Неточные совпадения
— Я не купец, не дворянин, я вне сословий. Я делаю тяжелую работу, защищая права
личности в государстве, которое все еще не понимает культурного
значения широты этих прав.
Далее: «Во-вторых, защитник Масловой, — продолжал он читать, — был остановлен во время речи председателем, когда, желая охарактеризовать
личность Масловой, он коснулся внутренних причин ее падения, на том основании, что слова защитника якобы не относятся прямо к делу, а между тем в делах уголовных, как то было неоднократно указываемо Сенатом, выяснение характера и вообще нравственного облика подсудимого имеет первенствующее
значение, хотя бы для правильного решения вопроса о вменении» — два, — сказал он, взглянув на Нехлюдова.
На этом пути отрицается огромное
значение духовного подбора
личностей, личных качеств и призваний, личной годности, не возлагается на
личность вся огромная ответственность за судьбу общественности.
У Прудона есть отшибленный угол, и тут он неисправим, тут предел его
личности, и, как всегда бывает, за ним он консерватор и человек предания. Я говорю о его воззрении на семейную жизнь и на
значение женщины вообще.
Отсюда и
значение этического момента, всегда связанного с
личностью и свободой.
Проблема столкновения
личности и мировой гармонии. Отношение к действительности.
Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Только в религии открывается для него
значение человеческой
личности.
Огромное, основоположное
значение для дальнейшей истории русского сознания имеет то, что у Белинского бунт
личности против мировой истории и мировой гармонии приводит его к культу социальности.
Целостность
личности рассекается, разрывается учением о перевоплощении душ, плоть человека лишается своего
значения.
Даже в утонченной и высокой греческой культуре не была еще сознана
личность в ее безусловном
значении, и это сказалось в античном обоготворении государства.
Сама же
личность женщины остается без всякого
значения.
Почем вы знаете, Бахмутов, какое
значение будет иметь это приобщение одной
личности к другой в судьбах приобщенной
личности?..
— Собственность! — ответил он докторальным тоном, — но кто же из нас может иметь сомнение насчет
значения этого слова! Собственность — это краеугольный камень всякого благоустроенного общества-с. Собственность — это объект, в котором человеческая
личность находит наиудобнейшее для себя проявление-с. Собственность — это та вещь, при несуществовании которой человеческое общество рисковало бы превратиться в стадо диких зверей-с. Я полагаю, что для «деточек» этих определений совершенно достаточно!
Мне скажут, что все это мелочи, что в известные эпохи отдельные
личности имеют
значение настолько относительное, что нельзя формализироваться тем, что они исчезают бесследно в круговороте жизни. Да ведь я и сам с того начал, что все подобные явления назвал мелочами. Но мелочами, которые опутывают и подавляют…
Мы не говорили о многом — о сцене ночного свидания, о
личности Кулигина, не лишенной тоже
значения в пьесе, о Варваре и Кудряше, о разговоре Дикого с Кабановой и пр. и пр.
Проводить в подробности по различным царствам природы мысль, что прекрасное есть жизнь, и ближайшим образом, жизнь напоминающая о человеке и о человеческой жизни, я считаю излишним потому, что [и Гегель, и Фишер постоянно говорят о том], что красоту в природе составляет то, что напоминает человека (или, выражаясь [гегелевским термином], предвозвещает
личность), что прекрасное в природе имеет
значение прекрасного только как намек на человека [великая мысль, глубокая!
Мы изучили Онегина, его время и его среду, взвесили, определили
значение этого типа, но не находим уже живых следов этой
личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе.
Их развитие не так высоко, чтобы понять
значение своей родины в среде других народов; их чувства не так сильны, чтобы выразиться в практической деятельности; их
личность не столько самобытна, чтобы в собственных силах искать прав на какое-нибудь
значение.
Настоящая государственная власть в древней России не существовала по крайней мере до возвышения государства Московского. Древние князья называли Русь своею отчиною и действительно, как доказал недавно г. Чичерин, владели ею скорее по вотчинному, нежели по государственному праву. По утверждении же Московского государства, — одна уже возможность такой
личности, как Иван Грозный, заставляет отказаться от обольщения относительно силы и
значения думы боярской или какого бы то ни было уравновешивающего, влияния.
Не находя в себе никакого собственного, личного
значения, не видя возможности опереться в чем-нибудь на самих себя, потерявши благородный эгоизм самобытной
личности, но будучи одержимы мелочным и грубым самолюбием, — они постоянно старались придавать себе важности непомерным превозношением своих господ.
Но в сценах народных, принимая их в современном
значении, в создании
личности весельчака, сказочника, песельника и балагура, Торопки Голована, дарование Загоскина явилось не только с тою же силой, но даже с большим блеском, чем в прежних сочинениях.
Неоспоримо, что внешние условия жизни Востока издревле влияли и все еще продолжают влиять на человека в сторону угнетения его
личности, его воли. Отношение человека к деянию — вот что определяет его культурное
значение, его ценность на земле.
