Неточные совпадения
— У нас развивается опасная болезнь, которую я назвал бы гипертрофией критического отношения к действительности. Трансплантация политических
идей Запада на русскую почву — необходима, это бесспорно. Но мы не должны упускать из виду огромное
значение некоторых особенностей национального духа и быта.
Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами частной, семейной, бытовой жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь исторического существования, который не созрел еще для такого существования [Я не касаюсь здесь церковных
идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее
значение.].
Все великие народы, имевшие свою
идею и свое призвание в мире, в высоких достижениях своей культуры приобретали универсальное
значение.
Но это совсем не значит, что мифотворческая «
идея» пролетариата не может иметь динамического
значения в борьбе.
Наряду с
идеей несотворенной свободы и объективации я углубил свой персонализм,
идею центрального и верховного
значения личности.
Идея вечных адских мук имела огромное социологическое
значение.
Огромное
значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в форме критики литературных произведений можно было выражать философские и политические
идеи.
Для истории русского мессианского сознания очень большое
значение имеет историософическая
идея инока Филофея о Москве, как Третьем Риме.
Не нужно придавать слишком большого
значения сознательно утверждаемым
идеям.
Но если и признать болгарское происхождение
идеи инока Филофея, то это не меняет
значения этой
идеи для судьбы русского народа.
Но так думают потому, что придают слишком исключительное
значение сознательным
идеям, которые часто затрагивают лишь поверхность человека.
Но все это, свидетельствуя о трагической судьбе русского народа, совсем не означает, что весь запас творческой энергии и творческих
идей пропал даром и не будет иметь
значения для будущего.
Прежде всего, огромное
значение в соловьевском деле имеет его утверждение профетической стороны христианства, и в этом оно более всего входит в русскую
идею.
Все творческие
идеи прошлого вновь будут иметь оплодотворяющее
значение.
Хомяковская
идея соборности, смысл которой будет выяснен в другой главе, имеет
значение и для учения об обществе.
Идея науки, единой и всеразрешающей, переживает серьезный кризис, вера в этот миф пала, он связан был с позитивной философией и разделяет ее судьбу; сама же наука пасть не может, она вечна по своему
значению, но и смиренна.
А здесь уже приискивается для нового понятия надлежащее место в ряду других
идей, объясняется его
значение, делаются из него выводы и т. д.
Сколько раз, бывало, сидя в Погорелке на мезонине, она видела себя в мечтах серьезною девушкой, трудящейся, алчущей образовать себя, с твердостью переносящей нужду и лишения, ради
идеи блага (правда, что слово «благо» едва ли имело какое-нибудь определенное
значение); но едва она вышла на широкую дорогу самодеятельности, как сама собою сложилась такая практика, которая сразу разбила в прах всю мечту.
А еще один московский критик разве не строил таких заключений: драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими
идеями; героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, следовательно, не годится для драмы, ибо не может возбуждать нашего сочувствия; следовательно, «Гроза» имеет только
значение сатиры, да и то не важной, и пр. и пр…
Мы не говорим о практическом
значении всех этих мер, мм только утверждаем, что самая попытка приступить к ним доказывает сильное развитие той общей
идеи, на которую мы указали: хотя бы все они рушились или остались безуспешными, это бы могло показать только — недостаточность или ложность средств, принятых для их исполнения, но не могло бы свидетельствовать против потребностей, их вызвавших.
Подобный взгляд на человеческую жизнь так мало подходит к нашим понятиям, что имеет для нас интерес только фантастического; трагедия, основанная на
идее восточной или старинной греческой судьбы, для нас будет иметь
значение сказки, обезображенной переделкою.
С господствующим определением комического — «комическое есть перевес образа над
идеею», иначе сказать: внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное
значение, — нельзя не согласиться; но вместе с тем надобно сказать, что [Фишер, автор наилучшей эстетики в Германии, слишком ограничил] понятие комического, противополагая его, для сохранения [гегелевского] диалектического метода развития понятий, только понятию возвышенного.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие
идеи и формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству
идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два
значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству
идеи и формы.
К сожалению, здесь не место подвергать анализу
идею «абсолюта», или бесконечного, и показывать настоящее
значение абсолютного в области метафизических понятий; тогда только, когда мы поймем это
значение, представится нам вся неосновательность понимания под возвышенным бесконечного.
Л-у, конечно, будет трудно разобрать его картину со стороны техники, но он сумеет коснуться ее
значения как произведения искусства, которое не терпит, чтобы его низводили до служения каким-то низким и туманным
идеям.
— Наконец, — продолжали мы, — если в трудные минуты жизни мы жаждем утешения, то где же мы ищем его, как не в высоких
идеях добра, красоты и истины? Ужели и это не объясняет достаточно, какое
значение, какую цену имеет добро?
