Неточные совпадения
— Я утверждаю: сознание
необходимости социальной дисциплины, чувство солидарности классов возможны только при наличии правильно и единодушно понятой национальной
идеи. Я всегда говорил это… И до той поры, пока этого не будет, наша молодежь…
— В Европе промышленники внушают министрам руководящие
идеи, а у нас — наоборот: у нас
необходимость организации фабрикантов указана министром Коковцовым в прошлом году-с!
— Не знаю, можно ли объяснить эту жадность на чужое
необходимостью для нашей страны организующих
идей, — сказал Туробоев, вставая.
Вся Европа пришла теперь к
необходимости деспотизма, чтоб как-нибудь удержать современный государственный быт против напора социальных
идей, стремящихся водворить новый чин, к которому Запад, боясь и упираясь, все-таки несется с неведомой силой.
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды, народы; государственные религии обоготворяли царей и государства. Даже и теперь большая часть малообразованных людей, как наши крестьяне, называющие царя земным богом, подчиняются законам общественным не по разумному сознанию их
необходимости, не потому, что они имеют понятие об
идее государства, а по религиозному чувству.
6) Трагическое не имеет существенной связи с
идеею судьбы или
необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма
необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
Как бы человек ни считал себя занимающимся одними фактами, внутренняя
необходимость ума увлекает его в сферу мысли, к
идее, к всеобщему; специалисты выигрывают упорным непослушанием только то, что, вместо правильного пути поднятия, они блуждают в странной среде, которой дно — факты без связи, а верх — теоретические мечтания без связи.
В науке природа восстановляется, освобожденная от власти случайности и внешних влияний, которая притесняет ее в бытии; в науке природа просветляется в чистоте своей логической
необходимости; подавляя случайность, наука примиряет бытие с
идеей, восстановляет естественное во всей чистоте, понимает недостаток существования (des Daseins) и поправляет его, как власть имущая.
В природе все частно, индивидуально, врозь суще, едва обнято вещественною связью; в природе
идея существует телесно, бессознательно, подчиненная закону
необходимости и влечениям темным, не снятым свободным разумением.
Природа есть именно существование
идеи в многоразличии; единство, понятое древними, была
необходимость, фатум, тайная, миродержавная сила, неотразимая для земли и для Олимпа; так природа подчинена законам необходимым, которых ключ в ней, но не для нее.
Рассуждая отвлеченно, нельзя не сознаться, что мысль о вечном движении и вечной смене
идей в обществе, — а следовательно, и о постоянной
необходимости проповедников этих
идей — вполне справедлива.
К сожалению, нет ничего общего между феодальным монархизмом с его определенным началом, с его прошлым, с его социальной и религиозной
идеею, и наполеоновским деспотизмом петербургского царя, имеющим за себя лишь печальную историческую
необходимость, преходящую пользу, не опирающимся ни на какое нравственное начало.
— Помилуйте! — волновался губернатор, — я из крайней
необходимости учреждаю над школой административный надзор, поручаю его человеку, лично известному мне своею благонамеренностью, человеку аттестованному с самой отличной стороны директором гимназии, человеку способному и прекрасному педагогу, а его преосвященство вмешивается в дело и видит в этом распространение каких-то зловредных
идей, а сам вступается за господина, который устраивает антиправительственные демонстрации!
Затем, в числе самых настоятельных, первых действий «Молодой России» представлялась неизбежная
необходимость вырезать, по крайней мере, хоть полтораста тысяч русских дворян и помещиков, смертью казнить вообще всех собственников, положить под топор всех вообще ретроградов и противников благодетельной радикальной реформы и
идей «молодой России».
Все это как будто творится в каком-то совсем другом мире — не в том, в котором Достоевский. В его же мире, если нет человеку бессмертия, то есть только взаимная ненависть, злоба, одиночество и мрак. «Самоубийство, — говорит Достоевский, — при потере
идеи о бессмертии становится совершенно и неизбежно даже
необходимостью для всякого человека, чуть-чуть поднявшегося в своем развитии над скотами» (так и сказано!).
Можно даже установить следующий парадокс, играющий немалую роль в истории религиозных
идей: свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей
необходимостью делать избрание навязанного ей со стороны и сверху, порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
Но революционная диалектика марксизма есть не логическая
необходимость самораскрытия и саморазвития
идеи, а активность революционного человека, для которого прошлое не обязательно.
«Самоубийство при потере
идеи о бессмертии является совершенной и неизбежной
необходимостью для каждого человека, чуть-чуть поднявшегося в своем уровне над скотами».
Философия есть искусство познания в свободе через творчество
идей, противящихся мировой данности и
необходимости и проникающих в запредельную сущность мира.
Это рабье самочувствие противится великой
идее Творца о человеке, в нем сказывается пассивная покорность
необходимости, трусливое и слабосильное отречение от свободы во имя спокойствия и безопасности.
Сострадание к человеку как к трепещущей, жалкой твари, игралищу бессмысленной
необходимости — есть последнее прибежище идеальных человеческих чувств, после того как угасла всякая великая
Идея и утерян Смысл.
Во все времена философия знала своих героев, которые отстаивали свободную философию как искусство творить существенные
идеи, через которые за
необходимостью прозревалась свобода, за бессмыслицей — смысл.
Это послушание
необходимости, эта духовная пассивность может получить разные философские формулировки: власть материи и власть
идеи, власть ощущений и власть категорий, власть чувственности и власть рассудка, власть природы с ее неумолимыми законами и власть разума с его нормами.
"Стало быть, — думала она, — можно же и на службе не продавать себя, а преследовать
идею, на обстановку своего официального положения смотреть как на
необходимость, которая всегда будет существовать при каком угодно общественном строе".