Религиозные верования отражают человеческое рабство, рабство у стихийных сил природы и
иррациональных сил общества, они существуют лишь до тех пор, пока человек, социальный человек, не овладел окончательно стихийными и иррациональными силами, окружившими его таинственностью.
Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над
иррациональными силами природы и общества.
Неточные совпадения
Поэтому невозможен уже социальный утопизм, всегда основанный на упрощенном мышлении об общественной жизни, на рационализации ее, не желающий знать
иррациональных космических
сил.
Но как раз
иррациональные стихийные
силы могут принять формы крайней рационализации.
И у нас фактически сочетается сухой, рассудочный петроградский бюрократизм со скрывающейся за властью темной,
иррациональной, пьяной
силой.
Сила католичества есть
иррациональный остаток для всякого рационального объяснения истории.
Современная гносеология убивает живое брачное познание, потому что не в
силах соединить рациональное и
иррациональное.
Познать действительности нельзя, так как рациональное не покрывает
иррациональное, познающий субъект не в
силах совладать с хаосом, да и действительности не существует как трансцендентной реальности.
Для христианского сознания эта проповедь усложняется пониманием
иррациональных и злых
сил истории.
Иррациональная, меоническая свобода препятствует осуществлению «проекта» Н. Федорова, он оптимистически недооценивал
сил зла.
Мировая жизнь находится во власти
иррациональных, стихийных природных
сил.
Если люди объединяются для «общего дела» воскрешения, для реального осуществления христианской правды в жизни, если в братском союзе будут бороться против стихийных,
иррациональных, смертоносных природных
сил, то не будет царства антихриста, конца мира и страшного суда, то человечество непосредственно перейдет в вечную жизнь.
Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи, в смысл раскрывающийся в развитии материальных производительных
сил, т. е. в рациональность
иррациональных процессов.
И тогда неизбежен суд над обществом, тогда на небесах постановляется неизбежность революции, тогда происходит разрыв времени, наступает прерывность, происходит вторжение
сил, которые для истории представляются
иррациональными и которые, если смотреть сверху, а не снизу, означают суд Смысла над бессмыслицей, действие Промысла во тьме.
У женщины же дело не в уме, не в ее «малом умственном хозяйстве», которое Толстой ставит очень невысоко, а в могучей и огромной
силе иррационального чувствования.