Неточные совпадения
Дух у него захватило, и он не докончил. Он слушал в невыразимом волнении, как человек, насквозь его раскусивший, от самого себя отрекался. Он боялся поверить и не верил. В двусмысленных еще словах он жадно
искал и ловил чего-нибудь более точного и окончательного.
— Почему — странно? — тотчас откликнулась она, подняв брови. — Да я и не шучу, это у меня стиль такой, приучилась говорить о премудростях просто, как о домашних делах. Меня очень серьезно занимают люди, которые искали-искали свободы
духа и вот будто — нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надмирная пустота какая-то. Пустота, и — нет в ней никакой иной точки опоры для человека, кроме его вымысла.
Вообще, скажет что-нибудь в этом
духе. Он оделся очень парадно, надел новые перчатки и побрил растительность на подбородке. По улице, среди мокрых домов, метался тревожно осенний ветер, как будто
искал где спрятаться, а над городом он чистил небо, сметая с него грязноватые облака, обнажая удивительно прозрачную синеву.
Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он
искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями
духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы.
А между тем орлиным взором
В кругу домашнем
ищет он
Себе товарищей отважных,
Неколебимых, непродажных.
Во всем открылся он жене:
Давно в глубокой тишине
Уже донос он грозный копит,
И, гнева женского полна,
Нетерпеливая жена
Супруга злобного торопит.
В тиши ночной, на ложе сна,
Как некий
дух, ему она
О мщенье шепчет, укоряет,
И слезы льет, и ободряет,
И клятвы требует — и ей
Клянется мрачный Кочубей.
Она нетерпеливо покачала головой, отсылая его взглядом, потом закрыла глаза, чтоб ничего не видеть. Ей хотелось бы — непроницаемой тьмы и непробудной тишины вокруг себя, чтобы глаз ее не касались лучи дня, чтобы не доходило до нее никакого звука. Она будто
искала нового, небывалого состояния
духа, немоты и дремоты ума, всех сил, чтобы окаменеть, стать растением, ничего не думать, не чувствовать, не сознавать.
Радостно трепетал он, вспоминая, что не жизненные приманки, не малодушные страхи звали его к этой работе, а бескорыстное влечение
искать и создавать красоту в себе самом.
Дух манил его за собой, в светлую, таинственную даль, как человека и как художника, к идеалу чистой человеческой красоты.
Тит Никоныч являлся всегда одинакий, вежливый, любезный, подходящий к ручке бабушки и подносящий ей цветок или редкий фрукт. Опенкин, всегда речистый, неугомонный, под конец пьяный, барыни и барышни, являвшиеся теперь потанцевать к невесте, и молодые люди — все это надоедало Райскому и Вере — и оба
искали, он — ее, а она — уединения, и были только счастливы, он — с нею, а она — одна, когда ее никто не видит, не замечает, когда она пропадет «как
дух» в деревню, с обрыва в рощу или за Волгу, к своей попадье.
Величайшие русские гении боялись этой ответственности личного
духа и с вершины духовной падали вниз, припадали к земле,
искали спасения в стихийной народной мудрости.
Человечество должно бесстрашно, с полной верой в неистребимость своего
духа проходить через материальное развитие, через машину и технику и перестать
искать спасения исключительно в прошлом.
Приняв этот третий совет могучего
духа, ты восполнил бы все, чего
ищет человек на земле, то есть: пред кем преклониться, кому вручить совесть и каким образом соединиться наконец всем в бесспорный общий и согласный муравейник, ибо потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей.
Беспокойный
дух мой
искал арены, независимости; мне хотелось попробовать свои силы на свободе, порвавши все путы, связывавшие на Руси каждый шаг, каждое движение.
Простые линии, их гармоническое сочетание, ритм, числовые отношения представляют нечто таинственное и с тем вместе неполное, Здание, храм не заключают сами в себе своей цели, как статуя или картина, поэма или симфония; здание
ищет обитателя, это — очерченное, расчищенное место, это — обстановка, броня черепахи, раковина моллюска, — именно в том-то и дело, чтоб содержащее так соответствовало
духу, цели, жильцу, как панцирь черепахе.
Год проходит благополучно. На другой год наступает срок платить оброк — о Сережке ни слуху ни
духу. Толкнулся Стрелков к последнему хозяину, у которого он жил, но там сказали, что Сережка несколько недель тому назад ушел к Троице Богу молиться и с тех пор не возвращался.
Искал,
искал его Стрелков по Москве, на извозчиков разорился, но так и не нашел.
«Кто
ищет вне надежды и веры каких-либо гарантий для
духа любви, тот уже рационалист».
Сама жизнь
духа, а не наука о жизни
духа, предшествует гносеологии, в самой жизни
духа, в самих силах бытия нужно
искать предпосылок гносеологии, а не в психологии или другой какой-нибудь «логии».
