и в католичестве, и в
западном рационализме, и в философии Гегеля.
Западные декаденты вроде Гюисманса, да и все
западные романтики, родились на почве католичества, проникнуты католическим
духом.
«Насколько, — говорит тот же автор, — идея общины природна русскому народу и осуществляется во всех проявлениях его жизни, настолько противен его нравам корпорационный муниципальный
дух, воплотившийся в
западном мещанстве» (Тегоборский «О производительных силах России», т. 1).
Его хоронят в Казанской губернии — накануне Троицына дня; около Владимира и Суздаля, а также в Пензенской и Симбирской губерниях — в Троицын или в
Духов дни; в Ярославской и в
западной части Костромской губернии — в воскресенье Всех святых, а местами — в Петров день; в Тверской губернии — в первое воскресенье Петрова поста; в других местах Великой России, особенно в степных, а также в Малороссии — 24 июня; в восточной части Костромской губернии, местами в Нижегородском Заволжье и в Вятской губернии — в Петров день.
С. 306–309.]
западного типа, религиозно-соотносительное, а до известной степени и эквивалентное в тоносе [Тонос — букв.: напряжение, в переносном смысле «сила»; понятие стоической философии, означающее напряжение, интенсивность космического
духа (пневмы).] своем нашему русскому хлыстовству.
— В. С. > взывает к своим: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго
Духа» (Хомяков А. С. Сущность
западного христианства.
Борьба двух
духов, двух типов культуры религиозной и безрелигиозной цивилизации всегда была имманентной самой
Западной Европе, она велась на европейской почве.
Национальная религиозная замкнутость и исключительность, отчужденность от
западного христианства и резко отрицательное к нему отношение, особенно к миру католическому, — все это находится в явном противоречии со вселенским
духом христианства.
В русском народе нарушено должное отношение между мужским и женским началом, между
духом и душой. И это — источник всех болезней нашего религиозного и национального сознания. С изумительной силой интуитивного проникновения изображена жуткая стихия русского народа в романе Андрея Белого «Серебряный голубь». Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и
западных начал. В этом сложность и загадочность России.
Василий Васильевич все понял и все отгадал инстинктом. Ему пришли на память тысячи мимолетных обстоятельств, действовавших так или иначе на расположение
духа и характер Марьи Валерьяновны. Все это еще сильнее восстало в его уме теперь, когда он узнал, что между Зыбиным и молодою девушкою существуют какие-то отношения, и когда он основательно мог опасаться какой-нибудь дерзкой выходки со стороны первого или просто ловкой
западни.
Среди этого двора была только одна личность, напоминавшая
западные нравы и подходившая к
духу западных наций своими вкусами, своей безыскусственной веселостью и врожденной грацией, — это была цесаревна Елизавета.
Он подкуплен Паткулем, прибавлял Новик, выведывать движения войск в Лифляндии и
дух тамошнего дворянства; он должен вести с ним переписку; в доказательство представил несколько писем, полученных от него будто бы через раскольников, и, наконец, брался, несмотря на предосторожности хитрого изменника и врага Швеции, заманить его со временем в
западню, откуда ему не вырваться.
В России и гуманизм переживался в предельных формах человекобожества, в
духе Кириллова, П. Верховенского, И. Карамазова, а совсем не в
духе западной гуманистической истории нового времени.