Смотришь ли на звездное небо или в глаза близкого существа, просыпаешься ли ночью, охваченный каким-то неизъяснимым
космическим чувством, припадаешь ли к земле, погружаешься ли в глубину своих неизреченных переживаний и испытываний, всегда знаешь, знаешь вопреки всей новой схоластике и формалистике, что бытие в тебе и ты в бытии, что дано каждому живому существу коснуться бытия безмерного и таинственного.
Он поочередно или же сразу говорит и о чувстве бесконечного, или
космическом чувстве, к о чувстве божества (в позднейших сочинениях у него появляется, в качестве основного признака, чувство исключительной зависимости — «das schlechtinnige Abhängigkeitsgefühl»).
Неточные совпадения
В нем нет никакого пассивно-женственного приятия мира, других народов, нет никаких братских и эротических
чувств к
космической иерархии живых существ.
Слишком сильно у меня было
чувство зла и падшести мира, слишком остро было
чувство конфликта личности и мира,
космического целого.
Так, необычайные, почти
космические, размеры приобретала распря Белого с Блоком, хотя за ней скрыты
чувства, в которых ничего
космического не было.
На это нельзя ответить одним умозрением (как обычно принято думать) или же опытом имманентным, на это можно ответить лишь новым опытом, расширением и преобразованием опыта, предполагая, конечно, что наше
космическое естество узнает особым, совершенно неопределимым и ни к чему не сводимым
чувством область иного мира, для него «сверхъестественную».
Во всех этих определениях бросается в глаза, что религия
чувства, основанная на ощущении бесконечного,
космического единства, отнюдь не содержит в себе идеи Бога, которая тем не менее постоянно подразумевается Шлейермахером и вводится посредством «т. е.», как в приведенной тираде, причем делается спинозовское уравнение: deus sive natura [Бог или природа (лат.) — выражение из «Этики» Б. Спинозы.].
Если буддизм пессимистичен, то стоицизм своеобразно сочетает пессимистическое, горькое
чувство жизни с крайним
космическим оптимизмом.