«По ведь литература не может иметь претензии на прямое административное
значение: довольно с нее и того, если она старалась вообще внушать гуманные
идеи и благородные чувствования.
Писатели того времени, не обращая внимания на публику, для которой они писали, не думая о тех условиях, от которых зависит действительный успех добрых
идей, придавали себе и своим словам гораздо более
значения, нежели следовало.
«Все это прекрасно, — отвечаем мы, — статьи написаны превосходным слогом и делают честь благородству чувствований их авторов; но нас интересует не слог и не благородство писателей, а практическое
значение их
идей.
Приписать опять чувство это врожденной робости Акулины, тому, что она была загнана, забита и запугана, или «
идее», которую составляют себе о власти вообще все люди, редко находящиеся с нею в соприкосновении и по тому самому присваивающие ей какое-то чересчур страшное
значение, — было бы здесь неуместно, ибо отчаяние бедной девки могло не только победить в ней пустые эти страхи, но легко даже могло вызвать ее на дело несравненно более смелое и отважное.
Не навязывай мы народу заботы о нашем прокормлении и о всяком нашем удовольствии, так, конечно, мы же были бы в выигрыше: наши просвещенные
идеи быстро распространились бы в массах, и мы стали бы иметь больше
значения, наши труды стали бы ценить выше.
В этом отношении уния имела сходство с реформациею: при движении реформационных
идей папы тоже поставлены были в невозможность поддерживать свое
значение запрещением народу читать библию, оставлением его в невежестве и т. п.
Но в Риме находим уже не то: там уже развивается односторонняя государственная
идея, и человек имеет
значение только как принадлежность Рима.
Катерина Матвеевна. Позвольте, позвольте, я не все сказала. Жизнь, которая ожидает нас, будет иметь
значение не только для нас, но и для целого общества. Мы будем первообраз новых отношений мужчины и женщины, мы будем осуществлением
идеи века, мы будем…
Хотя надобно признаться, что в этих словах можно добраться до некоторого смысла, но я притворился, что вовсе их не понимаю, и Рубановский принялся объяснять мне таинственное
значение «
идей, изображенных буквами, кои разум человеческий разуметь должен».
Не правда ли, что это проникает, в глубину души, заставляет сердце ваше биться сильнее, оживляет и украшает вашу жизнь, возвышает перед вами человеческое достоинство и великое, вечное
значение святых
идей истины, добра и красоты!
Идеи и их постепенное развитие только потому и имеют свое
значение, что они, рождаясь из существующих уже фактов, всегда предшествуют изменениям в самой действительности.
Решено было, что в России движение
идей и движение доблестей совершалось в одной известной части народа, и о высоком
значении этой части в судьбах всей России, именно в этом отношении, «Московский вестник» уже обещал нам представить статью одного знаменитого русского писателя.
Мы видим из всего, что Станкевич не был тружеником и мучеником
идеи, а просто был эпикурейцем, хотя и не в дурном
значении этого слова.
Идеи для мира явлений имеют не только художественно-эротическую и религиозно-мистическую достоверность, но и логическую значимость, как общие родовые понятия (κοινόν, το εν επί πολλών, εν είδος εκαστον περί τα πολλά), причем эти понятия не суть только родовые имена, но выражают самые сущности предметов (οϋσίαι) [О смысловом
значении «
идей» и «эйдосов» у Платона см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии.
Идеи отрицательного богословия входят в состав каббалистического учения об абсолютном Ничто (en-soph) [Другое (и более точное)
значение Эн-Соф — бесконечное.
Такое понимание культа приводит к тому, что в его символическом действе видят лишь произвольно установленные аллегорические символы, или театральные жесты, возбуждающие известное настроение или выражающие известную
идею (почти такое
значение получил обряд и в современном протестантизме, где даже евхаристия понимается как некая символическая аллегория).
Внимание читателя привлекается лишь к таким страницам истории мысли, которые имеют прямое
значение для более отчетливого выявления собственных
идей автора (хотя, конечно, при этом и прилагается забота, чтобы при эпизодическом изложении не было существенных пробелов).
Пустые логические формы, вспомогательные схемы, имеющие лишь прагматическое
значение, без всякого колебания выдаются Аристотелем за подлинные
идеи в платоновском смысле.
Идея равенства может иметь в известный момент практически полезное
значение, быть борьбой за освобождение и достоинство человека.
Центральное
значение имеет не
идея души, а
идея целостного человека, объемлющего духовное, душевное и телесное начало.
Идея мировой души и космического целого не имеет экзистенциального
значения.
Идея существования вечных начал жизни имеет двоякое
значение.
В нем сильна была
идея служения, верность святыне, защита слабых и униженных, уважение к женщине, и все эти свойства имеют непреходящее нравственное
значение.
Но от греко-римского мира осталась положительная
идея ценности качественного аристократически творческого труда, которая должна быть согласована с библейско-христианской
идеей священно-аскетического
значения труда и равенства всех людей перед Богом.