Неточные совпадения
— А наш общий знакомый Поярков находит, что богатенькие юноши марксуют по силе
интуитивной классовой предусмотрительности, чувствуя, что как ни вертись, а социальная катастрофа — неизбежна. Однако инстинкт самосохранения понуждает вертеться.
Да и вообще метафизика возможна лишь как символика духовного опыта, как
интуитивное описание духовных встреч.
Мое мышление
интуитивное и афористическое.
Самые ничтожные явления жизни вызывают во мне
интуитивные прозрения универсального характера.
Для религиозного философа откровение есть духовный опыт и духовный факт, а не авторитет, его метод
интуитивный.
Относительное превращается как бы в другое Абсолютное и получается сопоставление двух Абсолютных, что совершенно недопустимо, так как закон единства Абсолютного есть основной закон
интуитивного разума.
Только
интуитивная гносеология внутренне непротиворечива.
Интуитивное, целостное, органическое познание совершается в первичном, не рационализированном сознании.
Лосский слишком расширяет сферу
интуитивного знания, расширяет до полного стирания всех различий.
Сфера
интуитивного знания гораздо шире, чем обычно думают, но все же уже, чем думает Лосский.
Невозможно совершенно отрицать различие между
интуитивным и дискурсивным мышлением.
Свободная философия есть философия религиозная, философия
интуитивная, философия сынов, а не пасынков.
Что три и один — одно, эта истина не вмещается дискурсивным мышлением, но вмещается
интуитивным мышлением, свободным от власти ограниченного бытия, в котором ничто не может быть разом три и один, а должно быть или три или один.
Лосский считает всякое познание
интуитивным и мистическим, даже самое элементарное.
А
интуитивное знание не может быть ничем иным, как непосредственным усмотрением реальностей, не только частных, но и общих.
Но всякое знание оказывается, по Лосскому,
интуитивным, т. е. и то знание, которое оставляет в темнице, ни с чем не соединяет и от всего отрывает.
Интуитивная теория знания должна вести к новому освещению старого спора знания и веры.
Лосский хочет себя уверить, что у него нет никаких волевых предпочтений, никаких благодатных интуиций по отношению к бытию, интуиций, предшествующих его
интуитивной теории знания.
Лосский хочет не интуитивно обосновывать интуитивизм, подходит к
интуитивному знанию с навыками критического позитивизма, укрепляет мистицизм, сознательно оставаясь вне мистицизма.
Лишь при исследовании «научных» вопросов философии, т. е. того, что лежит еще за пределами самого философствования, может казаться, что философствование автономно и независимо от всякой внефилософской окачествованности; в основе же всегда окажется метафизическая предпосылка, представляющая собой лишь выражение
интуитивного мироощущения.
Однако достаточно ли считаются утверждающие это с фактом всеобщей
интуитивной обоснованности, а следовательно, в этом смысле и неизбежной предвзятости философских систем?
При идеалистическом понимании платонизма упраздняется весь его жизненный смысл, причем он приравнивается теперешнему идеализму гуссерлианского типа, безобидному, но и, однако, бессильному «интенционированию» и «идеации» [Правильно: интенциональность — в феноменологии Гуссерля внешняя направленность восприятий и сознания; идеация —
интуитивный акт «схватывания», «переживания» предмета.].
По своей
интуитивной основе философия сближается с искусством,
интуитивная природа которого не вызывает оспаривания, философия есть искусство понятий.
Возвращаясь к нашей исходной проблеме — возможна ли религиозная философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия.
Вообще виды «откровения», как и предметы его, могут быть различны: и природные, и божественные, и демонические (так наз. у отцов церковных «прелесть»); оно может исходить из разных миров и иерархий, и само по себе «откровение» с выражающим его мифом, понимаемое в смысле формально-гносеологическом, может иметь различное содержание: и доброе и злое, и истинное и обманное (ибо ведь и сатана принимает вид ангела света), поэтому сам по себе «откровенный» или мистический характер данного учения говорит только об
интуитивном способе его получения, но ничего еще не говорит об его качестве.
Если сказанное об
интуитивных корнях философии справедливо, постольку можно и должно говорить и о религиозных корнях философии, а также и об естественной и неустранимой связи философии с религией.
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо человек не Бог и ничего сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Эта самоочевидность порождается именно опытно-интуитивным характером ее происхождения.
Это совсем другой род познания жизни —
интуитивный.
Но сознание заслоняет от человека и сверхсознательное, божественное бытие, оно мешает
интуитивному созерцанию Бога.
Интуитивные прозрения даются только философу, который познает целостным духом.
Сознание есть
интуитивный акт человеческого «я» относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира.
Женщина
интуитивнее мужчины, и своей интуицией она помогает мужскому творчеству.
Но этический предмет не поддается никогда такого рода
интуитивному описанию.
Всегда возможно при систематическом применении феноменологического метода
интуитивное описание предмета.
Новая психология требует
интуитивного проникновения и исключительного внимания к изучению индивидуальности и характера.
Но было у нее огромное
интуитивное понимание того, что хочет и может дать ее муж-художник, и в этом отношении она была живым воплощением его художественной совести.
Бессознательным,
интуитивным женским своим чутьем она чувствует саму душу художника-мужа, сливается с нею и как бы сама живет душою в этой родной ей душе.
Дух революционен в отношении к миру, и на земле он выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в
интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности.
Допущение свободы, из которой зло, хотя и не путем причинности, из которой и творчество всякой новизны в мире, хотя тоже не путем причинности, есть не какая-то онтологическая и метафизическая доктрина, а
интуитивное описание тайны, раскрывающейся в существовании.
Он не может также реально воплощаться в дискурсивной научной мысли, в формально-законнических морали и праве, ни в чем объективном, он воплощается в реальном восхождении субъекта, личности к Богу и в реальном нисхождении любви и милосердия, в
интуитивном сопричастии познающего с познаваемым, в реальном творчестве небывшего, в оригинальном, первородном суждении.
Дух реально, экзистенциально воплощается в человеческой личности, в ее творчески
интуитивном отношении к жизни и в братском общении людей, а не в объективированном обществе, государстве, исторической жизни наций.
Это есть вдохновенное,
интуитивное познание.
Это его созерцание мира, его
интуитивное проникновение во внутреннее существо мира.
Интуитивная метафизика проникает в действительность, разрывая все посредствующие практически корыстные понятия.
Мышкин разгадывает всех, прежде всего двух женщин, Настасью Филипповну и Аглаю, полон вещих предчувствий,
интуитивных прозрений.
Теперь прощай, моя добровольная страдалица. Благодарю тебя, ты мне не оставила уже никакого сомнения, что твоя любовь, твоя
интуитивная сила не могут даже отличить живого тела от мертвечины!
Метафизическое
интуитивное познание, по Бергсону, тем и отличается от аналитического научного, что оно проникает в глубь действительности, отдается ей, в то время как второе своими понятиями делает привнесения, отделяющие от действительности и оставляющие на большем расстоянии от нее.
В русском народе нарушено должное отношение между мужским и женским началом, между духом и душой. И это — источник всех болезней нашего религиозного и национального сознания. С изумительной силой
интуитивного проникновения изображена жуткая стихия русского народа в романе Андрея Белого «Серебряный голубь». Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и западных начал. В этом сложность и загадочность России.
Его
интуитивный гений знал собственные пути философствования.