Таким образом, кроме своей прекрасной, благородной
личности, столь привлекательной в самой себе, Станкевич имеет еще и иные права на общественное
значение, как деятельный участник в развитии людей, которыми никогда не перестанет дорожить русская литература и русское общество. Имя его связано с началом поэтической деятельности Кольцова, с историей развития Грановского и Белинского: этого уже довольно для приобретения нашего уважения и признательной памяти.
Кто признает права
личности и принимает важность естественного, живого, свободного ее развития, тот поймет и
значение Станкевича, как в самом себе, так и для общества.
Но
личность сама по себе не имеет никакого
значения, и мы не должны обращать на нее внимания.
Не устраняется ли этим учением
значение самой
Личности Пресвятой Девы, Ее свобода и подвиг?
Она не может сообщаться внешне, почти механически, как знание, ею можно лишь заражаться — таинственным и неисследимым влиянием одной
личности на другую; в этом тайна
значения религиозных
личностей, — пророков, святых, самого Богочеловека в земной Его жизни.
Она имеет положительное
значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой
личности, которую нельзя превращать в средство, и имеет отрицательное
значение, когда такими началами признаются относительные исторические, социальные и политические формы, когда эти относительные формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная форма собственности.
Социальная муштровка и цивилизование человека-варвара может иметь положительное
значение, но не означает оформления
личности.
С точки зрения мировой истории мысли, занятой проблемой
личности, огромное
значение имело учение об ипостасях Св.
Начало же равенства само по себе не имеет самостоятельного
значения, оно подчинено свободе и достоинству
личности.
Ценность же
личности и свободы имеет абсолютное
значение.
Собственность ограничена и относительна по своей природе, она имеет лишь функциональное
значение в отношении к
личности.
Личность есть носитель и творец сверхличных ценностей, и только это созидает ее цельность, единство и вечное
значение.
В основе евангельской, христианской этики лежит безусловное признание
значения всякой человеческой души, которая стоит дороже царств мира, самоценности
личности как образа и подобия Божьего.
Сложность социального вопроса как вопроса духовного еще в том, что должно всемерно стремиться к улучшению положения масс и к увеличению социального
значения труда, но не должно допускать господства масс над человеческой
личностью, власти количества над качеством, преобладания ценностей материальных над ценностями духовными.
Нравственный акт человеческой
личности имеет не только личное, но и общественное, и даже космическое
значение.
В этом отношении Бахофен имел огромное
значение, он один из первых показал существование первобытного полового коммунизма, из которого образовалась моногамическая семья лишь после пробуждения духа и
личности.
Для того, чье зрение омрачено покрывалом Майи, весь мир кажется разрезанным на бесчисленные
личности. И такой человек не может понимать
значения всеобъемлющей любви ко всему живому».
Иван Грозный был как раз
личность, которую он изучал как психолог и писатель. Его взгляд казался многим несколько парадоксальным; но несомненно, что в Иване сидела своего рода художественная натура на подкладке психопата и маньяка неограниченного самодержавия. Оценка москвичей, слишком преклонявшихся перед государственным
значением Грозного, не могла удовлетворять Костомарова с его постоянным протестом и антипатией к московскому жестокому централизму.
О нем следовало бы поговорить в разных смыслах, а здесь я привел его имя потому, что и он фактически принадлежал к эмигрантам, если посмотреть на этот термин в более обширном
значении. Можно только искренно пожалеть, что такая замечательная
личность была слишком малоизвестна в России, даже и в нашей пишущей среде.
И такой талант, как Шатобриан в своих «Memoires d'outre tombe» грешил, и как! той же постоянной возней с своим «я», придавая особенное
значение множеству эпизодов своей жизни, в которых нет для читателей объективного интереса, после того как они уже достаточно ознакомились с
личностью, складом ума, всей психикой автора этих «Замогильных записок».
Величина любви есть величина дроби, которой числитель, мои пристрастия, симпатии к другим, — не в моей власти; знаменатель же, моя любовь к себе, может быть увеличен и уменьшен мною до бесконечности, по мере того
значения, которое я придам своей животной
личности.
Эти психические факторы революции говорят о том, что в самых ее первоисточниках и первоосновах отрицается человеческая
личность, ее качественность, ее ответственность, ее безусловное
значение.
С одной стороны, он придавал исключительное
значение началу
личности, был фанатиком личного начала, и это была самая сильная его сторона.
Только этой вечной жизни учит Христос по всем Евангелиям, и, как ни странно это сказать про Христа, который лично воскрес и обещал всех воскресить, никогда Христос не только ни одним словом не утверждал личное воскресение и бессмертие
личности за гробом, но и тому восстановлению мертвых в царстве мессии, которое основали фарисеи, придавал
значение, исключающее представление о личном воскресении.
Церковь — образец истинного иерархизма, — в ней личное начало, которому придается абсолютное
значение, соединяется с иерархической соборностью, с мистической иерархией, но нет уравнительного смешения, нет принуждения
личности к равенству со всякой другой
личностью.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько
личность Балашева. Видно было, что только то, что̀ происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что̀ было вне его, не имело для него
значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
Процессы национальных индивидуализаций, конечно, имели огромное положительное
значение, они обогащали, в них реальные национальные
личности приходили к самосознанию, обнаруживали свою энергию.