Если существует своеобразный
дух России, то
дух этот
ищет истины как пути и жизни, т. е. истины живой, конкретной.
Философия должна быть свободной, должна
искать истину, но именно свободная философия, философия свободы приходит к тому, что лишь религиозно, лишь жизни цельного
духа дается истина и бытие.
Хотя
дух от целой тетеревиной выводки весьма силен и даже тупая собака горячо
ищет по ее следам, но знойное время года много ей мешает: по ранним утрам и поздним вечерам сильная роса заливает чутье, а в продолжение дня жар и духота скоро утомляют собаку, и притом пыль от иных отцветших цветков и засохших листьев бросается ей в нос и также отбивает чутье, а потому нужна собака нестомчивая, с чутьем тонким и верхним, Не имеющая же этих качеств, разбирая бесчисленные и перепутанные нити следов, сейчас загорится и отупеет, ибо тетеревята бегают невероятно много.
Да не возмнит кто-либо
искать в благоразумии политики, в общественной тишине довода к осуждению на казнь убийцев в злобе
дух испустившего асессора.
Согласилась со мной, что мы при третьем коне, вороном, и при всаднике, имеющем меру в руке своей, так как всё в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и
ищут: «мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий»… да еще
дух свободный и сердце чистое, и тело здравое, и все дары божии при этом хотят сохранить.
— Знаю, что нехорошо это… Не похвалят меня за эти слова… известно! Только уж и набалованы они, доложу вам! Строгости-то строгостями, ан смотришь, довольно и озорства. Все"
духу"
ищут; ты ему сегодня поперек что-нибудь сказал, а он в тебе завтра"
дух"разыскал! Да недалече ходить, Федор Сергеич-то! Что только они с ним изделали!
Как жалок, напротив, кто не умеет и боится быть с собою, кто бежит от самого себя и всюду
ищет общества, чуждого ума и
духа…» Подумаешь, мыслитель какой-нибудь открывает новые законы строения мира или бытия человеческого, а то просто влюбленный!
Горизонт мой незаметно расширился, я воспрянул
духом, спал с тела и не только не дичился общества, но
искал его.
Посреди разговора, никто и не слыхал, как подкрался Иудушка, яко тать в нощи. Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. Некоторое время он
ищет глазами образа, наконец находит и с минуту возносит свой
дух.
Среди уродливых отражений жизненного закона и его тяжбы с
духом моим я
искал, сам долго не подозревая того, — внезапное отчетливое создание: рисунок или венок событий, естественно свитых и столь же неуязвимых подозрительному взгляду духовной ревности, как четыре наиболее глубоко поразившие нас строчки любимого стихотворения. Таких строчек всегда — только четыре.
Да вы барыню вот расстроиваете! Чем бы за нас словечко замолвить, когда она в веселом
духе, а вы нарочно дурного часу
ищете, чтоб на нас нажаловаться.
Жаждет любовь утоления,
ищут слезы ответных слез. И когда тоскует душа великого народа, — мятется тогда вся жизнь, трепещет всякий
дух живой, и чистые сердцем идут на заклание.
Кто-то невидимый в потемках бродит по русской земле, и гордое слово бессильно гонится за ним, не может поймать, не может уличить. Кто он и чего он хочет? Чего он
ищет?
Дух ли это народный, разбуженный среди ночи и горько мстящий за украденное солнце?
Дух ли это Божий, разгневанный беззаконием закон хранящих и в широком размахе десницы своей карающий невинных вместе с виновными? Чего он хочет? Чего он
ищет?
О
дух неправды! Тот, кто
ищет свет,
Кто жаждет лишь обнять, что вечно и прекрасно,
Над тем у ада власти нет,
И ты сгубить его надеешься напрасно.
Познает правду он, рассеется твой мрак,
Как ветром на луну навеянная тучка!
Блажен, кто прост и чист душою,
Чей
дух молитве не закрыт,
Кто вместе с юною землею
Творца миров благодарит,
Но мыслью, вечно восходящей,
Не в жизни
ищет идеал,
И кто души своей любящей
Упорно к ней не приковал!
Коль правосудным жить мы созданы творцом,
То жизнодавец наш нам должен быть отцом;
Но как мы здесь живем? Повсеминутно страждем,
Наш
дух отягощен, и смущены умы;
Мы
ищем помощи и только тщетно жаждем…
Творец иль виноват, иль заблуждаем мы.
Разрывается душа моя надвое: хочу оставаться с этими людьми, тянет меня идти проверять новые мысли мои,
искать неизвестного, который похитил свободу мою и смутил
дух мой.
— Вам снова, — говорит, — надо тронуться в путь, чтобы новыми глазами видеть жизнь народа. Книгу вы не принимаете, чтение мало вам даёт, вы всё ещё не верите, что в книгах не человеческий разум заключён, а бесконечно разнообразно выражается единое стремление
духа народного к свободе; книга не
ищет власти над вами, но даёт вам оружие к самоосвобождению, а вы — ещё не умеете взять в руки это оружие!
