Неточные совпадения
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика.
Интуиция всеединства.
Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Всякое знание абсолютного
бытия есть акт самоотречения отпавшего индивидуального разума во имя Разума универсального, и благодать
интуиции дается этим смирением, отказом от самоутверждения в состоянии, отпавшем от Логоса.
Лосский хочет себя уверить, что у него нет никаких волевых предпочтений, никаких благодатных
интуиций по отношению к
бытию,
интуиций, предшествующих его интуитивной теории знания.
Идея
бытия есть первичная
интуиция, а не производный результат дискурсивного мышления, и все попытки критицистов разложить эту идею на простейшие элементы, ничего общего с
бытием не имеющие, из субъекта взятые, производят впечатление софизмов, являются ненужным и вредным схоластическим формализмом.
Здесь в законные права вступает религиозная
интуиция или вера: о нездешних корнях нашего
бытия нам может поведать только откровение, неизбежно выливающееся в форму мифа, который затем уже может получить и философскую обработку, быть положен в основу философемы.
Для Канта она разрешается в области гносеологии, для нас гносеологическое ее осознание есть производное, она выражает собой
интуицию тварности
бытия.
В истории философии понятию веры придается иногда расширенное гносеологическое значение, этим именем называется всякая
интуиция, установляющая транссубъективное
бытие, — внешнего ли мира или чужого «я».
Знание о ничто как основе мирового
бытия есть тончайшая
интуиция твари о своей тварности.
Общие понятия столь же интуитивны и непосредственны в основе своей, как и восприятия индивидуального
бытия, и вне
интуиции общего, нераздельной с
интуицией индивидуального, общие понятия были бы невозможны.
Акт творения, изводящий мир в
бытие, полагающий его внебожественным, в то же время отнюдь не выводит его из божественного лона. Абсолютное полагает в себе относительное
бытие или тварь, ничего не теряя в своей абсолютности, но, однако, оставляя относительное в его относительности. Философское описание
интуиции тварности приводит к новой, дальнейшей антиномии: внебожественное в Божестве, относительное в Абсолютном.
Когда философы ищут
интуиции, они ищут познания, которое не есть объективирование, которое есть проникновение в глубину
бытия, приобщение к
бытию.
Метафизическая
интуиция не есть только более истинное проникновение в реальную действительность, чем научный анализ с его понятиями, — она есть также активно-творческое противление данному состоянию действительности во имя прорыва к высшему смыслу
бытия.
Интуиция философского познания связана с истинно-сущим, со смыслом
бытия, и творческая ее природа не означает, что сущее лишь в познании созидается.