Неточные совпадения
— Вы никогда не думали, славяночка, что все окружающее вас есть замаскированная ложь? Да… Чтобы вот вы с Дидей сидели в такой комнате, пользовались тюремным надзором мисс Дудль, наконец моими медицинскими советами, завтраками, пользовались свежим бельем, — одним словом, всем комфортом и удобством так называемого
культурного существования, — да, для всего этого нужно было пустить по миру тысячи людей. Чтобы Дидя и вы вели настоящий
образ жизни, нужно было сделать тысячи детей нищими.
Ценила его, главным
образом,
культурная элита, для более широких кругов он был недоступен.
Но в русской культуре должны были быть явлены и
образы утонченности и
культурного многообразия.
Борьба рационалистического духа с иконой, лампадой и ладаном роковым
образом превращается в борьбу с культурой, с
культурной символикой, с мистическими истоками культуры.
Я не говорю, чтоб отношения русского
культурного человека к мужику, в том виде, в каком они выработались после крестьянской реформы, представляли нечто идеальное, равно как не утверждаю и того, чтоб благодеяния, развиваемые русской культурой, были особенно ценны; но я не могу согласиться с одним: что приурочиваемое каким-то
образом к обычаям
культурного человека свойство пользоваться трудом мужика, не пытаясь обсчитать его, должно предполагаться равносильным ниспровержению основ.
От чего отдохнуть — это вопрос особый; но уехать на лето во всяком случае надо. Летом города населяются дулебами, радимичами, вятичами и пр., в
образе каменщиков, штукатуров, мостовщиков, совместное жительство с которыми для
культурного человека по многим причинам неудобно.
Не однажды меня интриговала мысль: каким это
образом русский
культурный человек вдруг словно из земли вырос?
Вот, между прочим, пример, каким
образом медицина без всяких жертв может вести
культурного человека к тому, к чему естественный отбор приводит дикарей с громадными жертвами.
В них вырабатывается более высокий
культурный уровень, более утонченные чувства и более утонченные нравы, даже телесный
образ человека делается более благородным, менее грубым.
Прельщение и рабство эстетическое, напоминающее магию, не захватывает слишком широких масс человечества, оно обнаруживается, главным
образом, среди
культурной элиты.
Когда я говорю, что эстетизм свойственен, главным
образом,
культурной элите, я этим не хочу сказать, что нет эстетизма, свойственного народной жизни.
Каким
образом, спрошу я, могли народиться те носители новых идей и стремлений, какие изображались Герценом, Тургеневым и их сверстниками в 40-х годах, если бы во всем тогдашнем
культурном слое уже не имелось налицо элементов такого движения? Русская передовая беллетристика торопилась выбирать таких носителей идей; но она упускала из виду многое, что уже давно сложилось в характерные стороны тогдашней жизни, весьма и весьма достойные творческого воспроизведения.
…Нетрудно предвидеть, что далее пойдет таким же
образом: обыватель-коммерсант все больше будет прибирать Москву к рукам и сам волей-неволей будет поддерживать и высшую
культурную жизнь города, между тем как сословные обитатели Поварской, Арбата, Сивцева Вражка и других дворянских местностей, если они останутся все с тем же духом сословной реакции, обесцветят себя до полного вырождения…"
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и национальный
образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким
культурным слоем.
Образ Чацкого в «Горе от ума» изображает это одиночество лучших, наиболее умных и
культурных людей того времени.