Через что исполняются наши родительские наставления, прежде данные Ее Высочеству».]
искала Она правил мудрой Политики, и часто, облокотись священною рукою на бессмертные страницы
Духа законов, раскрывала в уме Своем идеи о народном счастии, предчувствуя, что Она Сама будет творцом оного для обширнейшей Империи в свете!..
— Я же хоть и встречал тоже вас-с и даже, отправляясь сюда, в Петербург, намерен был непременно вас здесь
поискать, но, повторяю, я теперь в таком настроении
духа… и так умственно разбит с самого с марта месяца…
— Он перевел
дух и продолжал просительно: — Так вот поищи-ка, нет ли книги насчет поступков?
Это насмешка над тем, кто страстно и искренно
ищет ответов на тревожные запросы своего
духа…
Нет, милостивые государи: так нельзя объяснить огромный, повсеместный успех «Юрия Милославского» и собственное ваше сочувствие; не в одной живости и веселости рассказа, не в легкости языка надобно
искать причины его, а в том, что весь роман проникнут русским
духом, народностью.
Вот тебе моя рука. И я
искал благополучия. И я любил уюты, где пахнет
духами, где женщина ставит на стол хлеб и цветы.
Иисус не говорит самарянам: оставьте ваши верования, ваши предания для еврейских. Он не говорит евреям: присоединяйтесь к самарянам. Но он говорит самарянам и евреям: вы одинаково заблуждаетесь. Важен не храм и не служение в храме, важен не Гаризим или Иерусалим, — настанет время и настало уже, когда будут поклоняться отцу не в Гаризиме, не в Иерусалиме, но когда истинные поклонники будут поклоняться отцу в
духе и истине, ибо таких поклонников отец
ищет себе.
Ко времени пикника сердце барона, пораженное эффектом прелестей и талантов огненной генеральши, будет уже достаточно тронуто, для того чтоб
искать романа; стало быть, свобода пикника, прелестный вечер (а вечер непременно должен быть прелестным), дивная природа и все прочие аксессуары непременно должны будут и барона и генеральшу привести в особенное расположение
духа, настроить на лад сентиментальной поэзии, и они в многозначительном разговоре (а разговор тоже непременно должен быть многозначительным), который будет состоять большею частию из намеков, взглядов, интересных недомолвок etc., доставят себе несколько счастливых, романтических минут, о которых оба потом будут вспоминать с удовольствием, прибавляя при этом со вздохом...
Ну что же: девка родила малого, девка родила малого, только всего, что же особенного?» И он
искал еще новых кощунственных слов, тяжело было присутствовать при этих судорогах
духа» (Булгаков С. Н. Автобиографические заметки.
История мысли подчеркнула, однако, скорее второе понимание — в
духе эманативного монизма (так преломилось это учение, напр., у Я. Беме; быть может, в нем же следует
искать прототип учения Спинозы об единой субстанции, существующей во многих модусах и атрибутах).
Однако если вера может родиться только у ищущих ее (и притом тоже не всегда: для современного
духа именно характерна утрата способности находить веру, но не
искать ее, ибо исканиями полна наша эпоха), то не значит ли это и впрямь, что вера есть психологизм и субъективизм?
О падении оракулов, 27).] в язычестве, времена последнего уже миновали, и если теперь
искать Бога только в природе, то чрез нее можно услышать не «богов», но «лестчих
духов», уводящих от истины, и сделаться жертвой религиозного обмана.
Духом, потому остается навеки истинным: кто
ищет Бога не у Бога, с Богом и в Боге, тот будет
искать на всех путях и ничего не найдет» [Sebastian Franck. Paradoxa, hsg, v. H. Ziegler (Diederichs).
Чем более человек заставляет в разумном мышлении действовать за себя самое дело, отказывается от своей обособленности, относится к себе как к всеобщему сознанию, его разум не
ищет своего в смысле особного, и тем менее может он впасть в это противоречие, ибо он, разум, и есть самое дело,
дух, божественный
дух» (17) [Ср. там же.
Однажды Конфуция спросили: «Как надо служить
духам, и что такое смерть?» Мудрец ответил: «Когда не умеют служить людям, то где же уметь служить
духам. Когда еще не знают, что такое жизнь, то где же знать, что такое смерть». Удивительная мысль эта близка и родна душе Толстого. Разрешения загадки смерти он все время
ищет в разрешении загадки жизни.
Мужики,
ища виноватого, метались то на того, то на другого; теперь они роптали на Сухого Мартына, что негоже место взял. Они утверждали, что надо бы тереть на задворках, но обескураженный главарь все молчал и наконец, собравшись с
духом, едва молвил: что они бают не дело, что огничать надо на чистом месте.